Поль-Борис Лобадовски, Генеральный директор EST-OUEST FILMS
«Совместное производство анимационных проектов между Россией и Европой»
 
Я представляю продюсерскую EST-OUEST FILMS, которая существует в Париже и в Москве. Мы занимаемся продюсерскими программами в области кино и анимации. Параллельно с этим мы занимаемся дистрибьюцией, продвигая русские фильмы во Франции и французские – здесь.
У нас также есть брендинговый отдел, который занимается развитием торговых марок. И у нас есть журнал Перу – адаптация французского журнала о моде.
У меня русская фамилия и русские корни. Это длинная история. Но я люблю Россию и поэтому занимаюсь совместными французско-русскими проектами.
И сегодня я расскажу как раз о совместном производстве (копродукции). Я специализируюсь на Франции, но можно говорить и о Европе в целом. Совместное производство ТВ и кино-проектов.
Начну с теле-проектов.
Небольшой анализ ситуации, которая сложилась сегодня на рынке.
Одно из направлений, по которому движется производство, это длинные сериалы с большим количеством серий и сквозными героями, которые стартовали в последнее десятилетие и сейчас немножко теряют свои позиции. Такие сериалы «Смешарики» или «Лунтик».А рядом с этим – красивые сериалы, которые сделаны в традиционной русской анимационной манере и в которых каждая серия – это самостоятельный фильм.
Есть такая проблема, что новые сериалы, которые появляются, они, может, и хорошие, но производство у них довольно кустарное, на мой взгляд европейца. Это не приобретает индустриального масштаба.
Когда мы говорим о производстве анимации в России. То мы всегда видим две проблемы.
Первая – это недостаток финансирования со стороны каналов и отсутствие обязательств в распространении национальной продукции со стороны каналов.
И русские фильмы сталкиваются с очень сильной конкуренцией со стороны иностранного продукта, особенно американского, потому что американские фильмы сделаны очень хорошо и продаются по очень низким ценам. И реально составляют конкуренцию.
Тем не менее, производимые сериалы должны показываться – если ты делаешь сериал, то нужно его показывать на ТВ, но так как от телевидения нет никаких денег, то эти деньги приходят из госбюджета, либо это частные вливания, либо мерчендайзинг.
Русским фильмам очень сложно выйти на европейский рынок и продаваться на европейское телевидение, потому что у них нет того, что называется «паспорт» - то есть у них нет европейского паспорта, и они не могут войти в квоту европейского телевидения.
И еще одна слабая сторона русских фильмов – то, что они не в формате с точки зрения хронометража и количества серий. Когда русский производитель предлагает на европейское ТВ свои 12 серий, то европейскому ТВ показывать это не выгодно, потому что они требуют даже не 26 серий, а как минимум 52, 78, 104 и т. д.
И еще одна проблема в том, что русские фильмы – очень русские по сюжету, по содержанию. Это не универсальные темы. Они могут показываться как короткометражки – такой контент берет Arte или Canal Plus. Но делать широкие показы – это проблема. Что касается нас, то в Европе есть политика правительства по поддержке анимации. Франция – это третья страна в мире по производству анимации после США и Японии – именно потому, что осуществляется на уровне правительства такая программа. Во Франции объединяются и правительство, и профсоюзы производителей – и телеканалам устанавливают квоты на показ анимации. Телеканалы обязаны показывать определенное количество часов в год анимации – это законодательно закреплено.
И государство поддерживает это посредством CNC – это такое французское Госкино – через которое идет помощь на производство. И у нас есть еще такие встроенные в эту структуру системы, которые позволяют частным производителям делать фильмы – и это связано с обязательством показывать их потом на ТВ.
Очень развивается и помощь на местах. Каждый город, буквально каждая деревня, пытается финансировать так или иначе какой-то свой кусочек производства анимации. Есть такие регионы как Аннеси или Валанс, которые особенно этим знамениты.
 
