25 лет студии «Пилот» – история успеха, борьбы и созидания...

25 лет для человека – время молодой энергии, поисков своего пути и планов на будущее, но для студии – это возраст профессиональной зрелости и серьезного жизненного опыта. В судьбе «Пилота» пройденная четверть века стала яркой историей успеха и борьбы, побед и утрат, уроков выживания и созидания. За 25 лет знаменитая студия Александра Татарского выпустила коллекцию прекрасных фильмов в самых разных стилях, жанрах и технологиях, получила за них целое ожерелье фестивальных наград дома и за рубежом, включая главные российские кинопремии «Золотой орел» и «Ника, и создала свою мощную школу профессионалов, которые теперь работают во всех сферах современной анимации. Но само рождение первой независимой советской киностудии под руководством молодого энергичного Татарского в 1988 году, на излете перестроечных страстей, казалось каким-то чудом…

Саша мечтал о собственной студии, еще работая подмастерьем на Киевской мультстудии, где успел освоить практически все анимационные профессии, а еще больше - будучи студентом Киевского киноинститута, который окончил с дипломом киноведа-редактора. С мечтой о своем деле он и приехал в Москву в 80-м году, когда подобные энтузиасты в лучшем случае считались сумасшедшими. Начав свою творческую карьеру в объединении «Экран» на ЦТ в эпоху «лапинской цензуры», настырный мультипликатор из Киева не только успел прославиться своими авторскими фильмами («Пластилиновая Ворона», «Обратная сторона Луны», «Падал прошлогодний снег», «Следствие ведут Колобки»и др.), но и собрал вокруг себя группу талантливых единомышленников, ставших коллективом новорожденного «Пилота». Новая студия получила собственную жилплощадь в полуразрушенной церкви Трех Святителей на Кулишках, продолжив давние союзмультфильмовские традиции обитания в неприспособленных для кинопроизводства перестроенных храмах, и начала работать под сырыми каменными сводами рядом с электросварщиками, строителями и плотниками. В условиях капремонта и родились на свет первые знаменитые картины «Пилота» – иронический мультсборник Татарского и его учеников «Лифт-1», а также кафкианский фильм «Его жена курица»друга и партнера Татарского Игоря Ковалева.

К началу 90-х годов высокую репутацию в мире завоевали и другие работы молодой мультстудии, пополнившие блестящую постперестроечную коллекцию новой авторской анимации России, среди которых были заметные фильмы-дебюты ныне известных мастеров М.Алдашина, К.Бронзита, Р.Газизова, А.Харитиди… Но не все было так безоблачно. Отъезд Игоря Ковалева с целой группой пилотовцев первого поколения на работу в Америку стал самым драматическим событием в постперестроечной истории «Пилота», после чего студия осиротела и потеряла жизненные силы. Лишь в конце трудных 90-х, когда вся российская анимация была на грани выживания, «Пилот» сумел достойно выйти из кризиса, начав плодотворное сотрудничество с анимационными компаниями из США и Венгрии в крупных международных проектах, которые сплотили вокруг студии новые молодые силы. Именно в этот период появился на свет и столь неожиданный для авторской манеры Татарского депрессивный фильм «Унесенные ветром»(1999), рассказавший гротесковую фантазию о возвращении к жизни выпотрошенных кур.


И все же новый век принес «Пилоту» новую волну успеха и процветания. После миллениума студия выпустила сразу целую коллекцию талантливых авторских фильмов режиссеров старшего и молодого поколения, получивших высокое признание на мировом экране, среди них – «Соседи»С.Бирюкова и «Латекс»А.Соколова, «Девочка, которая потеряла мишку»Е.Черновой и «Нехороший мальчик»О.Ужинова, «Букашки»М.Алдашина и «Красные Ворота Расемон»А.Татарского и В.Телегина…


Но особым триумфом возродившегося «Пилота» стал грандиозный патриотический проект Александра Татарского «Гора самоцветов»по сказкам народов России, над реализацией которого с 2004 года начали с успехом работать лучшие российские и украинские режиссеры. Фильмы из нового пилотовского цикла, созданные в разных стилях и технологиях, завоевали популярность широкой публики, получили множество фестивальных наград, вернули студии стабильную жизнь и молодую энергию. Но, к сожалению, этот знаменитый проект стал последним для его автора и лидера студии Александра Татарского, который внезапно ушел из жизни в 2007 году, не успев осуществить многие свои планы и мечты. Для пилотовцев эта рана навсегда останется незаживающей, но студия сумела преодолеть и эту страшную трагедию. Сегодня в творческом багаже Московской анимационной студии «Пилот» имени А.Татарского уже более 60 сказок из цикла «Гора самоцветов», над которыми работали ведущие мастера отечественной анимации – М.Алдашин, Н.Березовая, С.Меринов, И.Коржнева, Э.Беляев, В.Телегин, С.Бирюков и др. И хотя современное госфинансирование не обещает этому знаменитому коллективу новых экономических благ, студия продолжает в своих новых авторских и коммерческих работах демонстрировать верность лучшим традициям «пилотовской школы» и ее создателю Александру Татарскому.

Наталья Лукиных



Пилотовцы с призом Гильдии критиков за цикл «Гора самоцветов»

 


Встреча пилотовцев первого поколения – А.Татарский, А.Свислоцкий, А.Алексеев, В. Телегин, Д.Наумов, В.Барбэ