Штутгарт -2016

Молодая анимация √ удивляет и побеждает!

 

 Мне посчастливилось наблюдать жизнь и развитие Международного фестиваля анимации в Штутгарте уже в течение 24 лет. С моего первого приезда сюда в 1992 году смотр мировой анимации в столице Земли Баден-Вюртемберга поменял ритм работы с биеннале на ежегодный, заметно расширил рамки фестивальных мероприятий и конкурсов, увеличил количество призов и номинаций, вынес показ анимации на открытый экран в центре города. И в конечном итоге √ превратился в грандиозное событие для жителей и многочисленных туристов Штутгарта. В этом году, например, уже почти 80 тысяч зрителей смотрели программу 23-его международного фестиваля анимации в семи кинозалах и еще 10 тысяч человек √ под открытым небом в дождливую и солнечную погоду прямо на Дворцовой площади. Но при всех очевидных изменениях, одно наиболее существенно. В последние годы Штутгартский фестиваль проявляет особое внимание именно к работам молодых, которые задают тон во всех конкурсных программах смотра.

 В принципе, это отражает общую ситуацию в мировой анимации. Сегодня большинство фестивальных кинопрограмм составляют фильмы молодых, начинающих режиссеров, и все меньше и меньше приходится видеть новые авторские работы знаменитых мастеров, которые √ то ли быстро стареют, то ли оказываются вне профессиональной деятельности. А вот дебютанты, студенты и недавние выпускники киношкол каждый год удивляют какими-то новыми формами, сюжетами и именами. Правда, эти новобранцы фестивальной жизни чаще всего, ярко заявив о себе одним фильмом, исчезают из поля зрения критиков и зрителей, потому что в большинстве своем уходят из авторской анимации и растворяются в анимационной индустрии. И лишь единицы, как наша знаменитая Дина Великовская (выпускница ВГИКа и Школы-студии ШАР), каждой новой авторской работой подтверждают свой талант и свое право называться мастерами анимационного кино.

Про маму

Совсем недавно новый, дебютный фильм Великовской ╚Кукушка╩ получил высшие награды Открытого российского фестиваля анимации в Суздале, но по миру еще с триумфом шествует ее дипломная лента ╚Про маму╩, созданная в Школе-студии ШАР. Именно эта работа получила в Штутгарте главный приз в конкурсе студенческой анимации и 2.500 евро, пополнив  еще одним фестивальным трофеем серьезную коллекцию молодой постановщицы. Трепетная рисованная история о маме, которая своей любовью и своими длинными волосами (этот образ проходит через весь фильм) согревала, защищала от бурь и поддерживала во всех жизненных испытаниях взрослеющих детей, растрогала жюри и зрителей уже более 20 киносмотров. В Штутгарте успешная картина попала сразу в 3 конкурсные категории  √ в главный международный конкурс, где принимают участие только короткометражные работы, в конкурс студенческой анимации и в конкурс фильмов для детей. Причем, в главном конкурсе авторская работа Великовской была также номинирована на престижную награду имени Лотты Райнигер, которой с недавних пор фестиваль в Баден-Вюртемберге отмечает самые перспективные и яркие дипломные работы выпускников киношкол.

На этот дорогой приз (с чеком в 10 тысяч евро на следующую работу!) претендовали 9 фильмов из разных стран, также участвовавших в главном и в студенческом конкурсах, и в итоге он достался выпускнику Корейской киношколы из Сеула Сеоро Ох за фильм ╚Полуденный класс╩ (Afternoon class). Забавная и очень жизненная картина про то, как в засыпающем утреннем классе лишь один ученик отчаянно боролся со сном, а когда и он сдался, учитель спокойно заснул сам, одинаково рассмешила и публику, и международное жюри. Настолько рассмешила, что ее автор получил заманчивую для всех дебютантов возможность начинать следующую свою работу с внушительным финансовым трамплином от европейских спонсоров. 

