Наталья Лукиных

ЗИМА НАШИХ НАДЕЖД
или Российские аниматоры перед новой встречей в Тарусе

    У российских аниматоров, живущих как и все мировое анимационное сообщество по своим цеховым законам и по своему профессиональному календарю, в последние годы именно осенне-зимний сезон ассоциируется с временем особых надежд и тревог. Как раз к декабрю у наших мультипликаторов набирается внушительная годовая коллекция новых вдохновляющих международных наград и титулов - от очередной номинации на Оскара ( в 90-е годы именно анимационные фильмы россиян постоянно оказывались в списке главных претендентов на престижную кинонаграду мира) до главных призов знаменитых международных фестивалей анимации в Анси и Хиросиме, в Загребе и Штутгарте, на швейцарском ╚Фантоше╩ и на отечественном ╚КРОКе╩. Но именно к зиме, когда наступает пора собирать ╚по сусекам╩ всю новую мультпродукцию россиян к ежегодному профессиональному смотру в Тарусе, аниматоров начинают терзать тревожные мысли о том, что февральский тарусский ╚улов╩ будет либо совсем бедным, либо последним для нашего прославленного анимационного искусства...
    Действительно, блестящее пост-перестроечное собрание талантливой авторской анимации дало повод говорить о формировании в России мощного творческого потока, о рождении новой генерации мастеров высокой пробы с грандиозным творческим потенциалом и счастливым будущим. ╚Русалка╩ А.Петрова и ╚Рождество╩ М.Алдашина, ╚Бабушка╩ А.Золотухина и ╚Розовая кукла╩ В.Ольшванга, ╚Нос майора╩ М.Лисового и ╚Эликсир╩ И.Евтеевой, ╚Свитчкрафт╩ К.Бронзита и ╚Далеко вниз по реке╩ В.Байрамгулова - многие работы нового поколения российских аниматоров поражают разнообразием авторских решений и идей, художественных стилей и технологических воплощений. Однако не для кого не секрет, что почти все анимационные достижения в последние годы рождаются у нас не в благоприятной атмосфере созидания и стабильного производства, а вопреки тяжким обстоятельствам жизни. Приходится лишь удивляться тому, что в период резкого обнищания и художественного оскудения отечественного кинопроизводства именно анимация, потерявшая обустроенные студийные помещения в зданиях церквей, лишившаяся квалифицированных специалистов из-за массовой эмирграции на Запад, обделенная госдотациями и спонсорами, сумела все же удеражть лидирующие позиции национальной киношколы на мировом фестивальном экране.
   К сожалению, затянувшийся летаргический сон российской мультиндустрии и отчаянные попытки отдельных студий найти спасение в дешевых сериалах для Дальнего Запада и Востока не предвещают в скором будущем рождение многих шедевров фестивального качества и даже не гарантируют профессиональное выживание всем классным специалистам мульткино. Для создания штучных произведений и для производства качественных многосерийных проектов государству и тем паче независимым мультстудиям пока явно не хватает средств и современных технологических возможностей, а у потенциальных богатых заказчиков, в частности, у крупных национальных телекомпаний, нынешние интересы к анимации ограничиваются чисто прикладными задачами - клипы, реклама, телезаставки. Конечно, самым драматическим фактом современной истории российского мульткино оказалась судьба в прошлом прославленной и крупнейшей советской студии ╚Союзмультфильм╩, за последние годы переродившейся в неуправляемый коммерческий организм без фильмов и без художественных традиций, истерзанный многолетними тяжбами по поводу методов управления и хозяйствования. Впрочем, как раз в начале зимы совсем было обессилевший от нескончаемых проблем студийный коллектив наконец сумел вернуть ╚Союзмультфильму╩ статус государственного предприятия. И хотя скромный бюджет Роскомкино пока не дает аниматорам особых шансов на реализацию всех своих заветных планов, ╚Союзмультфильм╩ начинает собирать вокруг студии новые творческие силы с надеждой возродить выпуск оригинальных фильмов прежде всего для детей. Но в принципе сегодня ни одна российская мультстудия не берет на себя смелость выйти на флагманские позиции в мультиндустрии, поскольку сама отрасль теперь живет по законам рыночной конкуренции и остерегается централизованной корпоративности. И тем не менее на отечественной анимационной арене уже невольно определился круг основных производителей качественной мультпродукции, сумевших не только выжить в нынешних жестких условиях рынка, но и сохранить собственные творческие позиции.
