ДРУЗЬЯ ИДУТ В НУЖНУЮ СТОРОНУ

 
• Кадр из фильма “Бессмертный”
В Суздале прошел 18-й Открытый Российский фестиваль анимационного кино.
В этом году профессиональная стойкость и творческая последовательность аниматоров были сплетены участниками конкурсов и других программ так, как подобает истинным творцам. Главное художественный результат – все остальное в сторону!
Фестиваль оказался насыщенным, трудоемким, интересно структурированным. Участники конкурсов были внимательны к драматургии фильмов, изменившейся в лучшую сторону по сравнению с показами прошлых лет. Нынешние работы восходят к традиции, начатой Федором Хитруком, Вадимом Курчевским, продолженные Эдуардом Назаровым, Андреем Хржановским, Александром Татарским. Даже один из дипломов жюри сформулировано в стиле классиков анимации: “За самый смешной грустный фильм” – он достался режиссеру Риму Шарафутдинову (“Алдар и серый волк”), радостно встреченому зрителями и участниками. Можно добавить относительно этой работы – и с прекрасным мультипликатом!
Грустной мудростью пронизан “Бессмертный” замечательного мастера Михаила Алдашина, удостоенный Гран-при фестиваля. Дагестанская сказка повествует о том, как человек, потеряв друга, отправляется на поиски города, где никто никогда не умирает. После долгого пути он, хоть и найдет это волшебное место, но затоскует по родине и вернется к могиле, некогда оставленной им, матери, встретиться с которой главному герою удастся уже лишь на небесах… Автор рисованной анимации Михаил Алдашин выражает философскую сущность сказки через пластику завораживающего изображения. Своеобразная мимолетность этнических впечатлений от горских легенд передается через индивидуальный живописный стиль, которым славен автор фильма. Именно последнее усиливает интонацию, окрашенную за кадром голосом актрисы Юлии Рутберг.
В лучших по режиссуре фильмах “Длинный мост в нужную сторону” (притча Ивана Максимова) и грузинской сказке “Подарки черного ворона” в интерпретации Степана Бирюкова присутствуют драматургическое чутье и выражение объективного течения жизни. Яркий примитивизм грузинского художника Пиросмани в “Подарках черного ворона” (студия “Пилот” Александра Татарского”) – как отсвет и песенный напев прекрасного народа, связь с которым оказалась практически утрачена в последние годы. Как же важен “Длинный мост в нужную сторону”! Остроумная сказочная история прозрачно напоминает о многих современных пороках.
Что интересно, светлой грустью были пронизаны практически все работы, отмеченные призами и дипломами. Некоторая жесткость изображения отдельных фильмов словно заглушала доброту высказывания, но пронзительная авторская наблюдательность (“Обида”, режиссер и художник Анна Буданова) поднимала чувство сострадания на должную высоту. Жаль, что председатель жюри Вера Кузнецова, талантливый художник-постановщик, известный педагог, подчеркнула свое несогласие с членами жюри в присуждении приза фестиваля “За лучший мультипликат” фильму “Обида”.
Покорил всех дебютный фильм “Друзья” – о “неразрывной взаимосвязи всех живых существ на Земле”, о чем свидетельствует текст древней песни индейцев племени Навахо. Фильм этот сделал сценарист, режиссер, художник-постановщик Роман Соколов, профессиональный опыт которого связан с разработкой блестящих персонажей в Санкт-петербургской студии анимационного кино “Мельница”, где Соколов работал и художником-аниматором. Шесть лет труда он отдал сериалу “Смешарики”. Герой его притчи “Друзья” учит идти по жизни, преодолевая (буквально!) любые трудности. Нет обуви? Колодки можно придумать, подобно японским жителям! Дорога, конечно, не проста, но весьма остроумна в цепочке действия и целостна в общем решении фильма, заявившего о таланте режиссера.
Надо заметить, что часть присутствовавших в Суздале кинокритиков склонялась к тому, чтобы поощрить своим призом Романа Соколова. Но победила Наталья Чернышева, тоже режиссер-дебютант. Это имя – еще одно открытие фестиваля. Она удостоена двух призов: имени Александра Татарского и Гильдии киноведов и кинокритиков. Чернышева набрала и большее число голосов в профессиональном рейтинге. В Африку, где живет мальчуган, приходит письмо от его друга, а внутри… снежинка! Чудесным образом Африка замерзает, окутанная снегом. Но превращения на этом не кончаются. Отточенный профессионализм, интересный сценарий, изобретательность и необычайно привлекательная одаренность автора – режиссера, сценариста и художника в одном лице – обеспечили успех фильму. Здесь внимание к деталям обнаруживает редкую тщательность художественного триединства.