 

Полуденный класс

Кстати, эта особенность Штутгартского смотра, который в последнее время повторяет одни и те же фильмы в нескольких конкурсных программах, вызывает неоднозначное отношение. С одной стороны, как-то смущает факт намеренного расширения конкурсной программы за счет повторов, с другой стороны, радует то, что именно начинающим режиссерам, которые чаще всего оказываются сразу в нескольких конкурсах и по сути составляют значительную часть программы, фестиваль дарит особый шанс обратить на себя внимание профессионалов и публики.

Разворот в сторону молодого поколения в Штутгарте наметился не только в кинопрограмме смотра, но и в многочисленных мероприятиях, ориентированных на интересы и вкусы молодежи. Именно поэтому здесь устраиваются специальные показы, презентации и встречи, посвященные анимационным киношколам мира (в этом году свои работы показывали 8 киношкол из разных стран), а студенты знаменитой Киноакадемии Баден-Вюртемберга из Людвигсбурга уже много лет создают в качестве учебных работ замечательные фестивальные заставки в разных анимационных техниках. Все это особенно привлекает к смотру молодую публику и невольно отражается в призовых результатах.   

 

Все их нюансы                                                         Замок из песка

Так в этом году кроме главных наград для молодых аниматоров, которые достались выпускникам российской и корейской киношкол, разнообразные знаки признания от публики и специального жюри получили студенты из Бельгии, Швейцарии и Франции. Новый приз ╚фанатов╩ фестиваля в 1000 евро заслужила полуироничная картина Хлои Аллез из брюссельской киношколы La Cambre ╚Все их нюансы╩ (Toutes Nuancées)  √ о любви женщины к женщинам. Специальный приз в 2.000 евро с провокационным девизом ╚К сожалению, круто!╩ от немецкого телеканала TELE 5 ⌠Leider geil!■   и специального жюри получил еще более откровенный фильм группы студентов Художественного вуза в Люцерне ╚Потребность Айвана╩ (Ivans Need) √ о тесте и об эротических фантазиях пекаря. Эти не по-детски фривольные работы европейских студентов скорее удивляли своей откровенностью, нежели смешили или радовали художественными образами. А вот фильм ╚Замок из песка╩ (Chateau de Sable) группы режиссеров из французской киношколы ESMA в Монпелье получил ценный приз публики в 5.000 евро и без всяких оговорок поразил зрителей взрослым мастерством и совершенством компьютерной анимации, имитирующей песочные метаморфозы.      

 

Паника

Зато высшие награды главного конкурса короткометражной анимации достались довольно традиционным по форме и по фестивальному выбору фильмам. Рейтинг публики вознес к призу в 6 тысяч евро смешной рисованный ╚гэговый╩ фильм из Голландии ╚Паника!╩ (Paniek!, режиссеры Йост Леуман и Даан Велсинк) про истерические и понятные всем эмоции женщины, уехавшей из дома с ощущением невыключенного утюга и т.п. А Гран-при ценой в 15.000 евро от международного жюри получили мало известные в анимационном сообществе авторы немецкого фильма ╚Перелом╩ (Kaputt) Александр Лаль и Фолкер Шлехт. Это рассказ о драматических судьбах женщин, основанный на подлинных интервью с бывшими политзаключенными главной тюрьмы ГДР, в ныне модной европейской традиции анимационно-документального повествования (анимадок). Как и во всех фильмах такого рода, здесь особую роль играют искренние монологи реальных людей, в данном случае ╚упакованные╩ в эффектную анимационную графику.  

Перелом

Отчасти был предсказуем и выбор двух испанских фильмов в конкурсах анимации для детей. Детское жюри  наградило милую и простую компьютерную короткометражку ╚Похожие╩ (Alike) об отношениях папы и крошки-сына (режиссеры Даниэль Мартинес Лара и Николас Матьи). А профессиональное жюри отметило призом стильную и мрачную полнометражную фантазию ╚Психонавты, забытые дети╩ (Psychonauts, forgotten children)  о драматических судьбах подростков, спасающихся от страшной экологической катастрофы (режиссеры Педро Ривера и Альберто Васкез).

   

 

Похожие                                                                            Психонавты, забытые дети

Однако в главном конкурсе, как это уже нередко случалось в  Штутгарте, остались неотмеченными новые работы таких известных мастеров анимации, как Жорж Швицгебель (Швейцария), Билл Плимптон (США), Кордел Баркер или Теодор Ушевов (Канада), которые неизменно украшают программу любого международного киносмотра.

