Анси-2013 √ новые декорации, старые друзья┘

* Многотысячная публика Анси смотрит анимацию мира

Очень хотелось бы немножко слукавить и сказать, что в этом году у меня в Анси случился юбилей √ то есть 20-й по счету фестиваль с моим участием. Да, именно так могло бы быть, поскольку я начала свою историю взаимоотношений с этим знаменитым смотром анимации еще в 1991 году, а с тех пор в Анси именно 20 раз собирались аниматоры со всего мира. Но, увы┘ Пропустив всего лишь один фестиваль в 1993 году, я ╚не дотянула╩ до круглой цифры. И все же опыт участия в 19 фестивалях (в качестве кинокритика или телерепортера, отборщика ╚Крока╩ или члена международного жюри) дает мне серьезный повод говорить об истории самого крупного и престижного смотра мировой анимации, о его постоянных трансформациях и самых свежих переменах.

За этот период фестиваль торжественно отметил два больших юбилея √ 40-летие и 50-летие, поменял директора и худрука, а также традиционный календарный ритм, регламент и логотип, и наконец, профессиональную аудиторию и эстетические предпочтения. А в этом году главный смотр мировой анимации переселил своих гостей и участников на новые территории. Из грандиозного культурного центра Бонль╦, который ныне переживает капитальную реконструкцию, штаб фестиваля переехал во временные павильоны, а главный экран переместился в аскетичный кинозал бывшего Конного завода (Haras d▓Annecy), где проходили главные просмотры и церемонии, явно не вмещавшие всех желающих. Надо признать, что последнее изменение заметно ударило по привычным формам жизни фестиваля, поскольку многотысячная аудитория любителей анимации, в том числе и аккредитованных участников, уже за первые часы он-лайн бронирования сеансов буквально смела почти все билеты на фестивальные просмотры.

* Анси-2013 √ штаб международного фестиваля анимации

Все эти перемены, проходившие на моих глазах в течение двадцати с лишним лет, пусть и не всегда приятные, к сожалению, вполне созвучны глобальным тенденциям преобразований в киномире и вообще в творческой среде. Теперь фестивали перестали быть местом цеховых встреч только избранных профессионалов и просвещенных зрителей, что, наверное, хорошо. Сегодня любой студент или любитель анимации может законно купить себе аккредитацию некогда элитного фестиваля в Анси и стать его полноправным участником.

Но зато авторская анимация, которая во все времена была главной ценностью фестивальных программ, теперь оказывается все более ущемленной в правах и отдаленной от широкой публики творческой субстанцией. На мировой фестивальный экран наступает коммерция, которая не только оттесняет от мейнстрима известных авторов и художников, но и приучает наиболее активную и неподготовленную молодую публику к иным творческим приоритетам. Зрители студенческого возраста, составляющие ныне очевидное большинство фестаудитории, теперь особенно сведущи в успехах и проблемах полнометражной анимапродукции, но зато почти не знают творцов и не воспринимают достижений штучной авторской анимации, которая в профессиональной среде всегда определяла художественное качество современного анимационного искусства. Об этом я говорю с особой горечью не просто как кинокритик с богатым фестивальным опытом, но и как педагог ВГИКа, постоянно общающийся с начинающими аниматорами.

В свою очередь фестивали, борющиеся за место под солнцем, вольно или невольно отдают предпочтения коммерческим формам, о чем свидетельствует нарастающая активность фестивальных кинорынков, питчингов, конкурсов коммерческих проектов и т.д., и в частности, ежегодная демонстрация сил и корпоративных интересов лидеров анимационной индустрии на громадном кинорынке в Анси (MIFA). Именно поэтому приоритетным фестивальным трейлером нынешнего смотра анимации стал рэповый 3-D ролик, энергично прославляющий бизнес в Анси и спонсоров фестиваля. А изысканные авторские фильмы-заставки студентов знаменитой французской киношколы Gobelins по традиции ежедневно предваряли фестивальную программу, но уже на вторых ролях┘

* Древний замок Шато показывает шедевры мировой анимации

В контексте всех этих перемен в этом году в Анси особенно остро и трепетно ощущалось участие в фестивальных программах работ прославленных мастеров и само присутствие великих персон анимационного мира. Тон этим программам-посвящениям задали статьи каталога смотра, посвященные памяти мэтров, с которыми мировое анимационное сообщество торжественно простилось за прошедший год √ среди них наш любимый Федор Савельевич Хитрук и Бретислав Пояр (Чехия), Боб Годфри (Англия) и Геррит Ван Дийк (Голландия), Чаба Варга (Венгрия) и Дейв Бортвик (Англия)┘

Очень порадовали юбилейные выставки звезд мировой анимации √ Валериана Боровчика (к 90-летию со дня рождения) и Рауля Серве (в честь 85-летия), и особенно почетный приз за жизненные достижения, который в этом году был вручен члену жюри смотра, выдающемуся мастеру польской киношколы Ежи Куче в честь его 70-летия. Рукотворные авторские фильмы маэстро Кучи и его соратников представляли грандиозную фестивальную ретроспективу знаменитой польской школы анимации.

