Под знаком «Прекрасной Люканиды»
• Кадр из анимационного фильма “Заснеженный всадник”НАГРАДЫ XVII ОТКРЫТОГО
РОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ
АНИМАЦИОННОГО КИНО В СУЗДАЛЕ
Гран-при – “Заснеженный всадник”, режиссер Алексей Туркус.
Приз за лучшую режиссуру – Екатерине Соколовой (“Сизый голубочек”).
Приз за лучшее изобразительное решение – “Чинти”, режиссер и художник Наталья Мирзоян.
Приз за лучший мультипликат – “Сказка про Ёлочку”, режиссер Мария Муат, аниматоры Алла Соловьева, Милана Федосеева.
Призы за лучший фильм для детей – “Ягодный пирог“ (режиссер Елена Чернова) и “Зеленые зубы” (режиссер Светлана Андрианова).
Приз за лучший анимационный сериал – “Китовая любовь” (сериал “Везуха”), режиссер Леонид Шмельков.
Приз за лучший фильм-дебют – “Костя”, режиссер Антон Дьяков.
Приз за лучшую музыку – “Праздник для слонов”, режиссер Алексей Демин (композиторы Модест Мусоргский и Андрей Семенов).
Приз за лучший кукольный фильм – “Мой странный дедушка”, режиссер Дина Великовская.
Приз за лучший студенческий фильм – “Пишто уезжает”, режиссер Соня Кендель.
Приз за лучшую работу в прикладной анимации – “Кэрри-милая”, режиссер Геннадий Буто.
Специальный приз жюри – “Я видел, как мыши кота хоронили”, режиссер Дмитрий Геллер.
Приз симпатий жюри “Прекрасная Люканида” – “Умба-Умба”, режиссер Константин Бриллиантов.
Диплом “За неизменную верность себе” – Ивану Максимову (“Вне игры”).
Диплом “За самые смешные фильмы” – Алексею Алексееву (“CN Бамперы”, “Go Go Babies”).
Диплом “За высокий профессионализм” – Михаилу Тумеле (“Белорусские поговорки”).
Диплом “За стратосферность” – “Cosmo New Year” (режиссеры Антон Королюк и Артем Бизяев).
Диплом “За поиск новой стилистики” – “Ицихитананцу” (режиссер Наталья Рысс).
Диплом “За тонкую передачу лирического настроения” – “Мать и сын” (режиссер Андрей Ушаков).
Диплом “За высокохудожественное воплощение фольклора” – “Дед” (режиссер Александр Ленкин).
Диплом “За изящество и простоту” – “Где умирают собаки” (режиссер Светлана Филиппова).
Приз имени Александра Татарского – фильму “Умба-Умба” (режиссер Константин Бриллиантов).
Приз Гильдии киноведов и кинокритиков – “Пишто уезжает” (режиссер Соня Кендель)
1-е место в профессиональном рейтинге – “Заснеженный всадник”.
2-е место – “Чинти”.
3-е место – “Пишто уезжает”.
Второй век анимации в действии! Этой фразой завершилась церемония открытия XVII Фестиваля анимационного кино. И как всегда, а не только в честь 100-летия российской анимации, изобретательность художников-постановщиков Нины Виноградовой и Марины Курчевской (им был вручен приз фестиваля “За преданность и самоотдачу”), а также режиссеров-аниматоров братьев Наумовых, покорила всех зрителей остроумного действа.
В юмористическом немом представлении черно-белого цветового решения, перекликавшимся с первым российским аниимационным кукольным фильмом “Прекрасная Люканида, или Война усачей и рогачей” Владислава Старевича, братья Наумовы в потешных костюмах жуков-пауков вынули из сказочного сундука одного из усачей (или рогачей). А именно – сохраненного под стеклом, в картинной рамке, ну, очень маленького жука! Так он и пролежал 100 лет! Тут и появился неизменный ведущий – сатирик Вадим Жук.
Вообще облако доброй иронии в отношении к своей профессии неизменно окутывает дружных аниматоров. При этом они настойчиво и серьезно размышляли в дни фестиваля, на 3-м Международном конгрессе, посвященном различным аспектам анимационной индустрии, о популяризации своей художественной продукции через социально значимые проекты. Своего рода творческий семинар проводился и на круглом столе на тему “Особенности сценария для анимационного кино”. Он был организован Дирекцией фестиваля и Фондом социально-экономических и интеллектуальных программ. Наконец, состоялось первое собрание ассоциации анимационного кино России (ААК), на котором обсуждались структура общественной организации, устав, вопросы образования и проката.• Кадр из анимационного фильма “Чинти”
26 апреля 1912 года впервые показана была в России “Прекрасная Люканида” (так теперь называется и приз симпатии жюри фестиваля). От этой даты и ведется отсчет рождения отечественной анимации. Киновед Николай Изволов представил в Суздале свою версию озвученного варианта фильма Владислава Старевича. Казалось бы, такой несложный сказочный сюжет, но в то время он заинтересовал прокатчиков Европы и Америки. В королевстве жуков усач Цервус был женат на прекрасной Люканиде, но… Ее полюбил рогач Герос, которому Люканида ответила взаимностью. Они воссоединились, и тогда оскорбленный Церос пошел войной на рогачей. В битве же Герос и Люканида погибли. Победила любовь!