Среди заметных, но не отмеченных жюри, фильмов были разные по технике исполнения и стремлению что-то изменить в творческом методе. Алексей Демин, неоднократный лауреат прошлых лет, остался верен экранизации. На этот раз он открыл для зрителей ленинградца-петербуржца Давида Дара, писателя, который был известен в середине прошлого века. По мотивам его сказки “Вот такая история” режиссер создал фильм “Тише, бабушка спит”. При мастерски мощном почерке (экранизации А.Чехова “Очумелов”, Ю.Коваля “Шатало”) режиссер всегда имел дело с литературой классической и нынешней, разнообразной по жанру, обращался и к замечательным детским писателям. Однако сказка, привлекшая его внимание в этот раз, оказалась не столь актуальной именно сегодня. Художник “переиграл” литературную основу.• Кадр из фильма “Снежинка”
Уже второй фильм режиссер Дмитрий Геллер и художник Анна Карпова создают с китайскими аниматорами. Этот опыт был очень полезен тандему. Иная религиозная культура, новый мир их фильмов, новизна поэтики, в которой строит все свои проекты Геллер. В прошлом году в Суздале наградили его работу “Я видел, как мыши кота хоронили”, в этом – он представил “Маленький пруд у подножья Великой стены”. Сценарий о невероятном духовном и физическом преодолении обстоятельств знаменитым китайским режиссером-аниматором Те Вейем написан Дмитрием Геллером по реальной истории. Этот известный в Китае человек был на принудительных работах в период культурной революции, когда практически каждого арестованного считали иностранным шпионом. Образованные люди подвергались еще более жестоким арестам и ссылкам. Процесс внутреннего обогащения героя фильма Геллера и смысл атмосферы действия – в непрерывной драматической борьбе. И вот уже добитый тюремными надсмотрщиками Те Вей – на краю гибели… Но маленький пруд, подле которого лежит угасающий человек, словно живительный источник, спасает физически. И он с какой-то неведомой ему самому силой поднимается. Изобразительное решение “перетекает” из кадра в кадр, колорит подчеркивает нечто новое в авторских поисках.
Неизменный ведущий, сатирик Вадим Жук в приветственном тексте на открытии фестиваля назвал проводимый здесь впервые питчинг анимационных проектов “птичником”. А директор фестиваля Александр Герасимов подхватил эту (будто бы!) оговорку. Безусловно, конкурс проектов – словно начало выращивания и реализации “крылатых” идей в самых разных направлениях анимации. Нынешний “парный конферанс” обаятельного, серьезно-юмористического сопровождения представлений жюри авторской и коммерческой анимации, и питчинга, а также Форума анимационного кино стран СНГ, Балтии и Грузии удался! Сцена была отдана не костюмированному действию, а только ведущим и членам жюри, ответственным за основные конкурсы.
А вот заставка фестиваля, при всей большой работе группы молодых аниматоров, была головокружительно неуместна, – по непомерной скорости изображения, и совсем не лучшим общим художественным решением. “Ощущение новизны, творческих возможностей, технологических инноваций”, – как написано в приветствии участникам, тематически реализовалось в этой попытке. Но было бы интересней “поиграть” в новых технологиях с обаятельным персонажем, ставшим уже брендом, – девочкой с гусем, по прошествии лет подросшей, и за 18 лет уже и выросшей! Подумать над ее прорывом в жизнь! С такой же скоростью. Ведь она уже летит на обложке каталога, расставшись с детским своим обликом. Недаром Алексей Демин и Валентин Телегин удостоены приза дирекции и оргкомитета за разработку плаката и иллюстрированного оформления фестиваля за все эти годы. Художники Нина Виноградова и Марина Курчевская придумали оригинальное решение подиума в фойе суздальского Турцентра, где была композиция, граничащая с перформансом. Всякий раз на подиум присаживались участники и гости фестиваля, создавая иллюзию некой театральности.
