Штутгарт-2017 √  Детские игры, взрослые страсти  и столетие Хитрука.                                                                                                     

Наталья Лукиных

                                                                                                   

                                                                  

   

  

             24-й международный анимационный фестиваль в Штутгарте, собрав как всегда богатую коллекцию мировой анимации и многотысячную армию ее поклонников, в этом году особенно проявил свой молодой характер. И хотя порядковый номер этого знаменитого европейского смотра меньше его возраста (фестиваль родился в 1982 году и до 2007 года работал в режиме биеннале), но судя по настроениям организаторов, грандиозный форум мультипликаторов в столице земли Баден-Вюртемберг с каждым годом становится все моложе и энергичнее.

 

   На сей раз особое внимание публики Штутгартский смотр привлек к Игровой зоне (Game Zone), сильно расширенной в правах и в географии с 2013-го года. В этом году комплекс игровых выставок расположился в Доме Искусств (Stuttgarter Kunstgebäude) на площади в 2 тысячи квадратных метров в самом центре города рядом с Художественной Галереей и впервые учредил национальную премию в 5 тысяч евро разработчикам компьютерных игр в Германии. Как сказал художественный руководитель фестиваля, профессор Ульрих Вегенаст (Ulrich Wegenast) √ ╚Таким способом мы хотели бы подчеркнуть, что игры стали частью современного искусства и культуры, а в сочетании с высоким качеством анимации и перспективными проектами они теперь также представляют собой лабораторию будущего╩.

          Не могу сказать, что меня, как давнего друга и участника этого фестиваля с 1992 года, обрадовало такое нововведение. Ведь мировое анимационное  сообщество всерьез озабочено тем, что популярная коммерческая продукция анимастудий теперь все чаще становится двойником компьютерных игр. Но совсем не хотелось бы, чтобы расхожая продукция такого рода оказалась в недалеком будущем равноценной авторским штучным произведениям, которые уж никак не должны выравниваться в художественных достоинствах (и в правах) с компьютерными игрушками.

 

   Правда, с новым увлечением Штутгартского смотра меня примирил Почетный приз ╚trickstar╩, который получил прославленный мастер карикатурной анимации из Италии, режиссер и художник √ маэстро Бруно Боццетто. Если бы все создатели новейших компьютерных игр ориентировались на сатирические образы популярного сериала про Синьора Росси, ставшего мировым брендом Боццетто, или на изысканные пародийные формы его знаменитого полнометражного музыкального фильма ╚Аллегро нон троппо╩, можно было бы приветствовать активное погружение фестиваля, режиссеров-аниматоров и зрителей в мир виртуальных игр.   

            Впрочем, меня успокаивает и тот факт, что по сей день участники и зрители фестиваля с особым энтузиазмом устремляются не в игровые залы, а на просмотры конкурсных и информационных программ (проходящие даже под открытым небом и в ненастную погоду!), где по-прежнему главенствуют и завоевывают признание √ талант, мастерство и оригинальные идеи художников.      И в этом году в Штутгарте по-прежнему задавали тон штучные авторские фильмы в основном молодых режиссеров, напитанные энергией молодости, взрослыми проблемами и страстями.

   Пожалуй, самым веселым и не задевающим серьезные проблемы оказался фильм Томера Эшеда ╚Наша прекрасная природа √ обыкновенный хамелеон╩ / Our Wonderful Nature - The Common Chameleon, получивший главный приз публики в  6000 евро. Авторская короткометражка, продолжившая уморительные наукообразные фантазии немецкого режиссера о мире животных, на сей раз рассмешила публику возможностью пронаблюдать благодаря ловкой компьютерной графике особенности питания хамелеона, который якобы способен поймать своим длинным языком и проглотить любое существо (или движущийся искусственный объект!), намного превышающее его размеры. Новый фильм выпускника Киноакадемии Конрада Вольфа в Потсдаме с успехом продолжает счастливую фестивальную судьбу его смешных студенческих лент о брачном периоде землероек или о самолюбивом фламинго, завоевавших признание профессионалов и публики во всем мире.