Объем производства в часах – с 2000 года по 2009 год поднялся с 281 часа до 351 часа.
Вливания от дистрибьютеров исчисляются в миллионах евро. Стоимость производства одной минуты – около 10 тыс. евро.
Финансирование анимации в 2008 и 2009 году.
Доля дистрибьютеров (то есть телеканалов) в 2009 году составляла почти 30% всего финансирования. Госкино французское вкладывается в размере 16-20%, около 20% приходится на частные инвестиции, и около 20% приходится на так называемые иностранные вливания (то есть предпродажи за рубеж или совместное производство).
CNC – это грубо говоря деньги от государства. Но на самом деле там существует система распределения доходов от госканалов, которые проходят через это CNC. Так что, по сути, это даже не деньги из госбюджета, а деньги, которые заработали телеканалы, которые идут производителям, но идут через CNC. И эта помощь идет от написания сценария до помощи в производстве пилота. И помощь в собственно производстве. И это около 16-20% получается.
Это автоматическая система. Те производители, которые уже что-то произвели и показали на ТВ-каналы, они уже автоматически имеют отчисления. Есть такая система отбора, которая занимается молодыми производителями – теми, кто еще ничего не сделал и не показал.
Когда есть отбор – то там есть набор критериев. Но это никогда не касается содержания, поэтому этого не нужно бояться. Есть сеть общественных телеканалов. Они около 25 млн. евро ежегодно дают на производство анимации. И существуют частные каналы, как TF1 или Canal Plus, которые тоже участвуют. Например, TF1 инвестируют около 10 млн. И есть еще маленькие телеканалы, которые тоже осуществляют свой вклад (это около 5 млн.)
Сейчас вот установилась система кредитов на производство анимации. Это касается фильмов, которые сделаны, собственно, во Франции. И около 20% расходов можно себе вернуть с этой системы. То есть вы можете договориться с банком, взять у них кредит под производство, а потом через эту систему 20% себе вернуть.
Государство автоматически возмещает 20% того, что вы израсходовали во Франции на свое производство. Как только вы в налоговую инспекцию подали свое дело. Вы декларировали, какую сумму вы на это потратили. Точнее, вы в налоговую подаете заявку – смету. Налоговая ее одобряет, вы идете с этой одобрительной бумажкой в банк и говорите – вот налоговая разрешила мне потратить столько-то денег.
Региональная помощь составляет от 50 до 200 тыс. евро по регионам. Существует система европейская глобальная, которая называется Median (???), которая помогает в разработке (они могут дать до 300 тыс. евро) и помогают в производстве (та же сумма).
Требование этой системы – чтобы у фильма были европейские производители, и чтобы доля этих европейских производителей была не менее 70%.
Чтобы проект имел статус совместного и получил двойное гражданство – это совместная работа в плане художественном, техническом и по финансам.
Русские производители часто думают: мы сейчас будем делать совместный проект, французы нам дадут денег, а мы тут у себя разберемся. Но так это не работает. Совместная работа должна идти по всем статьям. Подключаются соавторы, сорежиссеры – с французской стороны тоже подключается студия и идет полноценная взвешенная работа.
Есть такая система пунктов. Их в итоге может быть 21. Это режиссура, звукорежиссура, сториборд, анимация, которые отдаются той или иной стороне. И для того, чтобы проект был европейский, нужно чтобы с европейской стороны было 14 пунктов.
Литературная библия, сценарий, сочинение музыки, сториборд, экспозиционный лист, анимация, фоны, работа с цветом, спецэффекты и сборка, постпродакшн звука и постпродакшн картинки.
В каждом конкретном случае собираются французский и русский продюсер, которые обсуждают какую работу кто и как будет выполнять. Это сложная система, конечно, но это система, которая позволяет финансировать проект с двух сторон.
Минимальный процент участия – 30%. Когда мы, допустим, в двухстороннем производстве. Когда в этом проекте участвует несколько европейских производителей и один русский, то этот процент для русского может снизиться до 10%. Обычно, когда это касается производства сериалов, то работа делится по эпизодам – то есть часть эпизодов делаются во Франции, часть в России. Но проблема с российской стороны – в том, что не хватает ресурсов, чтобы сделать много эпизодов.
Такой проект имеет двойное гражданство, получается большой объем, дополнительные финансовые возможности, плюс он входит в квоту на дистрибьюцию в Европе. И можно продавать этот проект на международный рынок.
 
Честно говоря, с Россией не было такого проекта, потому что Россия пока тормозит. Мы сейчас обсуждаем возможности с «Мастер-фильмом» по поводу «Холли и Долли», с «Машей и медведем». Но там проблема в том, что нужно сильно затрагивать художественную сторону. А авторы не всегда на это идут. Автор говорит «это же мое дитя, как же я могу его отдать». Но надо всегда помнить, что это хоть и художественное произведение, но сериалы особенно – это индустрия, и нужно именно так к этому относиться. Как-то балансировать. Это предмет споров авторов и продюсеров.
 
Вопрос: Вы сказали, что не хватает сил русским студиям…
 
Просто напросто потому, что нет денег в России. Очень замедляется процесс. Выпустили одну серию, продали в «Спокойной ночи, малыши» - и сколько с этого можно получить? А на работу нужно тратить деньги – на зарплаты и так далее.
Во Франции система финансовая – пусть она выстроена сложно, но таким образом, чтобы потом получалось быстрое производство. И на все хватает – и на зарплаты, и на все остальное.
 
Еще коротко скажу про кино. Опять же русские фильмы с большим трудом можно продать на международном рынке. Но есть успешный пример «Белка и стрелка». Он хорошо прошел в России и удалось его продать на международный рынок. Что касается полнометражных анимационных фильмов – это от 5 до 10 фильмов в год. Бюджеты разные.
Начиная с 3-5 млн. евро.
До таких фильмов, как Бессоновский «Артур» - это около 70 млн. евро. Но это исключительные случаи.
В среднем – 5-10 млн.
Есть очень много примеров разных испанских, скандинавских фильмов, которые хорошо идут на европейском рынке.
Система финансирования примерно такая же, как на ТВ. Опять же включается CNC, каналы. Практически у каждого крупного ТВ-канала есть свой отдел, который занимается производство. Опять же регионы подключаются.
Eurimage - это интересная система, которая занимается не собственно помощью, инвестирования – они дают деньги в долг, которые нужно потом вернуть с проката. И что важно, Россия с этого года состоит в этой системе. Так что с важными проектами можно обращаться в Eurimage.
Правила копродукции приблизительно те же самые. Надо учитывать, что между Россией и Францией есть соглашение, которое существует еще с советских времен. Есть определенные правила. 30% участия. Если несколько стран, то можно до 10 опуститься.
Если на сериалы самая удобная система – разделение по эпизодам. Что касается кино, тут сложнее. Это требует четкой системы работы совместной – и художественная часть, и финансовая, и техническая. К сожалению, нет примеров совместного производства в анимации. Но мы надеемся, что они будут.
 
Спасибо.
 
По материалам доклада на фестивале Открытого Российского анимационного кино Суздаль-2011