ВЕСЕННИЙ ПЕРЕПОЛОХ
• Кадр из фильма "Мой личный лось"
Резкая перемена погоды, из весны в зиму, переполошила участников нынешнего анимационного фестиваля. Все тут же активно высыпали на природу. Пейзаж за окнами суздальского Турцентра дарил настроение: белоснежное покрывало и падающие снежинки – словно кадры классических фильмов Ивана Петровича Иванова-Вано.Из нашего детства – "Двенадцать месяцев" или "Снегурочка".
Вспомним, эти замечательные картины созданы на киностудии "Союзмультфильм". И основной темой встречи режиссеров-аниматоров и продюсеров с министром культуры РФ Владимиром Мединским в один из дней форума стало не только обсуждение итогов предыдущих совещаний о проблемах отрасли, а также и будущего студии "Союзмультфильм". Сегодня там, в художественном руководстве, работают известные режиссер и художник Михаил Алдашин и драматург, поэт и уже несколько лет ведущий церемоний фестиваля Вадим Жук. Он же – призер этого года за лучшую драматургию (полнометражный проект "Возвращение Буратино").
Действительно, впервые за историю фестиваля его посетило высокое начальство из Министерства культуры. Неужели пойдет по должному пути показ отечественной анимации на телевидении и в кинотеатрах? Владимир Мединский обещал для трансляции два процента эфирного времени – при условии, если канал работает круглосуточно. Однако аниматоры обратились с просьбой ввести на российском телевидении квоту на показ не менее пяти процентов. Будем надеяться на лучшее. Кстати сказать, фестиваль на этот раз поддержали и государственным финансированием. Те, кто ежегодно приезжает на суздальский итоговый смотр российской анимации, понимают, что своим резонансом он заработал бюджетные средства.• Кадр из фильма "Брут"
Кинокритик Лариса Малюкова напомнила министру и собравшимся, что на прошедшем в феврале Берлинале отечественный кинематограф был представлен одним-единственным фильмом – анимационным – "Мой личный лось" Леонида Шмелькова, который международное жюри удостоило приза за лучший фильм для детей. "Мой личный лось" в Суздале занял первую строчку в профессиональном рейтинге. Появившиеся финансы предоставили возможность сделать талантливое решение ярче, масштабнее, одарить, участников радостью, обратить на себя внимание всех зрителей. Художники Нина Виноградова и Марина Курчевская придумали блистательное оформление сценического и общего фестивального пространства. Образ города и молодежное граффити (материал пенокартон – в прямом смысле дорогая основа), современный стиль и ритм открытых площадок, где носятся на скейтах и гоняют на роликах, – вот атмосфера перформансов и фестивальная энергетика. Вместе с мастерами над проектом оформления работали их одаренные ученики: Татьяна Чернилевская, Валентина Урм (молодой призер фестиваля за лучшее изобразительное решение в фильме "Toro danza") , Константин Муравьев (режиссер-дипломант за фильм "Игра").
В жюри авторского конкурса под председательством лауреата многочисленных премий, классика, профессора ВГИКа режиссера Вадима Абдрашитова вошли: режиссер анимационного кино Алексей Алексеев, обладатель более шестидесяти призов и около двадцати "гран-при" самых престижных анимационных фестивалей; режиссер, сценарист, аниматор Ирина Кодюкова, лауреат многих кинофестивалей, доцент Гуманитарного университета в Вильнюсе; Аркадий Мелик-Саркисян, художник-постановщик кукольных фильмов, книжный график, доцент кафедры анимации и компьютерной графики ВГИКа; Алексей Рыбников – композитор, автор музыки к сотне с лишним фильмов, создатель музыкально-драматических произведений.
От такого судейского состава ждали особого взгляда. И, действительно, так и получилось: жюри не присудило Гран-при. Подобное, правда, бывало и в прежние годы. И еще – мастера предпочли молодое кино. Из известных аниматоров приз получил только режиссер и художник студии "Пилот", худрук и продюсер студии "Пластилин" Сергей Меринов – за лучший сериал "Пластилиновая азбука" .
Но профессиональный рейтинг выдвинул своих лидеров. На первое место, с большим отрывом, вышел "Мой личный лось" Леонида Шмелькова. Второе и третье место, с одинаковым количеством голосов, поделили фильмы "Мужчина встречает женщину" Дмитрия Геллера и "Брут" Светланы Филипповой. Режиссер Дмитрий Геллер получил приз Гильдии киноведов и кинокритиков с формулировкой "За экспрессию стиля и чувства". Понятное дело, мнения разошлись. Многие были удивлены. Ну, весна всегда приносит сюрпризы...

