Аннеси √ 2016

 

Через романтику и сказку √ к проблемам реальности

 

                                                                              Наталья Лукиных

 

 

         Каждый новый фестиваль во французском Аннеси так или иначе запоминается калейдоскопом интересных встреч, новых лиц и экранных впечатлений. Но далеко не каждый визит на главный сбор мировой анимации дарит какое-то особое событие или настроение, которое потом надолго остается в профессиональной и человеческой памяти. В этом году, например, юбилейный 40-й Международный смотр анимации в приальпийском Аннеси навестил даже сам глава государства √ президент Франсуа Оланд, чей неожиданный приезд на кинорынок мультпродукции (MIFA)  ознаменовался множеством полицейских на городских дорогах и особой бдительностью служб секьюрити на фестивальных площадках.

  

 

         Но мне кажется, что при всей насыщенности фестивальной жизни наиболее важным экранным событием для большинства участников нынешнего смотра стала премьера полнометражного фильма знаменитого голландского аниматора Микаэля Дюдока де Вит ╚Красная черепаха╩, показанная на церемонии открытия. За все 25 лет моего участие в этом грандиозном форуме анимации, я не могу вспомнить столь же яркие экранные впечатления от первого фестивального показа. Я с особым интересом ждала именно этой премьеры, потому что с огромным почтением слежу за творчеством Микаэля Дюдока, с которым знакома уже почти 20 лет. Тонкий и глубокий человек, талантливый художник с изысканным авторским почерком, покоривший весь мир своими короткометражными шедеврами ╚Монах и рыбка╩ и ╚Отец и дочь╩ (Оскар-2001 года), Дюдок и в первом своем полнометражном фильме вновь поразил публику классической красотой экранных образов и возвышенной интонацией романтических размышлений о Человеке и Природе.

       Почти сказочная история о человеке, попавшем после кораблекрушения на необитаемый тропический остров, о его поединке с гигантской красной черепахой, превратившейся в прекрасную девушку, об их любви, простом семейном счастье с подрастающим сыном и о борьбе со стихией √ это история-притча, которая при всей своей загадочности расшифровывается как взволнованное послание к современному зрителю. Послание-призыв помнить главные человеческие заповеди √ любить ближнего, ценить и беречь каждое творение природы, принимать жизненные испытания с достоинством и мужеством. Наверное, это грандиозное полуторачасовое анимационное полотно (совместное  производство студий Японии, Бельгии, Франции), где слова героев заменяют музыка и звуки девственной природы, каждый зритель сможет прочитать по-своему, дополнив мои впечатления от фильма собственными ощущениями. Но мне кажется, что именно эта поэтическая картина, открыв знаменитый фестиваль, задала высокую художественную планку всей его кинопрограмме, которая потом уже невольно воспринималась и оценивалась с оглядкой на образы фильма Микаэля Дюдока.

 

         Вероятно, эмоциональный заряд от первого фестивального сеанса невольно повлиял и на предпочтения публики, и на выбор профессионального жюри, чьи оценки в этом году на удивление часто совпадали. Так, главный приз в конкурсе полнометражных картин и престижную награду от публики получил, пожалуй, самый трогательный и жизненный полнометражный фильм с выразительными кукольными героями ╚Моя жизнь Кабачка╩ (Ma vie de Courgette) режиссера Клода Барраса (совместное производство Франции и Швейцарии). Теплая душевная история о10-летнем мальчике-сироте, вопреки всем трудностям научившемся радоваться жизни в приюте среди таких же обделенных родительской любовью детей. А Диплом жюри в категории полнометражной анимации достался красивой рисованной ленте по сказке братьев Гримм ╚Девушка без рук╩ (La Jeune Fille sans mains) французского режиссера Себастьяна Лауденбаха √ об алчном мельнике, продавшем Дьяволу собственную дочь, которая ради возрождения своей доброй души отдала Дьяволу руки.

 

            Мне показалось, что простые человеческие эмоции и трепетные ощущения жизни стали преобладать в сюжетах и образах большинства авторских короткометражек и даже в студенческих работах, которые в последние годы особенно отличало чрезмерное погружение в юношеские фобии и мрачные глубины подсознания, или же подростковое увлечение черным юмором и бездушными ╚стрелялками╩. В какую бы сложную метафорическую форму ни облекались авторские идеи, лучшие фильмы молодых режиссеров из нынешней программы в Аннеси все-таки погружали зрителей в мир семьи, в серьезные размышления о любви и дружбе, об отношениях человека с природой и с социумом. Это и ж╦сткая отповедь суровым будням маргинального гетто в изысканной черно-белой новелле из Южной Африки ╚Обычный синий понедельник утром╩ (An Ordinary Blue Monday) - Приз за лучший дебют - о безрадостном будущем африканской девочки. Это и раздумья о грядущей старости в лирическом голландском фильме ╚Отправление в 22 часа╩ (Depart at 22) - главный приз за лучшую студенческую работу . Или саркастичное наблюдение за шумным бездельем взрослых и подростков в забавной венгерской ленте ╚Балкон╩ (Balcon) √ приз жюри в категории студенческой анимации.