   Совершенно с особой ролью вошла в современную историю мульткино ныне знаменитая Московская мультстудия ╚Кристмас╩, еще на рубеже 90-х годов начавшая успешно сотрудничать с влиятельными иностранными продюсерами. Опыт и плоды уже десятилетней работы этой мультстудии по заказам британских телекомпаний сегодня трудно переоценить. На базе отпочковавшегося от хиреющего ╚Союзмультфильма╩ творческо-производственного объединения за прошедшее десятилетие были созданы призанные во всем мире анимационные сериалы по пьесам Шекспира, по классическим операм, по Библии, затем по ╚Кентерберийским рассказам╩ и сказкам народов мира, а кроме того были собраны великолепные творческие и производственные силы со всей России. Ведь именно ╚Кристмас╩ все пост-перестроечные годы дарит нашим изголодавшимся по настоящему делу аниматорам уникальную возможность работать с "Кентерберийские рассказы" прекрасным сценарным материалом в режиме хорошо отлаженного производства и создавать при этом высоко-художественные произведения, в самых трудоемких техниках и с выразительной авторской интонацией. Печально, конечно, что прекрасные ╚кристмасовские╩ мультфильмы знаменитых российских режиссеров Натальи Орловой (╚Гамлет╩ и ╚Ричард Ш╩), Станислава Соколова (╚Буря╩, ╚Зимняя сказка╩ и ╚История Иисуса╩), Натальи Дабижи (╚Севильский цирюльник╩ и ╚Авраам╩), Валерия Угарова (╚Волшебная флейта╩ и ╚Волшебная кисточка╩), получившие немало международных наград, создавались для англо-говорящей публики Запада. Оттого их выход к отечественным зрителям в русскоязычном варианте осложняется множеством проблем. И все же спасибо британским продюсерам за то, что ради приобщения западных тинэйджеров к шедеврам мировой классики, они дали возможность всему миру узнать о соврменнных мастерах российской школы анимации, а нашим художникам - шанс ╚Моби Дик╩, реж. Н. Орлова сохранить себя в уникальной профессии. Кстати, в 1998 году благородную эстафету ╚Кристмаса╩ успешно подхватила Московская студия ╚Человек и Время╩ под руководством Тенгиза Семенова, начав и на своей скромной базе реализацию части британских мультпроектов по экранизации мировой литературной классики. Первой их ╚ласточкой╩ стал получасовой фильм Натальи Орловой ╚Моби Дик╩ (в технике ╚живописи на стекле╩), номинированный на ╚Нику╩, а уже в этом году ожидаются мировые премьеры новых кукольных фильмов студии по норвежской и арабской сказкам.
    Отметившая в прошлом году свое десятилетие известная Московская студия ╚Пилот╩ начала еще в начале 90-х собирать у себя молодые силы российской анимации и коллекционировать фестивальные награды за авторские фильмы - ╚Корова╩ А.Петрова, ╚5\4╩ И.Максимова, ╚Его жена Курица╩ И.Ковалева, ╚Другая сторона╩ М.Алдашина, ╚Гагарин╩ А.Харитиди и другие. Однако в последние годы эта прославленная мультстудия настроилась на производство сериалов западного образца.
    Новая индустриальная ориентация студии Александра Татарского, вероятно, предполагает обеспечить ╚Пилоту╩ избавление от экономических проблем и выход на мировой рынок теле-шоубизнеса, хотя и таит опасность для нынешних пилотовцев увязнуть в рутинной коммерческой работе и совсем забыть о свободном авторском творчестве. Над многосерийным детским фильмом ╚Майк, Лу и Ог╩ для американского телеканала ╚Картун Нетвок╩ сейчас в Москве работает отборный коллектив лучших режиссеров и художников из России, Украины и Белоруссии, а еще - анимационные цеха в Южной Корее и продюсерский коллектив в США. О художественных достоинствах рисованного сериала уже два года назад давал первое представление короткий фильм-пилот, созданный маленькой группой российских аниматоров под руководством Михаила Алдашина как штучная работа в лучших традиаицях ╚пилотовской╩ школы. Но о художественном результате всего международного проекта можно будет судить после того, как первые его серии пройдут крещение в западном теле-видеопрокате и на фестивальном экране. Именно от успехов первой части этого сериала во многом зависит будущая судьба и творческая политика современного ╚Пилота╩.
    Московская мультстудия ╚Аргус╩ позже ╚Кристмаса╩ и ╚Пилота╩ вышла со своей продукцией на отечественный и международный кинорынок, но за последние годы также заявила о себе рядом интересных фильмов, созданных в традициях классической рисованной анимации (╚Иван и Митрофан╩, ╚Кот в сапогах╩, ╚Детективный дуэт╩). И пожалуй, именно эту независимую компанию можно было бы сегодня назвать продолжателем давних ╚союзмультфильмовских╩ традиций в производстве простых и зрелищных мультфильмов для детей и семейной аудитории. ╚Аргус╩ приобщил к своим делам множество специалистов разных анимационных профессий и в том числе известных режиссеров С.Айнутдинова, А.Давыдова, Ан.Петрова, А.Шелманова и А.Туркуса, а Анимационный Лицей, который родился благодаря поддержке студии, вот уже восьмой год готовит ╚Аргусу╩ качественное молодое пополнение. Заканчивая профессиональное обучение, лицеисты постепенно подключаются к студийному производству, а самые талантливые выпускники даже дебютируют со своими авторскими проектами. Именно фильмы аргусовских дебютантов Натальи Березовой (╚Маргарита╩, ╚Дети в небе Кельна╩, ╚Кошачья история╩) и Дениса Цыбулькина (╚Слондайк╩) теперь представляют студию на больших международных смотрах. И потому особые надежды руководители ╚Аргуса╩ сегодня возлагают на творческую фантазию своей молодежи, на продолжение с их помощью производства оригинальных приключенческих сериалов ╚Детективный дуэт╩ и ╚Слондайк╩, а также на завершение полнометражных сказок ╚Руслан╩ и ╚Щелкунчик╩. Кстати рисованный пилотный ролик Татьяны Ильиной к будущему полнометражному ╚Щелкунчику╩ на музыку Чайковского недавно, как раз к Татьяниному дню принес автору и студии высшую награду престижного Нью-Йоркского кинофестиваля ╚Всемирную Золотую Медаль╩.
