Дом №15

В Суздале прошел 15-ый Открытый российский фестиваль анимационного кино.             

 

Директор фестиваля Александр Герасимов справедливо заметил в приветствии к участникам и гостям этого форума: «Сегодня мы вновь насторожены и огорчены – финансовая государственная поддержка, скорее всего, будет значительно сокращена в наступившем году. Вопросы «Что делать?» и «Как жить?» вновь актуальнее наших творческих планов». Однако аниматоры не сдаются: программа фестиваля и его художественное оформление доказали, что недостаток средств только усилил творческую энергию. У молодых это выявилось с определенными успехами.

Девчушка с гусем, которая много лет является эмблемой фестиваля, на этот раз была одета в рабочий комбинезон. А бригада строителей под ее руководством - от монтажников-высотников до маляров - «вкалывала» и возводила фестивальный «дом», у которого в этом году пятнадцатилетний юбилей. Назовем «Стройкой года» все, что придумали организаторы и бессменные художники неунывающего сообщества Нина Виноградова,  Марина Курчевская, Вера Пиунова, Валентин Телегин. Лозунги на плакатах в фойе Турцентра говорили для тех, кто понимает, о многом: «Фазуй по дуге!», «Освоим остатки госфинансирования ускоренными темпами!»  Для тех, кто не работает в анимации, поясню: фазовщик рисует промежуточные состояния движения, мультипликатор же создает его главные положения. Эти основные термины словно усиливали акцент «строительного» проекта. Строили-то своими руками и для себя!

Кстати, промежуточным можно назвать и состояние кинопроизводства. Бюджет пока рассматривается, в затянувшейся паузе и дорогостоящие полнометражные анимационные фильмы, и разноформатные . Они будут финансироваться  Министерством культуры, а не в Федеральном Фонде социально-экономической поддержки отечественного кинематографа (последний занимается большим кино).

Современные технологии производства анимации, цифровой кинотеатральный прокат, проблемы среднего и высшего образования с учетом международных стандартов, перспективы создания стереоскопических мультипликационных фильмов в России, наконец, продюсирование и копродукция – темы впервые организованного международного конгресса в рамках фестиваля. Главный его координатор, режиссер Владимир Наумов, комментировал насущность такого серьезного разговора  весьма субедительно: «Мы придумали коллегиальную встречу в форме семинара. Например, демонстрация конвертации изображения в стереоформат представлена компанией «theHive». Анимация не только творческий процесс, который является основой нашего дела. Все названные позиции необходимы для того, чтобы произведение состоялось. Нам бы хотелось, чтобы наглядность представленных докладов была полезна всему цеху. В конгрессе участвуют представители Канады, Южной Кореи, Индии, Латвии, Литвы»

Замечу, что обсуждения докладов и проблематика такой встречи были интересны и продюсерам, и аниматорам, и прокатчикам, и журналистам. Слушателям семинара удалось воочию убедиться, как двухмерное изображение (2D), по истечении нескольких часов получает стерео формат в 3D (трехмерное). Новый стандарт, по мнению специалистов,  это повышение дохода в прокате. Несомненны плюсы в изображении: глубина картинки «не скачет» и самое высокое качество эффектов. Но одновременно значительно повышаются трудовые и финансовые затраты. Ведь у нас очень мал процент профессионалов, работающих 3D.

Жюри в составе известных режиссеров Михаила Алдашина, Владлена Барбэ, Дмитрия Наумова и Михаила Тумели и во главе с Иваном Максимовым, стали действительно «прорабами стройки». Работа в условиях финансовой перестройки сложна -  доказано исторически. И пока эти «немногословные мужественные парни», как выразился   ведущий фестивальных церемоний сатирик Вадим Жук, обдумывали решение после просмотров, все участники горячо обсуждали состояние дел и увиденное на экране. Единодушное мнение профессионалов: – некоторые «строители» не выдержали испытания профессией. По меткому замечанию Юрия Норштейна  оказались «графоманами анимации».

В программе фестиваля были представлены: прикладная анимация, сериалы, студенческие работы, дебюты, фильмы основного конкурса. В первый день показаны «посланцы»  из всех категорий. Дипломом с формулировкой «за трогательность»  отмечен фильм «Слушай, как тает снег» режиссера Светланы Разгуляевой (ВГИК).   В этой истории есть художественный поиск и чувство жанра. В картине мастеров – сценариста Владимира Голованова, режиссера Марии Муат и художника-постановщика Марины Курчевской «Непечальная история» изобретательна творческая фантазия. На обсуждении Мария Муат призналась, что  к неожиданному решению Марину Курчевскую, с которой она сотрудничает уже десять лет, подтолкнул слишком сжатый бюджет. С одной стороны – это обычный объемный кукольный фильм, с другой – «уплащенная» кукла была объединена с плоскими нарисованными декорациями. Художник и режиссер на макете все поместили вертикально. Одинаково раскрашенные графически кукла и декорации создавали эффект того, что фигурка нарисована на фоне, на самом же деле кукла объемна. Марина Курчевская использовала пенокартон, который и поддерживал такой изобразительный фокус. Итак, Мария Муат удостоена диплома «за коллективный творческий беспредел», а Приз имени Александра Татарского присужден ей же и Владимиру Голованову «за непредсказуемый скачок в другое пространство» в фильме «Непечальная история».

