Аннеси-2014

                                      √ перемена участи в зрелом возрасте.

                                               

 Наталья ЛУКИНЫХ

            Фестивали как люди, имеют не только разные характеры и выражения лиц, но и разные судьбы. У одних вс╦ идет как по маслу из года в год по однажды заведенному порядку, другие то и дело кидаются в модные и эффектные эксперименты, а некоторые, и чаще всего те, к которым приковано особое внимание киносообщества, редко но метко удивляют серьезными изломами своей звездной судьбы.  Именно это происходит в последние годы со знаменитым фестивалем мировой анимации во французском городе Анси, за которым я наблюдаю уже в 20-й раз с 1991 года. 

Открытый экран Анси-2014

        За это время мне довелось быть свидетелем того, как крупнейший смотр мульткино, зародившийся еще в середине прошлого века из маленькой секции Каннского кинофестиваля, торжественно отметил 40-летие и 50-летие, поменял лидеров своей команды, традиционный календарный ритм, регламент, логотип, обжитое место действия, профессиональную аудиторию и эстетические предпочтения. В этом году ко всему перечисленному добавился и отказ от официальной селекционной комиссии √ ее негласно заменила обновленная дирекция смотра, на что она, конечно, имеет свои права и свои резоны, скорее всего, вполне экономического характера.

          Как фестивальщик с большим опытом, я хорошо понимаю, что финансовые проблемы всерьез корректируют многие наши творческие идеи и интересы. Но как ровесница фестиваля в Анси, замечу, что в зрелом возрасте любая перемена участи не дается легко и без очевидных потерь, а тем более такой каскад изменений, которые в последнее время переживает и демонстрирует столица мировой анимации.

 

Аккредитация участников и гостей смотра

          

        Комплекс серьезных фестивальных преобразований в Анси в этом году наиболее сказался на качестве конкурсной программы, и в первую очередь на ее самых значимых категориях √ конкурсах короткометражной анимации и студенческих фильмов, от которых ждешь особых авторских открытий и эстетических достижений. За  долгие годы моего участия в этом фестивале я не помню такого количества откровенно слабых или случайных работ  профессионалов и студентов, которые бы вызывали общую реакцию неодобрения или раздражения коллег из разных стран.    Конечно, в каждом конкурсе были свои удачи или звездные имена, и они так или иначе прозвучали в вердиктах жюри. Незамеченными или недооцененными остались лишь несколько новых этапных работ признанных мастеров мировой анимации, как, например, ╚Гиппопотамы╩ Петра Думалы из Польши, ╚Пилоты на пути к дому╩ Прийта Пярна из Эстонии или ╚Виртуозная виртуальность╩ Томаса Штельмаха из Германии.

 

╚Гиппопотамы╩. Режиссер П.Думала (Польша)

 

         Впрочем, в последние годы программы фестиваля в Анси (как и других престижных мировых фестивалей) вообще не часто дарят публике встречу с новыми авторскими фильмами уже известных мастеров, чаще удивляют и радуют успехи киношкол или дебютантов. Мировая анимация в последнее десятилетие так стремительно молодеет и обновляется, что публика не успевает уследить за тем, как зажигаются и гаснут новые звездочки мульткино, нередко проживая биографию сроком лишь в один фильм. А те, кто имеет за плечами яркую и долгую творческую  биографию, либо уходят в вечность, либо не успевают осмыслить быстро меняющиеся фестивальные ╚тренды╩ и включиться в ╚контент╩. Наверное, это тоже проблема творческой зрелости, не готовой к быстрой и легкой перемене участи. 

 

        

╚Письма женщин╩  (Франция).  Спецпрограмма ╚1914-18. Анимация Великой войны √ надежды перемирия╩.           

 

        К счастью, очевидные слабости конкурсных показов сгладили яркие впечатления от богатых достижениями информационных и ретроспективных программ смотра. Особенно хочется отметить очень качественный блок фильмов о войне 1914-1918 годов, собранный из коллекций трех важнейших европейских фестивалей анимации в Брюсселе, в Штутгарте и в Анси. Эти разные по жанрам, стилям и технологическим воплощениям анимационные ленты о Первой мировой войне оказались очень актуальным напоминаем художников о столетии страшной мировой бойни ХХ века, отчего-то незамеченном в нашем культурном контексте. А в Анси серьезному военному юбилею были посвящены не только важные фестивальные программы и тексты арт-директора смотра Марселя Жана, но даже самые выразительные и проникновенные, а не провокационные (что теперь непопулярно!) фестивальные заставки, в которых оживали очень эмоциональные образы далекой войны.

Анимационные куклы и зрители Анси.