• Кадр из фильма “Как служил же я у пана”Замечательной оказалась идея Форума показать фильмы из бывших союзных республик за несколько прошедших лет. Мы встретились с режиссерами и художниками после огромного перерыва. Кинокритики вспоминали о том, как начинались пути в анимации Франгиз Курбановой из Баку, а теперь она художественный руководитель студии “Бирлик”. Ее фильм “Зловредная муха” в смешанной технике – изобретателен и талантлив. Фильм “Балет” режиссера Наиры Мурадян из Еревана напомнил о лучших традициях анимации Армении 1980-х годов. Давид Саакянц, художественный руководитель мультипликационного объединения при Национальном Киноцентре, показал на Форуме свой фильм “Айрены” по мотивам стихов армянского поэта XVI века Наапета Кучака. В Республике Казахстан, кроме “Казахфильма”, есть несколько кинопроизводящих студий, где развивается анимация. Режиссер и художник Гали Мырзашев, некогда выпускник ВГИКа, в новелле “Байконур” поведал историю о побывавшей в космосе собаке чабана, которая была случайным дублером пса-космонавта, сбежавшего перед запуском! Самое любопытное, что дублер вернулся и пошел спокойно пасти овец. Нельзя не отметить мягкого юмора и доброты фильма. А режиссеры Рамиль Усманов, Юлия Тхай и Куат Кониркульжаев порадовали национальным колоритом в фильме “Хвастушка”, выполненным в 3D анимации на “Казахфильме”.
По признанию куратора проекта Натальи Лукиных, было совсем непросто добывать информацию о состоянии дел в национальных школах анимации в четырнадцати бывших республиках Союза. В Украине и Беларуси, с которыми постоянно сотрудничает фестиваль, кинопроизводство анимационных проектов год от года увеличивается. И мы следим за творчеством мастеров, показывающих фильмы на фестивальных конкурсах. Один из ведущих режиссеров Михаил Тумеля получил приз “За музыкальную драматургию” в фильме “Как служил же я у пана” (Национальная киностудия “Беларусьфильм”) на сюжет комической белорусской песни. История создания фильма проста: Михаил Тумеля блестяще исполняет эту песню под собственный балалаечный аккомпанемент на разных фестивальных подмостках. Теперь все это воплотилось на экране. Прошла и ретроспектива фильмов, посвященная 40-летнему юбилею белорусской анимации.
Режиссер и художник из Украины Евгений Сивоконь и его коллега Оксана Карпус привезли на смотр свои фильмы “Спаси и сохрани” и “Театральный роман” (Студия анимации Укранимафильм). Знаменитый актер, режиссер, сценарист игрового и анимационного кино из Узбекистана Назим Туляходжаев был представлен фильмом “Влюбленный горбун” (“Узбекфильм”), а Дмитрий Власов – тоже из Ташкента – фильмом “Белая курица”. Страны Балтии выпускают и короткометражные, и полнометражные фильмы, участвуют во многих зарубежных кинофестивалях. Грузинские фильмы отсутствовали, но спасла положение грузинская сказка “Подарки черного ворона”.
Помимо Форума, как всегда работал Конгресс, на котором рассматривалась, в частности, “Специфика реализации анимационного контента в России и за рубежом”. На круглом столе мы узнали, что будут готовиться к печати семьсот копий нового полнометражного анимационного фильма “Кин-дза-дза”, и продюсер проекта Сергей Сельянов рассудительно полагает: не много ли? А участники фестиваля не сомневаются в успехе фильма. Ему предрекают хорошие сборы.
Можно поздравить кинокритика Ларису Малюкову, обозревателя “Новой газеты”. Она выпустила гигантский уникальный многолетний труд о развитии анимации (1990-е-2000-е годы) “Сверх/кино”. В этом замечательном проекте репродуцированы работы всех выдающихся режиссеров и художников отечественной анимации. Презентация состоялась в рамках фестиваля.
После “Прекрасной Люканиды” (1912), первого кукольного анимационного фильма Владислава Старевича, под знаком которого проходил фестиваль прошлого года, киновед-архивист Николай Изволов и его коллега Сергей Каптерев рассказали о картинах, найденных в национальных киноархивах других стран. Из недавних удач – возвращение в отечественный научный обиход одной из первых советских звуковых анимационных картин “Улица поперек” (1931). Ее авторы – Владимир Сутеев, Иван Петрович Иванов-Вано, сестры Брумберг, Леонид Амальрик. А сегодня в кинокомпании “Мастер-Фильм” идет работа над фильмом-расследованием, увлекательном документальном рассказе о комплексном поиске звуковой версии “Почты” Михаила Цехановского. Она вышла в 1930 году с музыкой композитора-авангардиста Владимира Дешевова и прологом, в создании которого принимал участие Даниил Хармс. “Почта” была первым советским мульти-пликационным фильмом, прошедшим по экранам мира. И подобные поиски и находки тоже пример направления киноведческой мысли в “нужную сторону”. Так достижения практиков-архивистов восоединились с одним из самых интересных кинофестивалей. А мы были первыми зрителями “Почты”!
Татьяна МУШТАКОВА
«Экран и сцена» № 5 за 2013 год.