      

          Особую надрывную интонацию в ощущениях современных реалий сумели передать и лучшие работы взрослых профессионалов, также получившие знаки признания публики и жюри. Меня, например, как и большинство зрителей, потрясла картина французского режиссера и художника Давида Кокард-Дассо ╚Окраина╩ (Peripheria)  спецприз жюри за лучший французский фильм и приз публики. Этот стильный по изображению и сильный по эмоциям фильм показывает жизнь стаи бездомных собак в брошенном городе, где лишь наши братья меньшие пытаются возродить привычки человеческого общества. Взаимоотношения и характеры собак создают страшный образ одичания Человечества, забывающего о простых заботах и радостях жизни, о которых по-своему помнит единственный пес из стаи, сумевший не потерять интерес к игре в мяч среди развалин и мусора человеческой жизни.

                                                  

         Новая авторская картина ╚Слепая Вайша╩ (Blind Vaysha)   известного канадского режиссера болгарского происхождения Теодора Ушева по рассказу болгарского писателя Георгия Господинова, получившая приз детского жюри и приз главного международного жюри, поведала удивительную притчу о девочке, один глаз которой видел только прошлое, а другой √ только будущее. Обладательница столь уникального ╚полиэкранного╩ зрения, которую люди называли слепой, прожила несчастливую жизнь, не сумев увидеть себя и людей среди событий настоящего времени. Наверное, детское жюри, отдавшее предпочтение именно этой конкурсной ленте, восприняли е╦ как красивую поучительную сказку. А для взрослых зрителей этот эффектный фильм, созданный в гармоничном соединении рисованной и компьютерной графики, стал своеобразным метафорическим призывом к активной жизненной позиции и к созиданию современного мира, вопреки всем его проблемам.

          

           Престижный приз международного жюри кинокритиков (ФИПРЕССИ) на этот раз получил, наверное, наиболее заряженный современными проблемами датский фильм ╚Как долго, не долго╩ (How Long, Not Long) известных режиссеров Мишель и Ури Кранот, работающих в модном ныне стиле анимационно-документального кино √ ╚анимадок╩. Соединив в одну визуально-пластическую композицию самые страшные, скандальные и актуальные образы современного мира, фотографии знаменитых людей, кадры исторической хроники или фрагменты известных фильмов, авторы создали яркий собирательный образ универсальной мировой принадлежности (без указания адреса или национальности) в эпоху торжествующей нетерпимости, ксенофобии и национализма.

 

         Но при всей ценности социально значимых работ аниматоров,   фестивальный успех и симпатии зрителей неизменно достаются и тончайшим семейным фильмам, рассказывающим простые жизненные истории с использованием всего богатства уникальных возможностей образного языка анимационного искусства. Именно такой фильм стал лауреатом Гран-при юбилейного смотра √ короткометражная канадская лента неоднократного призера фестивалей в Аннеси Фрэнка Диона ╚Голова исчезает╩ (The Head Vanishes). Щемяще трогательная история об уходящем сознании пожилой женщины, которая в буквальном и в переносном смысле теряет голову, устремляясь в путешествие на морское побережье и в воспоминания о своем далеком детстве, но √ не узнавая сопровождающую ее взрослую дочь. Голова миниатюрной компьютерной героини фильма живет отдельно от ее тела и мыслей, поражая зрителей очень выразительной метафорой тяжелого старческого недуга √ деменции, который в последние годы все чаще становится предметом художественного осмысления в анимации. Вероятно, эта страшная человеческая беда ярче и легче воспринимается именно в поэтических образах анимационного кино, способного деликатно и объемно изображать даже самые жесткие ситуации из жизни.

        

          Как ярчайший элемент из богатого фестивального оформления у меня в памяти осталась прекрасная выставка выдающегося французского режиссера Жана-Франсуа Лагуни, которая органично дополнила галерею эффектных экранных образов нынешнего смотра. Талантливый художник, иллюзионист и романтик, продолжатель великих традиций французской анимации, успешно начинавший творческую биографию знаменитыми фильмами еще в 60-е годы (╚Девушка и виолончелист╩, ╚Ноев Ковчег╩, ╚Случайная бомба╩) показал в Аннеси свой новый полнометражный фильм ╚Луиза╩ и украсил своими яркими живописными работами, графическими эскизами, изящными перекладочными куклами постоянно обновляющуюся экспозицию в Музее Шато. Эта экспозиция предъявила публике богатейшую коллекцию авторских художественных образов знаменитого режиссера, которой организаторы выставки подарили выразительное название ╚Поэтические миры Лагуни╩.

