АННЕСИ-2015  √ дамские зонтики, испанские страсти и мечты о космосе┘

   

          Крупнейший фестиваль мировой анимации во французском городе Аннеси завершился очередной ожидаемой победой фильма Константина Бронзита ╚Мы не можем жить без космоса╩ (Гран-при в конкурсе короткометражной анимации). За последний год эта новая авторская работа известного аниматора из Петербурга получила уже целую коллекцию престижнейших профессиональных наград в России и за ее пределами, включая высшие призы главного отечественного фестиваля анимации в Суздале и Первой национальной премии за анимационное кино ╚Икар╩. А из Аннеси, где Бронзит впервые завоевал мировое признание еще в 1995 году, он привез уже четвертый высший приз фестиваля. Конечно, сама славная 20-летняя история побед известного  режиссера в столице мировой анимации Аннеси (и не только) заслуживает особого поздравления и текста. Но мне кажется, не менее важно обратить внимание на триумфальную судьбу нашего соотечественника в контексте всех новых открытий, событий и проблем грандиозного смотра мировой анимации с богатой 55-летней биографией.

                                            *    *    *

     

        

         2015-й год организаторы фестиваля ознаменовали сразу несколькими впечатляющими моментами для его старожил и дебютантов, а эффектный плакат смотра, созданный знаменитой португальской художницей и лауреатом фестиваля Реджиной Пессоа, выразительно обозначил образ нынешней фестивальной программы. Стройная фигура танцовщицы фламенко со скрещенными над головой руками и тенью от ее пальцев в виде кролика √ это посвящение фестиваля 2015 года женщинам-аниматорам и уникальный подбор исключительно женского состава жюри; это фокус на испанскую анимацию как главного гостя нынешнего смотра; это почтение к традициям волшебного искусства, играющего с тенью и светом, и наконец √ игривый привет азартной публике Аннеси, без устали шумно приветствующей экранного кролика как символ фестиваля.

         

       Начну с почтения великим мастерам прошлого. Следуя давней традиции, фестиваль и в этом году собрал целый блок специальных программ, выставок и статей, посвященных истории анимации и недавно ушедшим мастерам, ради которых создается даже

╚мартиролог╩ в толстенном каталоге смотра. Но особое внимание публики в этот раз было привлечено к творчеству великой четы  Александра Алексеева и Клер Паркер и их гениальному   изобретению √ игольчатому экрану. Великолепная выставка и специальная программа фильмов в Музее Шато (в старинном замковом комплексе), а также новая книга, подготовленная международным коллективом автором, включая дочь Алексеева Светлану Алексееву-Рокуэл, которая скончалась в январе 2015 года, открыли совершенно новые творческие грани знаменитого  дуэта Алексеева-Паркер. И что особенно приятно россиянам,  выставка, фильмы и книга в очередной раз напомнили миру о великом вкладе в развитие анимационного искусства, который внес наш соотечественник, пионер мировой анимации Александр Александрович Алексеев, проживший жизнь эмигранта во Франции, но напитанный и вдохновляемый русской культурой. За что отдельное спасибо фестивалю в Аннеси.

  

 

          А вот ╚женское начало╩, изящно воплощенное в плакате и в общем оформлении фестиваля, отразило сразу и достижения, и проблемы современной мировой анимации. С одной стороны, прекрасные подборки фильмов женщин-аниматоров вновь предъявили широкой публике признанные шедевры анимационного искусства, созданные мастерицами из разных стран в разные годы. ╚Женская коллекция╩ Аннеси собрала лучшие фильмы самых титулованных дам анимационного кино. От пионера мировой анимации Лотты Райнигер из Германии (ее силуэтным шедеврам была посвящена отельная кинопрограмма и заставка фестиваля) до таких современных звезд, как √ Каролайн Лиф и Жанет Перлман из Канады, как Джоанна Куинн из Британии и Микаэла Павлатова из Чехии, как Стесси Стирз и Нина Палей из США, как Реджина Пессоа из Португалии и Сигне Баумане из Латвии┘

         Символом изобилия женских талантов в мировой анимации стал и реставрированный фестивальный центр Бонль╦, который в этом году вновь открылся для многотысячной фестивальной братии. И первое, что видели все входящие в грандиозный холл √ это воспарившие под купол разноцветные кружевные зонтики,  трогательная и изысканная инсталляция.

 

 

          Звездное женское ожерелье фестиваля венчал приз ╚Кристалл Почета╩, который в этом году получила замечательный художник и режиссер из Франции Флоранс Мьель, покорившая весь мир своими элегантными живописными фильмами. Жаль, однако, что в таком звездном женском Ареопаге не было ни одной знаменитой дамы из богатой коллекции российской и советской анимации (за исключением юной Анны Будановой с ее недавним дебютным фильмом ╚Обида╩). О наших прославленных мастерицах то ли ╚деликатно╩ забыли, учитывая современную политическую моду, то ли просто не знали, что в России были и есть звезды анимации с женскими именами, получавшие призы на многих фестивалях, в том числе и в Аннеси.