  

   

 

          Не могу не выразить своего восхищения и по поводу грандиозной коллекции фильмов и выставок, посвященных кукольной анимации мира, куда вошли работы многих известных мастеров чешской, французской, британской, эстонской, венгерской, голландской, австралийской, американской, мексиканской объемной анимации. К сожалению, в этой богатейшей коллекции кукольного кино нашлось место только для одного мастера современной отечественной анимации √ в Анси не могли не вспомнить главный призовой фильм фестиваля 1991 года ╚Серый Волк энд Красная Шапочка╩ Гарри Бардина, завершавший эпоху ╚перестройки и гласности╩ в советской мультипликации. Да и великое наследие пионера российской анимации Владислава Старевича представляла коллекция французских картин из эмигрантского, а не отечественного периода творчества режиссера.   

     

╚Серый Волк энд Красная Шапочка╩ - Гран-при Анси-1991. Режиссер Г.Бардин

        

        А новую российскую анимацию на фестивальном экране Анси представляли только 4 работы: во внеконкурсной программе √ ╚Айдар и Серый Волк╩ Рима Шарафутдинова, ╚Бум-бум дочь рыбака╩ Ивана Максимова, ╚Ку! Кин-дза-дза╩ Татьяны Ильиной и Георгия Данелия, и единственная √ ╚Брут╩ Светланы Филипповой √ в конкурсе короткометражек. Трогательной лирической драме о военной судьбе собаки и человека, как и многим прекрасным российским фильмам последних лет, в Анси опять не досталось ни одной награды.

 

     Брут

 ╚Брут╩. Режиссер С.Филиппова

 

        Главными лауреатами в конкурсе короткого метра на сей раз стали спорные, но все-таки запоминающиеся авторские ленты. Специальный приз жюри получил мультимедийный экзерсис ╚Плитка╩ (реж. Герд Гоккел, Германия - Швейцария) √ микс живой, ускоренной и покадровой съемки, напомнивший мне модные видеотрюки с укладыванием плитки или паркета из популярной телепрограммы ╚Квартирный вопрос╩.  А Гран-при завоевал довольно типичный для современной анимации Юго-Восточной Азии психоделический этюд ╚Человек на стуле╩ (реж. Дае Джонг, Франция - Южная Корея), в котором элегантно и многозначительно переплетаются образы восточной и западной философии.

 

Человек на стуле

╚Человек на стуле╩. Корея-Франция. Гран-при конкурса короткометражек.

          Еще более приятные эмоции вызвали награды так сказать второго эшелона. Приз за лучший дебют получил романтический путевой дневник ╚Путь Сантьяго╩ (реж. Мауро Карраро, Франция-Швейцария), который уже покорил жюри и публику нашего прошлогоднего ╚Крока╩. А дипломы жюри достались забавной рисованной истории из Канады о неумехе за рулем ╚История автобуса╩ (режиссер Тали) и изысканной драматической новелле о мальчике аутисте ╚Голова в облаках╩ режиссера Роберто Катани из Италии. Признаюсь, я давно ждала новой работы этого тонкого  художника, некогда покорившего весь мир своей красивой поэтической лентой ╚Канатоходка╩ (2002).   

╚Голова в облаках╩. Режиссер Р.Катани (Италия)

 

          Но, наверное, самую достойную селекцию и радующие публику призовые результаты на сей раз показала разнообразная по жанрам и формам программа полнометражных фильмов, которую очень трудно назвать традиционной коммерческой продукцией. Нынешний фестиваль торжественно открывался показом новой рисованной ленты классика современной японской анимации Исао Такахаты ╚Сказка о принцессе Кагуйя╩, созданной в изысканной классической манере. А 78-летний маэстро получил первый и самый престижный ╚Кристалл╩ фестиваля √ Почетный приз за творческие достижения и вклад в анимацию.

                 

Исао Такахата √ Почетный призер фестиваля

 

          Свой диплом международное жюри также присудило японскому лирическому опусу в стиле анимэ ╚Остров Джованни╩ (реж. Мицухо Нишикубо), рассказавшему трогательную историю послевоенных отношений японских и советских детей на одном из ╚спорных╩ Курильских островов. Этот познавательный фильм, основанный на реальных событиях, сегодня как нельзя лучше может играть роль экранного миротворца в современной

накаленной международной ситуации растущей межнациональной вражды.

           Приз жюри достался и новому, уже седьмому по счету полнометражному авторскому фильму самого знаменитого независимого американского аниматора Била Плимптона ╚Обман╩. На сей раз карикатурист порадовал своих многочисленных фанов остросюжетной любовной драмой в духе популярных детективов американского писателя Джеймса Кейна (╚Почтальон всегда звонит дважды╩, ╚Двойная страховка╩).

