Умер Иосиф Голомб
Иосиф Голомб - старейший фронтовой кинооператор и почетный гражданин Варны (1940-е годы)

В Москве на 85-м году жизни скончался один из патриархов российской мультипликации, легендарный оператор Иосиф Голомб. Его фамилия значится в титрах таких эпохальных мультфильмов, как «Мой зеленый крокодил», «Левша», «Варежка», «Лягушонок ищет папу», «Крокодил Гена», «Падал прошлогодний снег», «Следствие ведут колобки».

В отношении Голомба чаще других приходят на ум прилагательные «первый» и «последний». Он – один из последних фронтовых кинооператоров, доживших до наших дней. Теперь их осталось всего двое. Он – один из последних ветеранов-аниматоров, награжденных боевыми орденами и медалями не только СССР, но и других стран. Его имя занесено в Книгу почетных граждан Варны. Когда советские суда причаливали к этому болгарскому городу, первым в него вошел Иосиф Голомб. Пока моряки решали, кого послать в разведку, фронтовой кинооператор уже снимал улицы и людей.

Он – первый оператор, приступивший к покадровым съемкам в послевоенном кукольном кино. По сути возрождение объемной мультипликации в России началось с Иосифа Голомба, режиссера Евгения Мигунова и их фильма «Карандаш и Клякса – веселые охотники» (1954). Он – один из создателей студии «Мульттелефильм» знаменитого творческого объединения «Экран», сгинувшего с распадом Советского Союза. Первые в стране телесериалы о приключениях Незнайки, «Волшебник Изумрудного города» и «КОАПП» снимал именно Голомб. А еще были «Дядюшка Ау», «Честное слово», «Как старик корову продавал», «Жил-был Саушкин», «Солдатская сказка», «Обратная сторона Луны», «Крылья, ноги и хвосты»…

Он – первый из «стариков», кто поверил в независимые студии и встал у истоков «Пилота». Создатель и руководитель студии Александр Татарский гордился тем, что у него работает «сам Голомб». Иосиф Эммануилович, в свою очередь, чувствовал себя среди молодых как рыба в воде. «Мы ездили на его машине по Москве в поисках оборудования, - вспоминает Александр Татарский. – Скупали старую технику, станки. Все техническое обеспечение «Пилота» осуществлял Голомб. Человек мужественный и бесконечно добрый, он относился ко мне, как отец. А как он подходил к делу! У нас на студии ходил термин «молитва Голомба». Когда камера уже была заряжена, и вот-вот должна была раздаться команда «мотор», Иосиф Эммануилович замирал – закрывал глаза, вытягивался по стойке смирно и замолкал. Никто не знал, о чем он думал. Может быть, молился? А на самом деле, он вспоминал, все ли сделал правильно, ничего не упустил. Опытный оператор, а волновался, как школьник…»

Его время закончилось вместе с кинопленкой. Сегодня все снимают на цифру, и на том же «Пилоте» не осталось оборудования, которое с таким трудом доставал Иосиф Голомб. Но до последних дней этот удивительный человек сохранял поразительный оптимизм, энергию, дружелюбие, участвовал в любых киношных мероприятиях, посещал все премьеры, знакомился с начинающими режиссерами и художниками.


Сергей Капков, Газета "Газета", 01.02.2005