Ирина Капличная: Фестиваль до сих пор жив только потому, что делается усилиями двух стран

 

В начале октября в Украине проходил Международный фестиваль анимационных фильмов «Крок», отметивший в этом году свой 20-летний юбилей. Рожденное в СССР совместное детище украинских и российских аниматоров со временем выросло в один из самых престижных международных смотров мировой мультипликации. О том, как начинался «Крок», как проходит он сегодня, «Профилю» рассказала генеральный директор фестиваля Ирина Капличная.

«С конца 1970-х в Украине проводился Республиканский фестиваль анимационных фильмов, на котором были представлены все 15 республик Советского Союза, – вспоминает Ирина Александровна. – Каждый раз мы проводили его в разных областях Украины. В СССР это был единственный киносмотр исключительно мультипликационных фильмов».

Со временем стало понятно, что мероприятие «доросло» до статуса всесоюзного. Первый Всесоюзный фестиваль анимационных фильмов состоялся в 1989-м – этот год и считается датой рождения «Крока». В день открытия форума его участники и гости торжественно прошагали по Крещатику. А Гран-при тогда получил эстонский режиссер Рихо Унт за фильм «Дом культуры» метафорическое изображение распада великой державы. И следующий «Крок» состоялся как раз в год развала СССР, в 1991-м. Сначала форум проходил в режиме биеннале – это традиционный формат анимационных фестивалей, поскольку за один год не снимается достаточное количество фильмов, достойных конкурсного смотра. Символично, что Гран-при юбилейного «Крока-2009» снова достался Рихо Унту, за фильм «Лили», в котором представлено очень интересное осмысление самой знаменитой песни времен Второй мировой войны «Лили Марлен».

После образования новых независимых государств логически возник вопрос о трансформации «Крока» в фестиваль международный. Сначала его в таком формате хотели проводить наши эстонские коллеги, но потом они поняли, что не осилят и передали эстафету нам. Мы собрались в Москве с аниматорами из бывших советских республик и стали думать, как и где такой фестиваль проводить. В то время дела обстояли плохо и с гостиницами, и с продуктами – мы искали варианты, которые помогли бы эти проблемы обойти. Так и возникла идея проведения «Крока» на теплоходе. Правда, было много возражений: мол, все это замечательно, но когда аниматоры сядут на теплоход, будут там с утра до вечера веселиться, то половина из них попадает за борт. Однако мы решили попробовать. И в итоге эта идея себя не только оправдала, но и создала главную специфику «Крока» его неповторимую атмосферу. Каждый год после завершения фестиваля его участники говорят о том, как им трудно возвращаться к своей повседневной жизни. Замкнутое пространство теплохода способствует невероятному сплочению самых разных людей из разных стран. За 20 лет на «Кроке» создано немало семейных пар у них родились дети, которые уже тоже бегают по фестивальным палубам. На «Крок» вообще многие берут своих детей, причем разного возраста – от грудного до подросткового. У нас есть особый проект: во время путешествия юные «кроковцы» под руководством украинского режиссера-аниматора Елены Касавиной создают фильм о фестивале, который традиционно показывается на закрытии.

Конечно, проведение киноконкурса на теплоходе имеет и свои изъяны, с которыми, как мы ни старались, пока не можем справиться. Теплоходные залы не приспособлены под кинопоказы, поэтому и качество проекции страдает, и у зрителей свои неудобства, поскольку ряды стульев стоят на плоском полу. Но мне кажется, что все остальное, происходящее на «Кроке», компенсирует этот недостаток.

Когда и почему решили проводить «Крок» ежегодно?

Поскольку фестиваль организовывается двумя странами, у российской стороны возник вопрос: если мы тоже финансируем «Крок», почему он не проходит и в РФ? Стали думать, в каком формате проводить его в России. Делать смотр мировых достижений ежегодным – сознательно понижать уровень фестиваля. В 1998-м первый в России «Крок» провели как Фестиваль фестивалей. Потом появилась идея проводить в РФ конкурс дебютов и студенческих фильмов. И поняли, что решение очень конструктивное: в мире много анимационных школ, так что ежегодно набирается внушительное количество дебютов и студенческих работ.

Как менялись с годами объемы финансирования фестиваля?

Я всегда подчеркиваю – и это мое глубокое убеждение, – что фестиваль до сих пор жив только потому, что делается усилиями двух стран. Потому что ни Украина, ни Россия в одиночку его не потянут. Аниматоров в мире вообще не так много, и именно это содружество и поддерживает «Крок». За спонсорской поддержкой мы обращались почти с самого начала, потому что государственного финансирования всегда не хватало. На протяжении 1990-х спонсоры откликались активно, их у фестиваля было достаточно. Были и генеральные, которые давали $50 тысяч. А с 2003 года все почему-то стало сложнее, и объем спонсорской поддержки очень сократился. Сейчас нам трудно найти спонсора даже на $10 тысяч. Наш неизменный меценат – французский бизнесмен Франсуа Соломон, который руководит детской школой анимации в Анси. Он ежегодно обеспечивает призовой фонд фестиваля и оплачивает проезд членов жюри.

В этом году, безусловно, было особенно трудно. Цены выросли, а финансирование от украинского Министерства культуры сократилось: в 2008-м выделили 500 тыс. грн, в этом – 300 тыс. грн, и то с превеликим трудом. В плане Минкульта для нас вообще значились 250 тысяч, из которых потом забрали 50 тысяч и перебросили на что-то другое. Мы были в ужасе: что это за сумма на международный фестиваль при нынешних ценах?! Нам ответили, дескать, скажите спасибо, что в плане финансирования Минкульта находятся целых два кинофестиваля («Крок» и «Молодость»). В общем, невероятными усилиями мы выбили у министра еще 100 тыс. грн. Российское Министерство культуры выделило ту же сумму, что и в прошлом году, – 3,5 млн. руб.

Из-за финансовых трудностей пришлось сократить количество фестивальных дней. Но все, что обычно происходит на «Кроке», успешно состоялось: и конкурс, на котором были представлены 100 фильмов из 37 стран мира, и информационные показы (30 фильмов), и «Кофе-брейки» (обсуждение картин), и мастер-классы, и традиционный карнавал. Думаю, именно профессионализм украинско-российской команды фестиваля и его особая атмосфера вывели «Крок» в число наиболее престижных анимационных смотров мира. Потому что в разные годы на нашем фестивале побывали процентов семьдесят людей с именем в мировой анимации (кто-то из них был членом жюри, кто-то – участником), и все они видели, как проходит это мероприятие. Потом делились впечатлениями – и о «Кроке» пошел серьезный международный резонанс. Сегодня «Крок» входит в пятерку лучших анимационных фестивалей мира и в десятку лучших кинофорумов стран СНГ.


Инга ЧЕРЕДНИЧЕНКО, журнал «ПРОФИЛЬ» №39 (108), 17.10.2009