Dear Tiziana,

Аннеси – 2017 –

ЖАРА, ЭРОТИКА и КИТАЙСКИЙ АВАНГАРД.

 

                                                                                                           Наталья ЛУКИНЫХ

                                    

          Крупнейший фестиваль мировой анимации в альпийском Аннеси, традиционно удивляющий своих участников какими-то новшествами и торжествами, в 41-й раз собрал грандиозную коллекцию фильмов (216 только в конкурсных программах!) и в этом году сразил публику прежде всего изнуряющей жарой, которая испытывала на прочность 10 тысяч аккредитованных гостей и участников смотра в переполненных кинозалах и павильонах кинорынка МИФА, в узких улочках средневекового города и даже на пляжных вечеринках около озера. Даже стойкие россияне, совсем забывшие о летнем тепле, с трудом выдерживали 6-дневный фестивальный марафон при стабильной духоте и 30-ти с лишним градусах жары. И все же любовь к анимации и сюрпризы фестивальной программы победили в неравной борьбе с причудами климата.

             

          Среди главных сюрпризов программы я бы назвала неожиданный разворот фестивального экрана к эротике, те или иные формы которой обращали на себя внимание почти в каждом сеансе и в каждой конкурсной категории. Об этой теме сразу напоминал плакат фестиваля с изображением девушки в купальнике – в расслабленной позе с растекающимся стаканчиком мороженого в руке. Зовущий постер впрямую иллюстрировал фестивальную подборку вечерних программ с выразительным названием «Эротическая анимация – на вкус и цвет», куда попали произведения самого разного уровня и стиля. Здесь была и классическая комедия «Бэтти Буп Белоснежка» 1933 года с первой обольстительницей рисованного кино, и наивная кукольная мелодрама чешского маэстро Иржи Трнки «Роман с контрабасом» по Чехову, и далекий от эротики живописный авторский фильм бельгийского мэтра Рауля Серве «Ночные бабочки». И тут же более откровенные, но не менее знаменитые работы звезд мировой анимации, как «Карнавал животных» Микаэлы Павлатовой из Чехии или «Ахиллес» Барри Первса из Англии.  

 

                         Киска

           Известные фильмы признанных мастеров из эротической фестивальной коллекции дополняли и новые конкурсные работы, которые вызывали особый восторг у юной публики Аннеси. Именно этот почти щенячий восторг, а не сами фильмы, особенно поражает меня на последних фестивальных просмотрах и не только в Аннеси. Новые фильмы «про это» создают в основном начинающие, и чаще всего какая-нибудь выпускница или студентка киношколы в своем первом фильме выпускает на экран собственные комплексы, а молодая публика с восторгом их принимает, как свои родные, и радуется такому созвучию. В частности – польский дипломный фильм «Киска» (реж. Рената Гасиоровска), уже получивший международное признание, забавно показывает, как девушка пытается получить удовольствие в общении со своим причинным местом, а «оно» жестко изгоняет из жизни героини ее возможного друга мужского пола… Невольно начинаешь удивляться, чему ж так радуются девушки в зале – неужели, они за такое же «женское счастье» и для себя?  

 

              Связи

          Конечно, и в новых фильмах, претендующих взволновать эротические фантазии юного поколения, были очень достойные и красивые работы. Меня, например, очень впечатлил дипломный фильм из венгерской киношколы МОМЕ «Связи» (реж. Юдит Вундер), участвовавший уже в нескольких международных смотрах – эмоциональный рассказ об одинокой женщине, живущей в ожидании любви. Долгожданный роман приходит к героине то ли в снах, то ли наяву в образе черного кота, который сплетается с ней в объятьях, играя в клубок шерсти и в ее длинные косы, из которых однажды вырастают три маленьких котенка. Но ни этот изысканный рисованный фильм, наполненный глубоким жизненным смыслом и выразительными пластическими метафорами, ни игривые откровения начинающих режиссеров, имевшие шумный успех у молодежной публики, в Аннеси не получили фестивальных наград.  