           Второй приз публики в  5000 евро достался фильму французских студентов ╚Астерия╩/Asteria (также в технике объемной компьютерной графики) из киношколы ESMA в Монпелье, где комическая ситуация подразумевает более актуальный и глобальный подтекст. Два земных астронавта прилетают на неизвестную планету, но обнаруживают там ╚инопланетных╩ коллег, с которыми приходится оспаривать право первенства.

           

   Особой зрелостью своего выбора в этот раз удивило жюри фильмов для детей, по традиции собранное из 8 школьников в возрасте 9-12 лет. Их приз и 4 тысячи евро достались норвежской рисованной картине ╚Когда я слышу пенье птиц╩/When I Hear the Birds Sing (режиссер Трине Валлевик Хабь╦рг). Она рассказала почти документальную печальную историю о том, как пятеро детей из маленькой африканской страны Кот-д'Ивуар после президентских выборов 2010 года убегали от войны и мечтали о мирном будущем. В качестве обоснования своего выбора члены детского жюри высказали очень личные впечатления от фильма, где каждый своими словами трогательно объяснял, как важно знать и видеть правду о войне.    

            

     В международном конкурсе молодой анимации высший приз в 2500 евро получил дипломный фильм выпускника Пражской Киноакадемии FAMU Яна Саски ╚Хэппи энд╩/Happy End, уже собравший много фестивальных наград. Элегантная черная комедия про цепочку несчастливых встреч со счастливым финалом, где пьяные охотники, разбитной тракторист с ящиком пива и увлеченный шумной музыкой водитель автомобиля поочередно натыкаются на труп, поражает взрослым юмором и изысканной графикой. Лихой чешский анекдот про случайные встречи со смертью по традиции Штутгартских фестивалей участвовал также в главном международном конкурсе короткометражной анимации и к тому же был номинирован на престижный приз имени Лотты Райнигер в 10 тысяч евро, который присуждается перспективным начинающим авторам в качестве финансового трамплина для следующего фильма.

 

  На такую дорогую награду в этом году претендовали 9 картин, а получил ее фильм выпускницы датской киношколы Animation Workshop Жюльетт Вигер ╚Неукрощ╦нный╩/ Untamed √ трепетный и жесткий рассказ о семье, где девочка подросток пытается обуздать дикий нрав своего отца, превращающегося в свирепого волка. В этой крепкой работе одинаково впечатляют выразительные краски, создающие образ озверевшего человека (девочка напряженно ждет отца, держа в руках намордник, а он в порыве своего одичания не щадит даже ее котенка) и высокий профессиональный уровень объемной компьютерной анимации.

                                              

  В конкурсе полнометражной анимации ╚ANIMOVIE╩, в котором участвовали 9 новых картин для детей и взрослых, приз международного жюри был отдан авторскому фильму независимого канадского режиссера Энн Мари Флеминг ╚Окна лошадей - поэтическое персидское Богоявление Рози Минг╩/ Window Horses: The Poetic Persian Epiphany of Rosie Ming. Эта исповедальная картина знаменитой художницы, родившейся в Японии в китайско-австралийской семье, рассказывает о путешествии молодой канадской поэтессы Рози Минг на родину ее отца в Иран, где открывается история ее многонациональной семьи, но по сути картина является актуальным эмоциональным посланием к современникам о необходимости связей между культурами и поколениями. Наполненный поэтическими образами, оригинальный по графическому решению фильм Энн Флеминг по праву завоевал сердца жюри, отодвинув на второй план даже самые эффектные и качественные полнометражные ленты из фестивальной коллекции, среди которых была, например, и новая остросюжетная картина знаменитого американского аниматора Билла Плимптона ╚Отмщение╩.  