Озвучивание (или, как говорят в профессиональном цехе, “озвучание”) было восстановлено по оригинальному тексту, опубликованному в 1912 году в кинематографическом журнале. Там же было напечатано и либретто к фильму. Николай Изволов первым обратил внимание на то, что в фильме нет ни одной склейки под титры. В то время прокатчики, без лишних затрат, переводили данный текст для голоса “за кадром” на язык страны, а фильм печатался в сотнях копий. Изящно выполненные куклы рогачей и усачей пришлись по вкусу зрителям, которые, по свидетельству прессы той поры, “умилялись всем сердцем”.
Программа фестиваля в этом году сложилась так, что все лучшие фильмы словно родились в отсвете “Прекрасной Люканиды”. Авторы стремились к тому, чтобы передать как можно ярче взаимное желание своих героев общаться, понимать друг друга, любить. Недаром наш известный ученый, филолог и историк Юрий Лотман говорил об этих качествах, как основе национальной культуры. Однако защита толерантности требует смелости. В чем и убедили нас мастера и молодые участники разных программ. В их работах побеждали любовь, доброта и красота. Современное течение жизни очень нуждается в проявлении особого отношения к взаимопониманию.
Жюри фестиваля составляли мастера: режиссер-аниматор Андрей Хржановский (председатель); художник-постановщик Наталья Демидова; режиссер-аниматор Игорь Ковалев; драматург Алексей Лебедев; продюсер Сергей Сельянов; дирижер Российского государственного оркестра кинематографии Сергей Скрипка; звукорежиссер Надежда Шестакова. Их решения по итогам фестиваля достойны уважения. Согласитесь, не всегда профессиональное сообщество так единодушно принимает присуждение призов и дипломов. В этом году зал буквально взрывался аплодисментами.
В связи со столетием российской анимации, в программе фестиваля проводились акции, специально посвященные этому событию. Одна из них – “Золотая сотня” российской анимации. Было выдвинуто на соискание премии 600 фильмов. Голосовали мэтры и ведущие аниматоры: режиссеры, художники, лауреаты фестивалей в Тарусе, Суздале, на международном КРОКе, историки анимации, кинокритики. В итоге наивысшее количество голосов (из ста) получил режиссер и художник Эдуард Назаров, недавно отметивший свой юбилей. Его фильм “Жил-был пес” был удостоен Специального приза фестиваля, а появление юбиляра на сцене вызвало бурный восторг. (На втором месте в “Золотой сотне” – “Ежик в тумане” Юрия Норштейна, на третьем – “Винни-Пух” Федора Хитрука.)
• Кадр из анимационного фильма “Сказка про Ёлочку”Гран-при получил фильм “Заснеженный всадник” режиссера и художника Алексея Туркуса (автора знаменитого “Буревестника”). Это пронзительное признание автора в любви к своему отцу. В титрах есть посвящение. Воспоминания о разговоре мальчика со своим папой. Они словно уносят нас в годы детства. Как же мы хотели, чтобы родители с нами не расставались: поговорить или почитать перед сном! На вопросы сына, расположившегося ко сну в детской кроватке, папа, озадаченный шахматными ходами, отвечает в сказочно-романтической манере. И каждый раз, что замечательно соотносится рассказу, совершает победный ход! И вот в комнате, где находятся отец и сын, возникают картины детских фантазий. Идет стройными рядами кавалерия или заснеженный всадник мчится впереди (это на вопрос: “Кем, папа, ты был?”). А вот и танки пошли, как на параде! И во всем этом, конечно, участвует папа! Алексей Туркус в своих ярких авторских фильмах либо вводит зрителям вакцину смехотерапии, либо освещает экран непреходящими ценностями. Надо учесть и особую тональность изображения, его графичность и некоторую наивность детского рисунка (или раскраски) в стиле пятидесятых-шестидесятых годов уже прошлого века. Да, режиссер обращается к детству своего поколения. В те годы возникали иные фантазии…
Приза “За лучшую режиссуру” удостоена за фильм “Сизый голубочек” лауреат многих фестивалей Екатерина Соколова (она же, кстати сказать, автор и исполнитель анимационной вставки в фильме “Ночной дозор”, которая была замечена критиками, откликавшимися на фильм). “Сизый голубочек” тоже о любви, но взрослой. Негромко, под стук колес, из окна поезда рассказана история о потерянном, но все-таки обретенном через годы, чувстве. Блестящие аниматоры картины Валентин Ольшванг, Валентина Бражкина, Владислав Байрамгулов (они же – режиссеры со своей известной фильмографией) создают вместе с Екатериной Соколовой удивительный мир повествования, подчиненный поэтическому ритму. Мягкий юмор, стиль городского романса (композитор Дмитрий Хоронько), узнаваемая типажность персонажей, бытовые подробности – все сплетено с художественным изяществом. Культура изображения и режиссура будоражат воображение зрителя, быть может, и мечтающего о том, как изменить свою судьбу. Кто знает?