Приз за лучший мультипликат получила Наталья Мальгина, аниматор и режиссер   фильма по рассказу А.П.Чехова «Беззаконие», а диплом в категории «лучшее изобразительное решение» - художник-постановщик «Беззакония» Игорь Олейников. В нем верно угаданная чеховская интонация, стиль, настроение, отличный рисунок, внимание к деталям. В категории «лучший дебют» награду жюри не присудило, с чем солидарны были и участники, а вот диплом «за авторскую графику» присужден режиссеру Илье Суворкину («Храбрый Гонза»).  Фильм, выполненный в технике перекладки, привлек внимание художественным качеством. По-прежнему интересно работает Елизавета Скворцова в цикле «Колыбельные мира» («Португальская колыбельная», Приз за лучший сериал) и Сергей Меринов с Валентином Телегиным в сериале «Детективное агентство «Бульдог и Шорти», энергичная, забавная детская история «Следы невиданных зверей» Олега Ужинова отмечена Призом за лучший детский фильм. 

Более всего заметными были студенческие работы. В этом году действительно порадовала вгиковская школа, пусть и с недостатками в сценарных построениях. Вкус к изображению («Баллада о цирюльнике» Екатерины Колосовской, Приз за лучший студенческий фильм, ВГИК), внимание к действенному движению в кадре («Ворона и лисица» Дмитрия Шестопалова и «Запретный торт» Романа Казакова, СПбГУКиТ), ритмическому ряду («Ноги» Натальи Корзановой, ВГИК) - качественные составляющие первых опытов в профессии. Приз Гильдии киноведов и кинокритиков был вручен фильму «Посмотрите вверх» Светланы Подъячевой (ВГИК, дипломная работа), она же получила Диплом «за лиризм и светлый взгляд». Здесь удачно сплетены литературная основа, режиссерская позиция, изобразительное решение, музыка. Персонажи выразительны и выполнены, хочу подчеркнуть, в лучших традициях отечественной анимации. Обаяние фильма очевидно. На прошлогоднем фестивале участники обратили внимание на работу художников, в том числе и Светланы Подъячевой, в фильме режиссера Анны Шепиловой «Другая». Действительно, хорошее начало! Приз за лучший студенческий фильм получила также Дина Великовская («Мост», кукольная анимация, ВГИК). Работа убедительна с точки зрения режиссуры, но не совсем состоялась в истории, написанной самим автором. Участники предлагали провести на фестивале встречи-семинары с признанными сценаристами, причем  не только из анимационного цеха. Уже не первый год здесь обнажается проблема, связанная с отсутствием достойной драматургии именно в студенческих работах.

Александр Ленкин и его соавтор Сергей Катьер, получившие  диплом «за лучшую драматургию», преподали молодым аниматорам урок сценарной композиции в своем экранном повествовании «Птаха». Классическая информационно-действенная завязка, движение внутреннего конфликта через характеры, драматическая развязка, художественный вымысел  - все подчинено неспешному, щемящему рассказу о  старике, вскормившем птенца и лишившемуся привязанности к живому существу. Сегодня, в пространстве поиска новых форм и авангардных решений, порой выплескивается  сложность простоты. Формулировка диплома в этом смысле справедлива: «за хорошо рассказанную простую историю».

Гран-при фестиваля достался режиссеру Алексею Алексееву за эпизод из сериала «Log Jam». Сюжет «Зима» о компании лесных зверей-музыкантов - суть уморительного абсурдистского анекдота “KJFG #5”, жемчужины прошлогоднего фестиваля. Тогда Алексеев покорил всех безусловной чистотой стиля, за что и получил, кроме прочих, Приз имени Александра Татарского и Приз за лучший анимационный фестиваль. В этом году жюри решило Алексея Алексеева «повысить» и отдало ему Гран-при. Не умаляя таланта режиссера, все-таки при обращении к самому коварному – «краткости – сестре таланта», вероятно надо учитывать, что одно и то же произведение можно аранжировать по-разному.  Нынешнее переложение не убедило новизной.

Самая лучшая работа фестиваля, на мой взгляд, фильм режиссера Валентина Ольшванга «Со вечора  дождик» по мотивам сказки Алексея Николаевича Толстого «Русалка». Сказка эта трагическая, грустная, об одиноком деде Семене, который ради пойманной Русалки и от людей отдалился, и овцу свою продал, и старого кота удавил… Все ублажал девочку, она же сердце у него вырвала, и пропал дед в омуте навсегда. Известный ученик замечательных мастеров Вадима Курчевского и Юрия Норштейна, сам уже мастер, Валентин Ольшванг один из немногих унаследовал в рисованной анимации состояние погружения в изображение. Колдовство кадра, индивидуальность пластического рисунка, музыкальность, твердость режиссерского суждения и высокий профессионализм – достоинство и этой его работы. Жюри присудило Ольшвангу Приз за лучшую режиссуру.

На церемонии открытия мы посмотрели фильм «15 мгновений», сделанный директором программ, киноведом Натальей Лукиных о пятнадцати годах жизни фестиваля. На экране возникла романтическая атмосфера его первых лет, когда он еще проходил в Тарусе, когда кто-то был моложе, а кто-то и вовсе молод. В суздальский Турцентр по-прежнему тянет авторов разных поколений. Этот трогательный и теплый фильм всколыхнул воспоминания и вызвал бурную реакцию зала. Есть там такой эпизод: на лыжне встречаются два мастера - Юрий Норштейн и Андрей Хржановский - и расходятся, каждый в свою сторону. Лыжня одна, направления разные! Так и в этом фестивальном доме под номером 15, много квартир-фильмов с разными хозяевами аниматорами. Стройка года состоялась!

 Татьяна Муштакова, «Экран и сцена», №6, март 2010