 

 А сама Энн Флеминг как член жюри главного международного конкурса короткометражной анимации вручила Гран-при фестиваля стоимостью в 15 тысяч евро авторскому фильму молодой польской постановщицы Марты Пайек ╚Невероятные фигуры и другие истории 2╩/ Impossible Figures and Other Stories 2, отметив необыкновенный дизайн, эффектные пластические композиции и мощную концепцию этой работы. Фильм действительно создает очень сильное впечатление, несмотря на сложную драматургическую вязь. Парадоксальные действия и поступки молодой женщины внутри постоянно меняющегося дома, наполненного иллюзиями, завораживают изысканной красотой и алогизмом почти хореографических движений. Но нервные метания рисованной героини в загадочном пространстве с оживающими стенами и выпадающей из шкафа безвольной фигурой мужчины собираются в волнующий образ драматической судьбы и любви современной женщины.     

 

           И все же. При всех достоинствах фильмов-лауреатов и при достаточном изобилии дипломов и спонсорских призов фестиваля, которые пришлось бы долго перечислять, мне явно не хватило наград для прекрасных авторских фильмов известных мастеров, но особенно √ для работ молодых авторов, составляющих большинство конкурсных программ в Штутгарте.  Остались без внимания жюри очень крепкие и яркие ленты студентов из Венгрии, Финляндии или Франции. И, конечно, не досталось ожидаемых почестей новым фильмам россиян. На сей раз уехала без наград уже собравшая гирлянду фестивальных призов ╚Кукушка╩ Дины Великовской, участвовавшая в главном международном конкурсе и в конкурсе фильмов для детей. В конкурсе короткометражной анимации была также авторская работа Натальи Мирзоян и Игоря Мельникова ╚Люк╩, в конкурсе мультфильмов для детей √ лауреаты отечественных фестивалей ╚Апорт╩ Дениса Воронина и ╚Козлы╩ Кати Филипповой, а в конкурсе сериалов √ ╚Тима и Тома╩ Андрея Бахурина. Вне конкурса, в панорамной программе были показаны знаменитые фильмы 2016 года √  ╚Среди черных волн╩ Анны Будановой и ╚Морошка╩ Полины Минченок, а в коллекцию лучшей мировой анимации попали старые работы мастеров √ ╚Болеро╩ Ивана Максимова и ╚Шуточный танец╩ Сергея Айнутдинова.

 

   

            Зато недооценку новой отечественной анимации в Штутгарте в полной мере компенсировала юбилейная киноколлекция к 100-летию Федора Хитрука, занявшая почетное место среди многочисленных фестивальных программ об известных мастерах, студиях и киношколах из разных стран. Федора Савельевича, прошедшего долгий фронтовой путь от Днепропетровска до Берлина в качестве военного переводчика, связывали особые отношения с Германией. В начале 30-х годов его отца послали работать в Штутгарт, где семья прожила несколько лет, а юный Федор Хитрук учился в художественной школе. А в современный Штутгарт Федор Савельевич неоднократно приезжал уже в качестве известного режиссера-аниматора.   

         В первые майские дни, когда наше киносообщество торжественно отмечало 100-летие патриарха российской анимации, публика Штутгарта увидела подборку знаменитых мультфильмов Хитрука и два полнометражных документальных фильма о мастере √ новую российскую картину ╚Быть всем┘╩ режиссера Дмитрия Золотова и уже известную ленту коллеги Федора Савельевича из Швейцарии Отто Альдера ╚Душа гения╩ (1998 г.). Так что популярные герои Хитрука и документальные свидетельства из долгой жизни нашего патриарха дополнили мозаичный образ насыщенного событиями, открытиями и встречами смотра анимации в Штутгарте. Но я уверена, что программу будущего юбилейного 25-го международного мультфестиваля в столице земли Баден-Вюртемберг смогут украсить и новые достойные работы  российских аниматоров, и старые фильмы отечественных мастеров, которые уже вписали яркие страницы в богатую историю Штутгартского смотра и всей мировой анимации.

 

 СК-Новости, ╧ 6 - 2017