 

            Sog  Зог

          Тем не менее жюри конкурса студенческой анимации отчасти подыграло эпатажным откровениям начинающих авторов, отметив высокими наградами не самые вдохновляющие фильмы. Приз жюри получила японская рисованная лента с выразительным антиэстетичным названием «Летняя рвота – наслаждение зимой» (реж. Савако Кабуки) и с таким же содержанием. Девушка признается, что переела, перепробовала плотских удовольствий, а теперь с вызовом выдавливает все из своего организма. Главный же приз «Кристалл» в конкурсе молодой анимации получил мрачный немецкий фильм «Зог» (реж. Джонатан Швенк) вроде бы с благородным экологическим призывом, но с немотивированной демонстрацией жестокости в технике объемной анимации. После наводнения рыбы безвольно висят на деревьях и взывают о помощи, но черные человекообразные существа из пещеры нещадно истребляют их... 

 

            Лу за стеной

          В конкурсе полнометражной анимации, где соревновались 9 картин, а еще 13 были показаны вне конкурса, высших наград удостоились два японских фильма из трех участвовавших в конкурсе. Интеллигентное историческое анимэ «В этом уголке мира» (реж. Сунао Катабучи) о судьбе молодой женщины из Хиросимы, пережившей ужасы войны, получило приз международного жюри, а Главный приз «Кристалл» достался тоже ленте в стиле анимэ «Лу за стеной» (реж. Масааки Юаса), рассказавшей современную остросюжетную сказку о встрече мальчика с русалкой. Зато приз публики Аннеси был присужден уникальной интернациональной картине польско-британского производства «С любовью, Винсент», посвященной Ван Гогу и максимально приближенной к стилю и манере письма великого художника. Собрав в многодельное рукотворное кинополотно старые фотографии, кадры хроники и актерские сцены, а также холсты, эскизы и письма художника, режиссеры Дорота Кобьела и Хью Велхман создали очень артистичный портрет Винсента Ван Гога, о судьбе и творчестве которого невозможно рассказать без использования его живописи. И, на мой взгляд, именно этот удивительный живописный фильм должен был получить высший приз фестиваля в Аннеси, с которого началось его путешествие по мировым экранам.

                                      С любовью, Винсент

 

          Особенно меня порадовали награды в главном конкурсе короткометражной анимации, доставшиеся достойным авторским фильмам. Публика отдала свой приз рисованной французской ленте «Дедушка Морж» (реж. Лукреция Андрэ) – забавной новелле про шумное семейство, которое приходит с прахом умершего деда на пляж, где каждый член семьи проявляет особый характер и фантазию. Приз критики ФИПРЕССИ, а также награду за лучшую французскую короткометражку получил фильм «Пустое место», созданный известным американским дуэтом Ру Кувахата и Максом Портером. Новая лента аниматоров из Балтимора, зарекомендовавших себя изящной кукольной игрой и тонким юмором, приятно удивила и лирической интонацией их трогательного метафоричного рассказа о том, как отец всю жизнь учил сына аккуратно упаковывать багаж, заполняя пустые пространства в чемодане и в семейных отношениях.

       

                                                                                Пустое место

       

         Приз за лучший дебют достался эффектной румынской картине «Блаженная случайная смерть» (реж. Сержиу Негулици), которая продемонстрировала высокий уровень профессионального мастерства возрождающейся национальной школы анимации. В виртуозном соединении виртуальных объектов, рисунков, плоских и объемных кукол из бумаги автор показывает романтическое путешествие героя в довоенное прошлое, которое раскрывает не только загадку старой картинки из антикварной лавки, но и тайны судеб давно умерших людей.

           

                                               Блаженная случайная смерть

          

          А самые высокие награды в конкурсе короткометражек  заслужили работы из стран, которые сегодня трудно назвать лидерами авторской анимации. Приз международного жюри получила красивая и эмоциональная рисованная лента турецкого режиссера Айше Картал «Плохая девочка». За 6 минут маленькая фантазерша в больнице трогательно рассказывает о каникулах у бабушки с дедушкой, о любимых животных и игрушках, о добром боге, который может защитить детей от злых монстров и плохих людей, догоняющих ее в страшных воспоминаниях. Автор не показывает в деталях, какую именно беду пережила маленькая турецкая девочка, но очень образно передает ее мечты о простых детских радостях вне больничной палаты.