         А вот оборотной стороной женского триумфа в мировой  анимации стали серьезные дискуссии и конференции, обозначившие проблему глобального характера, о которой и в России знают не понаслышке. Сегодня практически во всем мире преобладающую часть студентов и начинающих аниматоров составляют женщины. Что, наверное, неплохо с точки зрения гендерной демократии. Конечно, не все выпускницы киношкол утверждаются в профессии, где по-прежнему главенствуют мужчины. Но, на мой взгляд, этот нарастающий ╚матриархат╩ уже начинает проявляться в художественных результатах и в предпочтениях публики. Поскольку большинство фестивальной продукции представляют именно работы начинающих, то, к сожалению, в последние годы мое любимое ╚фестивальное╩, арт-хаузное, штучное анимационное кино все чаще сводится к девичьим трогательным эмоциям, дамским психоделическим терзаниям или к наивному изобразительному решению. Представительницы прекрасного пола составляют и основную зрительскую массу фестивалей и кинотеатров. А значит, их художественным вкусам и жизненным ощущениям теперь соответствует и популярная анимационная продукция.

 

          Приведу интересный пример из самого свежего фестивального общения, касающийся и женской темы, и испанской анимации одновременно. В этом году в конкурсе полнометражного мульткино участвовал новый кукольный фильм ╚Одержимый╩ модного ныне испанского режиссера Сэма Орти, или попросту Сэма. Картина, созданная в жанре мистического триллера, любимого для всей испанской анимации, рассказывает о невероятных жизненных приключениях танцовщицы фламенко и ее 8-летнего сына, в которого вселился Дьявол┘ В честь показа первого пластилинового блокбастера Сэма была устроена и специальная презентация. Впрочем, практически все полнометражные фильмы Аннеси, конкурсные и внеконкурсные, теперь предъявляются зрителям как главная и наиважнейшая анимационная продукция фестиваля, которым дарится куда больше внимания и гостеприимства, чем короткометражной авторской анимации. Так вот, когда я призналась Сэму, что его кукольные фильмы, в частности известная получасовая страшилка ╚Висента╩, очень нравятся моим студентам, он тут же почти без сомнения спросил √ ╚Наверное, девушкам!?..╩

   

       

       Все верно √ во ВГИКе и в Школе-Студии ╚ШАР╩, где я преподаю уже второй десяток лет, профессии режиссера и  художника-аниматора учатся преимущественно девушки┘

       Вы спросите, а где же мужчины √ будущие художники, режиссеры? Увы, большинство из них уходит в ╚деловые игры╩, то есть, в мир бизнеса. Вероятно, поэтому, вся деловая шумная жизнь фестиваля в Аннеси в последние годы все отчетливее   перемещается в сторону МИФА (MIFA), грандиозного рынка мировой мультпродукции, который в этом году торжественно отмечал свое тридцатилетие. По традиции кинорынок длится на два дня меньше, чем сам фестиваль, но зато демонстрирует бурлящую коммерческую активность. Здесь проходят многообещающие переговоры, здесь располагаются дорогущие стенды с новейшей техникой, здесь устраиваются шумные приемы, накрываются богатые столы с напитками и сувенирами и т.д. и т.п. Но мне почему-то все еще с трудом верится, что, например, выезд  большой, преимущественно продюсерской делегации Анимационной Ассоциации России именно на кинорынок МИФА может гарантировать серьезные успехи отрасли в будущем (при всем уважении к деятельности самой организации!). Я, как фестивальщик с огромным стажем, до сих пор гораздо больше верю в творческие результаты, в профессиональные контакты и экранные победы художников, без которых не было бы ни одного кинорынка. Но, как говорится, поживем √ увидим┘

   

         

      А вот экранный выбор нынешнего ╚дамского жюри╩ фестиваля меня в целом порадовал √ как результат серьезного профессионального отбора. В конкурсе полнометражной анимации, в котором участвовали 8 фильмов, Гран-при вполне заслуженно получила франко-бельгийско-канадская картина ╚Эйприл и Необыкновенный Мир╩ (режиссеры Франк Экинси и Кристиан Дэсмаре). Крепкая приключенческая лента, снятая в лучших традициях европейских комиксов, где мистический сюжет про ученых вплетается в реальные исторические события ХХ века, а классические рисованные персонажи живут в убедительных компьютерных декорациях. Приз жюри достался также и стильному японскому анимэ ╚Сарусубери: Мисс Хокусаи╩ (режиссер Кеиичи Хара) √ это адаптированная версия знаменитой манги, описывающей жизнь известного художника и его дочери в самобытных декорациях Японии начала XIX века.

  

         

           Но фестивальная публика сделала свой выбор в пользу  остросюжетного рисованного фильма франко-датского производства ╚Долгий путь на Север╩ (режиссер Реми Шайе) из российской жизни (!) конца XIX века √ о  приключениях юной дворянки Сашеньки, последовавшей в Арктику разыскивать пропавшую экспедицию своего деда. Подозреваю, что эти полнометражные фильмы рано или поздно обязательно увидит и наша публика.