Но на сей раз никак нельзя пожаловаться на невнимание к фильмам россиян. В этом году отечественная анимация была представлена весомым участием. Помимо успешного фильма Великовской, в разных конкурсных программах принимали участие авторские работы √ ╚Скамейки ╧0458╩ И.Максимова, ╚Окна╩ А. Липской, ╚Джаз оргия╩ И. Рубиной, ╚Мой дедушка был вишней╩ О. и Т. Полиэктовых, а также эпизоды сериалов ╚Летающие звери╩ и ╚Тима и Тома╩; во внеконкурсной панораме √ ╚Волк Вася╩ Е.Соколовой и ╚Очень одинокий петух╩ Л.Шмелькова, а в специальных программах и ретроспективах √ ╚Его жена Курица╩ И.Ковалева, ╚Волшебная флейта╩ В.Угарова, ╚Мы не можем жить без космоса╩ К.Бронзита и клип ╚Совы нежные╩ коллектива авторов. И все же наибольшее фестивальное внимание досталось нашей молодежи и специальной программе Школы-студии ШАР, которую мне, в качестве педагога, посчастливилось представлять в Штутгарте вместе с ее директором Любовью Гайдуковой. Три года назад я уже представляла в Штутгарте программу российской анимации, посвященной сразу нескольким важным юбилеям отечественного мульткино, в том числе и 20-летию Школы-студии ШАР. А теперь организаторы фестиваля устроили презентацию именно для Школы Аниматоров-Режиссеров, в рамках которой были показаны наиболее успешные работы наших выпускников Дины Великовской, Светланы Разгуляевой, Антона Дьякова, Леонида Шмелькова, Александры Шадриной, Сони Кендель, Василия Шлычкова, Анны Кадыковой и Анжелы Липской. Судя по благодарным отзывам коллег из разных стран, наши студенты действительно сумели удивить, порадовать и в очередной раз доказать мастерство российской школы анимации.

 

Д.Великовская и Л.Гайдукова с программным директором фестиваля Ульрихом Вегенастом (справа) и участниками фестиваля

Невозможно не отметить и тот факт, что политика, актуальные проблемы неспокойного современного мира уже давно стали объектом исследования в анимационном искусстве и в программах Штутгартского фестиваля. В этом году, например, одним из важных событий смотра стал Арабский Форум, призванный объединить возможности продюсеров Германии (с финансовой поддержкой компании Бош) и таланты молодых режиссеров и художников из стран Арабского мира. А в кинопрограмме  фестиваля была представлена особая подборка ретроспектив, посвященных проблемам войны, современных международных конфликтов и миграции народов. Одна из таких программ с выразительным названием ╚Миграция √ путешествие в неизвестное╩ собрала фильмы разных жанров и настроений о скитальцах и об изгоях, о толерантности и о враждебности, о перелетных птицах и о человеческих страданиях. Интересно, что наряду с фильмами на самые актуальные темы в этот сеанс попала трогательная картина Дины Великовской ╚Про маму╩, √ вероятно потому, что действие ее происходит в некой символической далекой стране, откуда разлетаются по свету мамины дети. Создавая свой дипломный фильм о бескорыстной материнской любви, выпускница школы ШАР, насколько я знаю, менее всего думала о мигрантах с другого континента, судьбой которых сейчас обеспокоена вся Европа. Но сегодня в Штутгарте, который в этом году поразил гостей фестиваля множеством бездомных чужеземцев из Азии и Африки, ночующих под витринами дорогих магазинов  прямо на центральной улице города, и герои этого мультфильма видятся по-другому. Так или иначе, эта прекрасная российская картина стала одним из самых удивительных, прочувствованных и обсуждаемых экранных событий 23-го Международного фестиваля анимации в Штутгарте.

 Наталья Лукиных, Штутгарт, весна 2016, опубликовано в СК-Новости (╧ 344, июнь - 2016)

Фото автора и пресс-центра фестиваля