Режиссер Дмитрий Геллер и художник Анна Карпова представили работу, выполненную совместно с китайскими аниматорами, – “Я видел, как мыши кота хоронили”, удостоенную Специального приза жюри. Сложный драматизм фильмов этого режиссера, получавшего признание на многих фестивалях, еще раз доказывает, что Геллер не изменяет себе. Ведь вопреки логике, мыши торжественно и красиво вносят своего противника-кота в иную жизнь. Причем плывет кот по воде, в китайской лодке с фонариками, или по небу? Наблюдательность и чувство композиции, тональная изысканность, внимание к этническому стилю в кадре дарят нам разные впечатления. Как пишут авторы: “Это история начинается романтично, продолжается как фарс, иногда переходящий в триллер, а заканчивается как высокая трагедия”.
Как заметил председатель жюри фестиваля Андрей Хржановский, фильмы были очень интересными и, помимо мастеров, молодежь продемонстрировала свою необычайную зрелость. Добавлю – не только профессиональную. Ясность в понимании психологии персонажей, авторская позиция драматургических решений студенческих работ и дебютов в этом году обрадовали учителей.
Поздравляли многих. Приз симпатий жюри достался режиссеру Костантину Бриллиантову, он же получил и приз имени Александра Татарского. Его фильм в технике рисованной анимации “Умба-Умба” – “История о шахтерах, чья жизнь, как лампочка на каске, может гореть ярко и погаснуть внезапно”… Можно поздравить студию “Шар” с интересным фильмом. В нем за семь минут распутывается такой событийный ряд с выразительной графикой изображения, что удивляешься и ритмическому построению, и редкой последовательности развития сценарной мысли. Константин Бриллиантов в музыкальном сопровождении фильма прославил известную композицию “Стачка шахтеров в Кузбассе” Манагера (Олега Судакова) и группу “Гражданская оборона”. Этот фильм сделан с любовью и болью за шахтерскую профессию. При трагической ноте неожиданно всплывает счастливый финал, вызывающий улыбку.• Кадр из анимационного фильма “Пишто уезжает”
Призом Гильдии киноведов и кинокритиков “За любовь к малой родине и жанровую точность”, а также призом “За лучший студенческий фильм” и 3-го места в профессиональном рейтинге удостоена Соня Кендель за фильм “Пишто уезжает”. Эта притча покорила всех радостью бытия, которое возникает при возвращении домой. Раздосадовавшись, как герой фильма Пишто, покидаешь свою, пусть скрипучую и безрадостную жизнь и хочешь найти другой уголок. Ан, нет! Посиди под дождичком, подожди, друг, автобуса долго-долго-долго, и давай, иди домой! И все тебя от души встречают, выручают, провожают, озабочены отсутствием в разваливающейся деревеньке. Дома-то как хорошо! Полезно выезжать за пределы Родины! И все это под “Элегию” Жюля Массне в исполнении Федора Шаляпина, но и группа Gurzuf светлой грусти и теплому юмору режиссерской концепции не мешает. Очаровательная целостность картины подкупает твердой рассудительностью. Соня Кендель тоже закончила студию “Шар” и была художником на картине “Вне игры” известного аниматора и педагога Ивана Максимова, получившего диплом жюри “За неизменную верность себе”.
Фестиваль, который подчеркнул незаурядность “молодой волны” во всем многообразии воплощенных замыслов, как всегда отметил и профессии. Фильм “Чинти”, выполненный в “чайной” анимации и 2D (приз “За лучшее изобразительное решение”) для режиссера и художника Натальи Мирзоян был своеобразным экспериментом, трудоемким поиском и увенчался победой. Лучший мультипликат молодых аниматоров Анны Соловьевой и Миланы Федосеевой в фильме мастера Марии Муат “Сказка про Ёлочку”, безусловно, опередил многих. А фильм Алексея Демина “Праздник для слонов” с оригинальной партитурой Андрея Семенова получил приз в номинации “За лучшую музыку”. Своего рода жанр “зримой песни” в рисунках для семейного просмотра знаменитой “Блохи” на стихи Гете в исполнении Шаляпина, а также на произведения Юрия Коваля и Юнны Мориц. Обошли только профессию звукорежиссера, а примеры отличной фонограммы были: Артем Фадеев (“Я видел, как мыши кота хоронили”), София Трифонова (фильм-призер “Китовая любовь”, сериал “Везуха”). Может быть, подумать и об этой номинации?
Интересная работа “Мой странный дедушка” режиссера Дины Великовской (все вспоминали ее фильм “Мост” 2010 года) получила признание как “Лучший кукольный фильм”. Литературная основа этой картины, пронизанной добротой, о людях, которые кажутся странными, но, совершив чудо для близких, удивляют их своим талантом.
Так что этом году на фестивале в Суздале торжествовали любовь и талант.
Татьяна МУШТАКОВА
«Экран и сцена» № 5 за 2012 год.