    Нельзя не вспомнить, что за последние годы довольно громко заявила о себе и новая московская кинокомпания ╚Ф.А.Ф. Энтертейнмент╩, дебютировавшая выпуском ныне хорошо известного мультсериала ╚Незнайка на Луне╩. 12 серий рисованного ╚Незнайки╩, конечно же, не претендуют на особые творческие открытия, но зато дают возможность нашей нынешней ребятне видеть в отечественном кино- и видеопрокате╚Нос майора╩, реж. М. Лисовой достойных конкурентов популярным героям современных западных комиксовых сериалов, заполонивших все российские экраны. А на фестивальных горизонтах компания ╚Ф.А.Ф╩ уже прославилась как продюсер полнометражного кукольного фильма белорусского режиссера Михаила Тумели ╚Волшебная свирель╩ по осетинскому эпосу. В скором времени ожидается и фестивальная премьера еще одной знаменательной работы студии - нового авторского фильма ╚Носки большого города╩ лауреата многих международных наград Андрея Ушакова.
    Но конечно лидером в производстве штучной фестивальной анимации в последние годы стала в России Московская школа-студия ╚ШАР╩, на базе которой создают свои авторские работы лучшие ученики наших знаменитых мастеров с Высших режиссерских курсов - Ф.Хитрука и Ю.Норштейна, А.Хржановского и Э.Назарова. ╚Нюркина баня╩, реж. О. ЧеркасоваСамые известные фильмы студии ╚ШАР╩ - ╚Русалка╩ А.Петрова, ╚Лев с седой бородой╩ А.Хржановского, ╚Нюркина баня╩ О.Черкасовой, ╚Аттракцион╩ А.Демина, ╚Нос майора╩ М.Лисового, - и совсем новые студенческие ленты ╚Чудовище╩ А.Антонова и ╚Наступила осень╩ Е.Соколовой - собрали уже призовые ╚трофеи╩ почти всех фестивалей мира. Однако и на производство таких признанных картин приходилось подолгу дожидаться государственного финансирования или искать помощи спонсоров. Несмотря на богатый творческий потенциал, собственные производственные возможности ╚ШАРа╩ пока нельзя считать стабильными и открытыми для новых достижений. Не удивительно, что после прославленной ╚Русалки╩ оскаровский номинант Александр Петров смог найти средства на новый дорогой авторский проект ╚Старик и море╩ по Хэмингуэйю - лишь в Канаде, а лауреат престижных международных фестивалей Константин Бронзит после шумного успеха ╚Свитчкрафта╩ снимал свой новый фильм ╚На краю земли╩ на французской студии ╚Фолимаж╩. И хотя эти прекрасные картины созданы российскими мастерами, они, увы, не принадлежат России...
   Сколько еще новых фильмов ╚отберет╩ у отечественной анимации современная культурная политика и нищета российского государства - сказать трудно. И все же очень хочется, чтоб никакие экономические трудности не помешали студии Гарри Бардина сделать вторую часть приключений своей кукольной ╚Чучи╩, а съемочной группе Александра Горленко завершить новую полнометражную версию рисованного мюзикла ╚Бременские музыканты╩. "Розовая кукла" реж. Ольшванг ВалентинХочется, чтобы воплотились в конкретные фильмы все забавные, приключенческие и сказочные сюжеты нового многосерийного мультсборника для малышей ╚Мультипотам╩, к работе над которым по инициативе Ассоциации анимационного кино России приступает Компания ╚Мастер-фильм╩ (руководители проекта А.Герасимов, Д.Наумов и В.Голованов). Этот долгожданный детский анимационный сериал предполагает объединить в общем творческом начинании усилия независимых режиссеров и маленьких мультстудий. Но возможность его реализации теперь зависит не столько от финансовой поддержки Роскомкино, сколько от энтузиазма и терпения всех его создателей, тоскующих по живой творческой работе. Впрочем, анимация более чем какое-либо творческое дело воспитывает в российских художниках оптимизм и выносливость. А без них нашим аниматорам к концу каждой осени перед профессиональной встречей в Тарусе приходилось бы пересчитывать только потери, а не награды и новые творческие идеи.

Декабрь 1999 г.