Разные художественные направления и категории восприятия укрепляют профессиональные позиции. Философ Николай Бердяев заметил: "Чтобы общество было единым, необходимо разномыслие". Главное – в этическом направлении. Справедливо отозвался об удивительном единстве аниматоров Вадим Абдрашитов: "Я нигде на фестивалях не видел такого внимания к работе коллег. Товарищи по цеху заполняют просмотровый зал, создавая редкую атмосферу доброжелательности. Это залог будущей продуктивности нашего кино".
Был еще один сюрприз. Журналисты и аниматоры познакомились с вице-губернатором Владимирской области по социальной политике Михаилом Юрьевичем Колковым. Опытный руководитель, в прошлом выпускник Московского Государственного Университета имени М.В.Ломоносова, удивил всех. И на пресс-конференциях, и на церемониях фестиваля с участием Колкова речь шла не только о поддержке форума и его многослойной структуры. Вице-губернатор ясно понимает, что в тенденции фестиваля – показе фильмов не только во Владимирской области, но и в других регионах, что и произошло в этот раз – проявляется общая медийность городов и анимационной продукции. Как важно, что в руководстве есть человек, который говорит с творческим цехом на одном языке.
Когда Михаил Юрьевич делился мнением о программе, то выражал главное. "В фильме "Toro danza" я увидел изысканный мир изображения". Словно подтверждая слова студентки ВГИКа Валентины Урм о выразительной графике этой работы: "Это небольшая, в общем-то, зарисовка, в которой захотелось передать какие-то свои впечатления об Испании: фламенко, коррида, матадоры, сеньориты...". Кстати, приз жюри за этот фильм зрители, педагоги разных анимационных специальностей и наш мэтр Юрий Норштейн приняли безоговорочно.
Два приза – за лучший дебют и за лучшую режиссуру – получил Василий Чирков за фильм "Другие берега", где Чирков еще и сценарист, и художник, и композитор. Понятно авторское пристрастие создать неповторимую фантазию о глубоких чувствах, но призы рассматриваю, скорее, как аванс. Показалось, что в лирической созерцательности путешествия к другим берегам не хватает драматургической последовательности во всех составляющих. Лишь художник здесь предстал в законченном, акварельном, обличьи. А вот молодому режиссеру можно поучиться у более опытных коллег. Например, у Светланы Филипповой в фильме "Брут" (приз имени Александра Татарского). Созданная по мотивам рассказа Людвига Ашкенази, эта работа убеждает, что экранизация литературного первоисточника в состоянии быть достойной – первоисточника в первую очередь. Светлана Филиппова, режиссер и художник, создала рисованный фильм о том, что "никто лучше собак не знает, как переменчива людская привязанность". Овчарка Брут не забывает свою хозяйку из мирной жизни, несмотря на иную жизнь в концлагере, где царит человеческая жестокость, и собаку превращают в пса-охранника.
Тандем режиссера, художника и сценариста Дмитрия Геллера и художника Анны Карповой, как всегда, очень интересен и в новом фильме "Мужчина встречает женщину". Эта драматическая история прежде всего о любви, не разделенной, но все-таки обретенной странным героем. Вообще персонажи "сдвинуты" художниками в необычную фактуру. Все действующие лица и анимационная "массовка" выразительно существуют во вневременном пространстве фильма. Но именно странные, причудливые ответвления рассказа пронизаны мистической экспрессией и отличным графическим решением.• Кадр из фильма "Возвращение Буратино"
• Кадр из фильма "Ку! Кин-дза-дза!"Сюжет картины "Мужчина встречает женщину" прост. Поначалу модели планеров увлекают мальчика, а девочка любуется их запуском в небо. Мальчик вырезает на дереве рисунок самолета. Проходят годы. На танцплощадке звучит музыка – в стиле ранних фильмов Геллера: "Тайна это ты" и "Привет из Кисловодска". Женщина танцует с мужчиной, который нам не знаком. Затем остается одна. Позже – ее свадьба с героем. Рисунок самолета на инвалидном протезе героини. (Эту странность не приняли некоторые зрители, но оценили профессионалы.) В финале, пройдя через испытания встречами и расставаниями с любимой, изменившийся, счастливый герой, словно ребенка, несет ее на руках к самолету. Щемящая история любви. Пронзительная.
На фестивале уже во второй раз работало три жюри: авторской анимации, коммерческой и конкурса проектов (питчинга). Призы по "коммерческой" части присуждались режиссером анимационного кино Юрием Кулаковым, продюсером Дмитрием Ловейко, телеведущей Ириной Муромцевой и продюсером, дистрибьютором, маркетологом кино Русланом Татаринцевым.
Ирина Муромцева, подводя итоги работы жюри, отметила: "В этом сезоне особенно популярны были Гоголь и лоси". И добавила: что, по мнению жюри, студенты и дебютанты в конкурсных работах достаточно много философствовали. Был в программе фильм "Как Гоголь "Нос" написал". Его автор – студентка-режиссер Вика Привалова – уверяла нас, что именно "недостатки заставляют двигаться вперед". Ведь Николай Васильевич Гоголь с самого детства винил во всех неудачах свой нос. А что в результате получилось... Вероятно, эти доводы относились к тем, кто не получил призов и дипломов. Вполне остроумное напутствие.
Мастер-классы, показы фильмов и встречи со зрителями в нескольких областях России с программами "Большой Суздаль" и "Открытая премьера", Международный конгресс по анимационным секциям, приглашенные иностранные гости, обмен опытом – все это Открытый российский фестиваль анимационного кино.
В Суздаль, чтобы посмотреть картины, приезжают семьями. К молодым участникам присоединяются их друзья и однокашники из Москвы и Петербурга. Популярность фестиваля растет год от года. Он стал радушным клубом не только для профессионалов.
В гостиницах нет свободных мест! И вот какое объявление оказалось в холле Турцентра: "Два адекватных парня нуждаются в скромном ночлеге. Подойдет любой вариант: на полу кухни, в бане, в сарае! Будем признательны за любую помощь!" – далее контакты". Действительно, переполох.

Суздаль-Москва

Татьяна МУШТАКОВА
«Экран и сцена» № 7 за 2014 год.