* Почетный призер фестиваля √ Ежи Куча (Польша)

Однако фестивальная программа новых фильмов, в которой, по традиции играет наиважнейшую роль конкурс короткометражной авторской анимации, в этом году не подарила много открытий, хотя в ней были новые работы таких мировых звезд, как Иржи Барта (Чехия), Жорж Швицгебель (Швейцария), Билл Плимптон (США) или Изабелла Плучиньска (Польша). И дело тут не в недостатках отбора фильмов, а скорее в том, что современное фестивальное движение в мире теперь создает серьезную конкуренцию любому, даже самому мощному смотру. Сегодня это чувствуют все мои коллеги, отборщики и организаторы многочисленных кинофестивалей из разных стран. Действительно, лучшие фильмы из конкурсной программы Анси-2013 уже успели впечатлить зрителей на других смотрах и даже получили высокие награды. Среди них √ и лирическая притча ╚Дикарь╩ (Feral) американского режиссера Даниэла Суса, и экологическая сказка ╚Перепончатолапый╩ (Palmipedarium) знаменитого французского художника Жереми Клапена или изысканный пластический этюд ╚Матрац╩ (Futon) независимого японского аниматора ╗рико Мицушири. Кстати, в Анси эти фильмы оказались либо за пределами призового списка, либо удостоились лишь второстепенных наград, как например, проникновенная лента ╚Дикарь╩ о лесном мальчике, не научившемся жить среди людей. Признаюсь, я надеялась, что эта сильная и стильная рисованная картина, уже завоевавшая симпатии профессионального сообщества, удостоится более высокого признания, нежели скромный приз детского жюри или поощрительная награда от партнеров фестиваля в Анси. Увы┘

Feral

* Кадр из фильма ╚Дикарь╩, режиссер Д.Суса (США)

Зато, к моей радости, в непредсказуемый лотерейный список призеров Анси на сей раз неожиданно попали сразу два отечественных фильма, что в последнее время бывает очень редко. С великим сожалением приходится констатировать, что наша анимация в последние годы заметно утратила свои былые авангардные позиции на мировом фестивальном экране. То ли в мире окончательно прошла мода на новую Россию, то ли коммерческий бум перекроил сознание наших художников, но творения россиян сегодня воспринимаются как-то старомодно и наивно в контексте новейшей авторской анимации из Европы или Азии, и наверное, не случайно, даже лучшие наши мультфильмы все чаще попадают на серьезные международные смотры только в конкурсы студенческих работ или фильмов для детей. Например, прекрасная авторская картина молодой постановщицы Юлии Ароновой ╚Моя мама самолет╩ участвовала лишь в панорамной (внеконкурсной) программе Анси-2013. Поэтому было особенно приятно, что единственная российская конкурсная лента ╚Обида╩ режиссера-дебютанта из Екатеринбурга Анны Будановой получила в Анси престижный Специальный приз международного жюри (вторая позиция после Гран-при), который стал своеобразным знаком высокого признания прославленной свердловской школы анимации и классических традиций рисованного кино. А знаменитая авторская миниатюра Алексея Алексеева KJFG ╧5╩ 2007 года уж совсем нежданно оказалась фаворитом публики. Уморительный скетч про трио лесных ╚музыкантов╩ сначала был отобран в десятку самых смешных картин разных лет, а в итоге удостоился Приза фестивальной аудитории за самый смешной фильм и к удивлению автора был полностью показан на церемонии закрытия под шквал аплодисментов публики!

Obida

* Кадр из фильма ╚Обида╩, режиссер А.Буданова (Россия)

* Кадр из фильма ╚KJFG ╧5╩, режиссер А.Алексеев (Россия)

Но самым серьезным открытием и сюрпризом новой фестивальной программы, пожалуй, стал авторский фильм известного канадского постановщика Криса Ландрета ╚Пароль подсознания╩ (Subconscious Password), получивший Гран-при в конкурсе короткометражек. Эта эффектная и остроумная лента о лабиринтах человеческой памяти, где автор и главный анимационный герой Джон в течение 11 минут мучительно пытается вспомнить имя своего т╦зки, встретившего его дружескими объятиями, по праву порадовала всех виртуозным мастерством новых технологических форм авторской анимации.

Subconscious Password

* Кадр из фильма ╚Пароль подсознания╩, режиссер К.Ландрет (Канада)

А для меня этот лихо сработанный компьютерный фильм стал, наверное, единственным оригинальным впечатлением от конкурсной программы Анси, поскольку большинство новых фестивальных работ мне довелось увидеть неделей раньше в Москве в отборочной комиссии нашего фестиваля КРОК-2013. И это тоже яркое свидетельство новых тенденций в международной фестивальной деятельности. Ведь еще несколько лет назад мы стремились корректировать отобранную программу нашего Международного ╚Крока╩ за счет последних фестивальных достижений Анси, а теперь лучшие произведения новейшей авторской анимации мира мы можем видеть на экране ╚Крока╩, благодаря растущей мировой популярности нашего мультфестиваля √ что очень радует.

* Призеры и организаторы Международного фестиваля анимации, Анси-2013

Но как бы кардинально ни менялись правила жизни, критерии творческих достижений или декорации фестиваля в Анси, этот грандиозный международный смотр анимации навсегда останется в центре внимания мирового профессионального сообщества. Ведь именно в этом уютном уголке приальпийской Франции знатокам и любителям мульткино ежегодно удается встретиться с самыми знаменитыми мастерами со всего мира, увидеть последние достижения анимационной индустрии и сравнить их с новейшими образцами авторского творчества, расширить круг своих профессиональных знакомств и повидать старых друзей. А от имени тех, кто приезжает сюда уже много лет подряд, добавлю, что именно встречи с друзьями и коллегами из разных стран делают этот крупнейший сбор аниматоров таким притягательным и важным событием, давая возможность каждому его участнику прочувствовать ритм жизни современной мировой анимации и осознать единство интересов и проблем многонациональной армии ее творцов.

Наталья ЛУКИНЫХ