 

 

          Думаю, у россиян есть шанс посмотреть и достойные призовые мультфильмы для детей из конкурса телепродукции. Это  √ трогательная бельгийско-французская картина Клементины Робаш ╚Варежка╩, забавный датско-британский сериал ╚Рита и Крокодил╩ режиссера Сири Мельхиор и особенно порадовавший меня французский телецикл о разнообразии животного мира ╚Здравствуй, мир!╩ (режиссер Эрик Серре), виртуозно соединивший фактурные анимационные куклы с живыми природными декорациями. Эпизод про жизнь ушастой совы из этого образовательного проекта убедительно доказывает, что и серийная телепродукция может соответствовать высоким эстетическим критериям и быть адресована самой широкой публике.

 

  

       

        А вот призовые работы из конкурса короткометражек и тем более студенческих фильмов вряд ли попадут на российские экраны, но будем надеяться, что к новейшим достижениям мировой авторской анимации нашим зрителям как всегда помогут приобщиться российские анимационные фестивали. Среди авторских призовых лент мне особенно хочется отметить такие эффектные и мастеровитые работы, как √ ╚Хозяин╩ известного эстонского режиссера Рихо Унта (надрывная кукольная драма о собаке и обезьяне, оставшихся дома без хозяина), как ╚Гвида╩ бразильской дебютантки Розаны Урбеш (красивая рисованная новелла об эмоциональном перерождении зрелой дамы) или дипломный фильм ╚Эдмонд╩ выпускницы Британской киношколы Нины Ганц (исповедальная история о бурных страстях в исполнении кукольных героев из войлока).

 

   

     

         Однако при всем обилии официальных и специальных призов фестиваля мне все равно не хватило наград для авторских короткометражных фильмов. Жаль, например, что остались совсем без внимания жюри новые штучные работы таких знаменитых мастеров, как Ежи Куча из Польши (╚Фуга для виолончели, трубы и пейзажа╩) или как Теодор Ушев из Канады (╚Сомнамбула╩).

          Россиянам в этом году трудно обижаться на селекцию и на результаты фестиваля в Аннеси, поскольку в разных программах смотра принимали участие 7 фильмов: в конкурсе короткометражек √ ╚Мы не можем жить без космоса╩ Константина Бронзита и ╚Другие берега╩ Василия Чиркова, в конкурсе телепродукции √ эпизоды из сериалов ╚Летающие звери╩ и ╚Маша и Медведь╩, а во внеконкурсной программе √ авторские ленты ╚Скамья ╧ 0458╩ Ивана Максимова, ╚Раз, два, три╩ Юлии Ароновой и полнометражный фильм ╚Снежная королева-2╩ Алексея Цицилина.

  

         А очередная и во многом предсказуемая победа последнего фильма Бронзита вновь доказала, что российская школа авторской анимации по-прежнему в центре внимания и уважения. Аскетичная  в изобразительном решении рисованная лента про крепкую мужскую дружбу, эмоционально окрашенную доброй иронией и возвышенными мечтами о Космосе, одинаково понравилась  международному женскому жюри и детскому коллективу судей, по традиции собранному из младших школьников и тинэйджеров Франции. А еще (что не менее важно!!!) порадовала многотысячную интернациональную публику фестиваля, за чьей живой доброжелательной реакцией я наблюдала во время очередного просмотра звездного Костиного фильма. И, конечно, это один из самых важных результатов главного фестиваля мировой анимации 2015-го года!

 

 

Наталья Лукиных

Аннеси-Москва (июнь 2015 г.)

 

Фото автора и пресс-центра фестиваля.

**

На фотографиях √

  1. Обновленный фестивальный центр Бонль╦
  2. Константин Бронзит √  призер фестиваля.
  3. Плакат фестиваля, художник Реджина Пессоа (Португалия).
  4. На выставке ╚Алексеев √ Паркер, укротители теней╩.
  5. Игольчатый экран Александра Алексеева и Клер Паркер.
  6. Ретроспектива фильмов Флоранс Мьель (Франция).
  7. Флоранс Мьель √ приз ╚Кристалл Почета╩.
  8. Режиссер Сэм Орти (Испания)
  9. Кадр из фильм ╚Одержимый╩( режиссер Сэм Орти)
  10. Стенды кинорынка МИФА √ Российская ассоциация анимационного кино и Шведкий Киноинститут.
  11. Кадры из полнометражных фильмов √ ╚Эйприл и необыкновенный мир╩ (Франция, Бельгия, Канада) и ╚Сарусубери: Мисс Хокусаи╩ (Япония)
  12. Кадр из фильма ╚Долгий путь на Север╩ (Франция, Дания)
  13. Кадры из призовых короткометражек √ ╚Варежка╩ (Бельгия, Франция), ╚Здравствуй, мир!╩ (Франция), ╚Хозяин╩ (Эстония), ╚Гвида╩ (Бразилия).
  14. Кадр из фильма ╚Мы не можем жить без космоса╩ (Россия).
  15. Герои и организаторы фестиваля Аннеси-2015