Валерий Рузин, президент Евразийской академии телевидения и радиовещания
 
«Китай - зона сотрудничества».
 
После столь обстоятельного французского сообщения, которая показывает, насколько в нашей стране ТВ не обременено обязательствами по отношению к анимации или к какой-либо другой продукции. И сложная, хорошо продуманная французская система поощрения производства анимации и кино – это, конечно, мечта всех, кто занимается киноиндустрией в нашей стране.
Что такое Евразийская академия – это сообщество профессионалов, которые осуществляют бизнес-коммуникацию в своей профессии. Мы сегодня объединяем представителей профессионального сообщества 26 стран. И я собираюсь рассказать об опыте нашего взаимодействия с коллегами из Китая. Мы работаем уже 8-й год, а на востоке, чтобы получить какое-то движение, нужно работать долго, потому что с тобой знакомятся первые 3-5 лет, а потом уже появляются какие-то результаты.
В Китае у нас сильный партнер – это ассоциация творческих деятелей телевидения Китая. Параллельно мы работаем с ассоциацией кино- и телепродюсеров Китая, ассоциацией кино- и телепродюсеров Пекина и с официальным телевидением Китая (другого телевидения нет). В Китае 3120 телеканалов – и все они по вещанию государственные. Производственные фирмы (продюсерские), в основном, частные. Но, конечно, тоже с поддержкой государства. Вся эта вертикаль работает и на анимацию.
И вы, наверное, знаете – эти цифры приводились в сентябре прошлого года в посольстве Китая делегацией из министерства культуры Китая, приехавшей тогда на выставку – она проходила в ЦДХ. Руководители департамента индустрии культуры (так он называется) выступали и обсуждали в том числе сектор анимации. Рассказывали о системе финансирования – поддержки анимации, и о цифрах. В 2009 году произведено в Китае 170 тыс. минут анимации. И учатся анимации на данный момент в Китае 110 тысяч человек. Даже если представить, что в Китае живет в 10 раз больше людей – все равно… вряд ли у нас учится анимации 10 тысяч человек.
Там существует система поддержки финансовой студий, но я не об этом хочу рассказать, а о том, что сегодня несметное производство китайское производит… а в Китае существует сеть анимационных индустриальных центров. Не один, не два и даже не три – а именно несколько. И эти центры производят тысячи часов и, конечно, китайская анимация более проста и примитивна, чем российская. И наши китайские коллеги понимают, что они с этим своим уровнем за пределы своего рынка не выйдут.
Поэтому их интерес – партия выдвинула лозунг «мягкого проникновения» в страны-соседи. В чем наш интерес российский. Мне кажется, что мы могли бы при этом интересе к совместному производству – он есть, и он серьезный. Один из главных привлекательных моментов в работе с китайскими партнерами – в том, что если проект их интересует, то у них всегда есть деньги. Причем они готовы финансировать до 100% и отдавать другой стороне какой-то процент от прибылей за творческий вклад. По тому опыту совместного производства игрового сериального продукта – это был опыт финансирования 50/50. И сейчас готовится еще несколько проектов.
Требования похожие на европейские. Китайский соавтор сценария обязателен. В остальном – уже индивидуальный подход. Не обязательно какие-то пункты, которые так продуманы в европейской системе. Но сценарист китайский обязательно будет участвовать.
Деньги возвращает и приносит прибыль китайский рынок. Китайский рынок – один из немногих, которые возвращают затраты. Сериал, о котором мы говорили, прошел не так успешно, как того ждали. И показал, что массовый китайский зритель не готов воспринимать чужой этнически материал. Такие сложности сценарного плана есть.
 
Вопрос: А Голливуд в Китае тоже не принимают?
 
Нет, Голливуд нормально. Он лучше представлен, более привычен и более многонационален. Наш французский коллега был совершенно прав, когда говорил о тематике наших проектов.
Возвращаясь к анимации. Наша задача – создать механизм производства совместных проектов. Такую задачу наша академия поставила в работе с китайскими коллегами. Присутствуя в прошлом году в августе на анимационном форуме – вот Прохоров был представлен на одном из таких форумов лет пять назад – и с тех пор «Смешарики» смогли развить свое присутствие на китайском рынке достаточно серьезно.
В прошлом году мы провели день российской анимации – показали представительную программу российских фильмов. И там родилась в общении с нашими китайскими коллегами попытка создания механизма. И я им предложил сделать российско-китайский семинар сотрудничества в сфере анимации с тем, чтобы встречаться, общаться. Любое выдвижение куда-то – интеграция, копродукция – это усложнение.
В том числе юридическое. Например, этот ТВ-проект «Мастер», о котором шла речь – был оформлен как заказ российской стороны китайской стороне, потому что другая правовая форма, она там просто раздевала российскую сторону по налогам и проч. В общем, есть определенный набор сложностей, которые преодолеваются только во взаимодействии.
Мы подписали первый меморандум о сотрудничестве по созданию российско-китайского форума совместных проектов в сфере анимации. Но они хотят шире – 5+1 – то есть плюс Япония, две Кореи и +1 – это Тайвань.
Вот по этой формуле мы наметили небольшой протокол. Первый протокол, где обсуждали возможные 4 варианта сотрудничества.
1)     Российская сторона поручает производство китайской стороне («Мастер-фильм» такую попытку в декабре в Пекине сделал).
2)     Китайская сторона высылает российской специалистов.
3)     Обе стороны инвестируют.
4)     И продажа авторских прав.
 
Естественно, российская сторона заинтересована в продаже готового продукта. Но нужно понимать, что так же, как в европейском прокате – каком угодно. Удачная российская продукция может составлять только небольшой процент. И реальный выход – это копродукция.
По этой формуле «5+1» сейчас у нас намечена программа. Мы ждем от них уточнения первой встречи. Она должна представлять собой знакомство со студиями-участниками форума. С системой образования. Со спецификой государственной поддержки в области анимационного кино в странах. Круглый стол по основным проблемам развития анимационного искусства и индустрии. Организационно-правовая форма ведения совместного бизнеса. Доклад для нас важный – для оптимизации российской системы налогообложения при совместном производстве. Семинар преподавателей анимационных школ. Варианты обсуждения базовой модели международного разделения труда в анимационной индустрии.
Это примерный план нашей работы на ближайший период. Мы ждем от наших коллег из Китая подтверждения сроков. Скорее всего встреча пройдет в Пекине, и мы приглашаем всех принять в ней участие. Наша академия открыта и для молодых – не надо ничего бояться. И мы готовы открыть эти ворота, эти двери для всех заинтересованных в этом сюжете.
 
По материалам доклада на фестивале Открытого Российского анимационного кино Суздаль-2011