     ╚Обман╩. Режиссер Б. Плимптон (США)    

╚Мальчик и мир╩ (Бразилия) √ Гран-при конкурса полнометражных фильмов

           А главную хрустальную пирамиду жюри и приз фестивальной публики получила действительно самая эффектная конкурсная полнометражная лента ╚Мальчик и мир╩ из Бразилии (реж. Але Абреу) о малыше, искавшем своего отца. Оригинальному графическому дизайну и динамичной пластике этой вроде бы коммерческой картины могла бы позавидовать немалая часть вялых и безликих короткометражек нынешней конкурсной программы.

Призеры фестиваля - Билл Плимптон (США), Мауро Карраро (Швейцария) и Але Абреу (Бразилия)

  

 

  

           Кстати, заслуженный успех ╚штучных╩  полнометражек у многотысячной и преимущественно молодежной фестивальной публики, которая сейчас очень тяготеет именно к полнометражной форме анимационного кино, невольно заставил меня вспомнить о несбывшихся печальных прогнозах последних лет о том, что растущая коммерческая мощь и амбиции международного кинорынка в Анси (MIFA) скоро задушат фестивальную кинопрограмму. Дорогой и амбициозный кинорынок в Анси действительно уже давно живет своей параллельной жизнью с фестивалем, удовлетворяясь своими особыми деловыми встречами, конференциями и презентациями. Но!

     

Молодая публика Анси       

 

          С каждым годом все больше юных любителей анимации и начинающих профессионалов с энтузиазмом устремляются не в рекламные павильоны кинорынка (где якобы решаются судьбы мировой мультиндустрии), а в обычные фестивальные кинозалы, где получают возможность не просто смотреть работы аниматоров всего мира, но своими впечатлениями влиять на их фестивальный и коммерческий успех. Почаще заглядывать в обычные фестивальные залы и видеть живую реакцию обычных фестивальных зрителей я хочу пожелать всем серьезным продюсерам и руководителям мультстудий (в основном весьма зрелого возраста) √ чтобы быть действительно ╚в тренде и в контенте╩ настоящей творческой жизни мировой анимации. Возможно, тогда будет больше появляться фильмов, которые одинаково радуют и серьезных профессионалов, и избалованных критиков, и неискушенных зрителей. 

Главные герои и организаторы фестиваля Анси-2014

 

          Но если судить по росту молодой активности фестивальной публики в Анси, то можно считать вполне счастливой и перемену участи самого мультфестиваля. Несмотря на все непростые перемены в судьбе, старейший и крупнейший смотр мировой анимации был и поныне остается самым важным экранным событием года как для пресыщенного круга опытных профессионалов, так и для многочисленной армии новобранцев анимационного цеха, среди которых я все чаще с удовольствием встречаю студентов и выпускников наших отечественных киношкол, приезжающих сюда просто по зову души. А эта счастливая возможность наших соотечественников свободно  путешествовать по фестивальным столицам мира теперь может стать чуть ли ни единственным шансом россиян видеть новую мировую анимацию при нынешнем сужении кинопрокатной и фестивальной деятельности, поскольку недавно принятый  федеральный закон запрещает в России показ любых фильмов без прокатного удостоверения. Но это уже другая печальная история о перемене нашей участи┘         

                                                                                                        Июнь, 2014

Подписи к фотографиям √

* Постер международного фестиваля анимации Анси-2014

*  Открытый экран Анси-2014

* Аккредитация участников и гостей смотра

* ╚Гиппопотамы╩. Режиссер П.Думала (Польша)

* ╚Письма женщин╩  (Франция).  Спецпрограмма ╚1914-18. Анимация Великой войны √ надежды перемирия╩.

* Анимационные куклы и зрители Анси.

* ╚Серый Волк энд Красная Шапочка╩ - Гран-при Анси-1991. Режиссер Г.Бардин

* ╚Брут╩. Режиссер С.Филиппова

* ╚Человек на стуле╩. Корея-Франция. Гран-при конкурса короткометражек.

* ╚Голова в облаках╩. Режиссер Р.Катани (Италия)

* Исао Такахата √ Почетный призер фестиваля

 *  ╚Обман╩. Режиссер Б. Плимптон (США)         

*  ╚Мальчик и мир╩ (Бразилия) √ Гран-при конкурса полнометражных фильмов

* Призеры фестиваля - Билл Плимптон (США), Мауро Карраро (Швейцария) и Але Абреу (Бразилия)

* Молодая публика Анси       

* Главные герои и организаторы фестиваля Анси-2014

Фотоматериалы  прессцентра фестиваля и автора