  

 

 

         Среди множества знаменитых гостей фестиваля было особенно приятно вновь встретить звезду британской анимации, основателя оскароносной студии ╚Аардман анимейшн╩ (╚Побег из курятника╩, ╚Приключения Уоллеса и Громита╩) и моего давнего знакомого Питера Лорда. Вместе со своим другом и творческим партнером Дэвидом Спрокстоном Лорд с удовольствием отметили в Аннеси 40-летие своей знаменитой студии, получили приз фестивального кинорынка MIFA и подарили праздник целой армии своих поклонников. А я подарила Питеру миниатюрных кукольных Вини-Пуха и Пятачка из обожаемых всеми россиянами фильмов Хитрука, которые, к сожалению, не знают в Британии, где в сознании публики герои Алана Милна оживают только в образах Диснеевских персонажей.  

    

 

          На фоне многообразных фестивальных радостей с  сожалением приходится констатировать и то, что фильмы россиян, участвовавшие почти во всех программах и представляющие самые разные стили и жанры современной анимации  (7 работ √ в конкурсе и 2 √ вне конкурса), на сей раз остались совсем без наград, хотя имели большой успех у публики. Против ожидания многих, международное жюри не отметило даже одну из самых стильных авторских работ конкурсной программы √ ╚До любви╩ Игоря Ковалева, красивый и холодный фильм об одиночестве и разобщенности людей в современном мире, проживающих долгие годы до любви или без любви. Эта картина одного из самых признанных мастеров современного авторского мульткино уже получила в этом году Гран-при нашего главного смотра анимации в Суздале, отечественную анимационную премию ╚Икар╩ и еще несколько высоких международных наград, но не в Аннеси┘

 

           Из российских участников нынешнего фестиваля, мне кажется, более всего повезло нашей дебютантке Полине Минченок из Петербурга. Е╦ первая картина ╚Морошка╩ уже в Суздале с успехом вырвалась за границы дебютной категории и получила Приз за лучший фильм для детей. А в Аннеси милая детская сказка о трогательной дружбе деревенской малышки с волком не просто сразила своей нежностью и художественной простотой всю фестивальную аудиторию, но и привлекла к начинающей постановщице отборщиков и агентов всех международных смотров анимации. Невозможно забыть овацию громадного фестивального зала, приветствовавшего хрупкую конкурсантку из России, и счастливое лицо Полины, сразу получившей приглашение на множество престижных киносмотров.

 

         Этот успех вполне понятен, потому что даже в насыщенной кинопрограмме наиважнейшего смотра мультпродукции в Аннеси было немного действительно качественных, красивых и добрых фильмов для детей. Сегодня телеканалы всего мира и даже фестивальный экран перегружены детскими сериалами, которые в большинстве своем трудно без натяжки считать художественной продукцией √ это прежде всего удобный товар для шоубизнеса. А штучных работ, продолжающих лучшие традиции мировой художественной анимации и адресованных детской или семейной публике, явно не хватает. Как не хватает доброты, красоты и романтики в человеческом общении и в нашем обозленном мире.

 

         

         Наверное, поэтому в моей профессиональной и человеческой памяти дольше всего сохраняются красивые, романтичные и чувственные образы мировой анимации разных авторов и жанров, которыми, к счастью, в этом году был особенно богат знаменитый фестивальный экран Аннеси.  

                  

 

На фотографиях √

 

* Аншлаг в фестивальном зале Бонль╦.

* Визит президента Франции Франсуа Оланда на фестивальный кинорынок MIFA.

* Микаэль Дюдок Де Вит (Голландия) на премьере своего фильма  в Аннеси.

* Кадр из фильма ╚Красная черепаха╩ М.Дюдока Де Вит.

* Кадр из фильма ╚Моя жизнь как кабачок╩ (Франция-Швейцария).

* Кадр из фильма ╚Девушка без рук╩ (Франция)

* Кадр из фильма ╚Балкон╩ (Венгрия)

* Кадр из фильма ╚Периферия╩ (Франция)

* Кадр из фильма ╚Слепая Вайша╩ (Канада)

* Кадр из фильма ╚Как долго, не долго╩ (Дания)

* Кадр из фильма ╚Голова исчезает╩ (Канада)

 * Выставка ╚Поэтические миры Лагуни╩. Кадр из фильма

╚Картина╩. Эскизы Лагуни.

* Питер Лорд (Великобритания) с фестивальной публикой Аннеси.

* Питер Лорд со своим персонажем.

* Кадр из фильма ╚До любви╩ (Россия)

* Кадр из фильма ╚Морошка╩ (Россия)

* Аннеси-2016 √ столица мировой анимации.

 

Фото автора и пресс-центра фестиваля.