                Плохая девочка

 

          Главный приз смотра «Большой кристалл» Аннеси увезла в Стокгольм шведская постановщица Ники Линдрот Фон Бар, поразив международное жюри и публику своим эффектным  кукольным мюзиклом «Бремя» с апокалипсической интонацией.

Как ни странно, несколько эпизодов с танцующими, поющими и жалующимися на жизнь представителями животного мира в отеле, в супермаркете или в ресторане вызывают не жалость или сочувствие, а наоборот увлекают своей изящной театральностью и гармонией, которые никак не ассоциируются с образами конца света. Вероятно, так проявляется «чудо» искусства анимации, которое способно облагородить и возвысить любую тему.   

         Бремя

 

          Этим высоким идеалам гармонии и красоты анимационного кино особенно сопричастно творчество выдающегося швейцарского художника и режиссера Жоржа Швицгебеля, который в этом году удостоился в Аннеси Почетного приза за вклад в анимацию. В авторских, преимущественно музыкальных фильмах Швицгебеля («78 оборотов», «Скачки к бездне», «Фуга», «Игра»), которые уже многие годы украшают программы различных международных фестивалей, соединяется яркое мастерство живописца, тонкий музыкальный вкус и редкая способность с артистической легкостью парить в пространстве изысканных анимационных образов, воплощая самые глубокие мысли и чувства. И это, конечно, самый дорогой и бесспорный приз фестиваля.

            

     Жорж Швицгебель             Кадр из фильма «Скачки к бездне»  

          Российские фильмы участвовали в нескольких конкурсных программах (из семи конкурсантов назову лишь самые титулованные работы – «Среди черных волн» Анны Будановой и «Два трамвая» Светланы Андриановой), однако не получили ни одной фестивальной награды. Но среди специальных программ в Аннеси была коллекция любимых фильмов нашего знаменитого мастера Эдуарда Назарова (1941-2016), а его памяти посвятили статью в мартирологе фестивального каталога.  

      

        

Китайская выставка в Шато                Плакат Китайской экспозиции

 

          И все же один приятный фестивальный сюрприз, который можно воспринимать и как награду, россиянам неожиданно преподнесли коллеги из Китая, которые в этом году были главными гостями в Аннеси. Специальная программа смотра представила уникальную коллекцию фильмов, созданных известными китайскими аниматорами с 40-х до 90-х годов прошлого века, открыв профессиональному сообществу неизвестные шедевры национальной киношколы Поднебесной. В замковом музее Шато рядом с выставкой в память знаменитого французского режиссера Рене Лалу зрителей встречала великолепная экспозиция  пластических работ китайских художников разных поколений «Искусство в движении», соединившая великие традиции национальной графической школы и авангардные формы  видеоарта и компьютерной графики. А достижения новейшей анимации Китая ХХI века представляли программы авторских фильмов режиссеров самого молодого поколения и уже признанных современных звезд, как Чи Чен и Чу Ан.

 

 

                                                          Зимнее солнцестояние

           Почти 10 лет назад я впервые увидела их знаменитый дебютный фильм «Зимнее солнцестояние», поразивший меня филигранным стилем своеобразной анимации, которая при всем погружении в китайские реалии, удивительно напоминала образы и авторские приемы культового российского режиссера Игоря Ковалева. За эти годы теперь уже известный китайский дуэт создал еще несколько прекрасных авторских работ, которые получили признание в мире и в которых также прослеживается влияние Ковалева. Но именно в этом году в Аннеси художник Чи Чен с восторгом рассказал мне, что начал серьезно заниматься анимацией, потому что вдохновился творчеством Ковалева, когда впервые посмотрел его фильм «Молоко». Здесь же в Аннеси я познакомилась и с модным молодым китайским аниматором Лей Лей, чьи яркие авангардные фильмы уже имеют поклонников в России и на Западе. И он с почтением признался, что обрел свой необычный авторский почерк, потому что, как и его отец, был увлечен русским художественным авангардом начала ХХ века. Так что, восхищаясь работами талантливых режиссеров и художников из экзотического Китая, фестивальная публика в Аннеси невольно отдавала дань уважения нашему отечественному изобразительному искусству и анимации, которые не перестают радовать и вдохновлять своих многочисленных поклонников во всем мире.  

     

       

                                           Герои  фестиваля 2018 года на церемонии закрытия