Пенка, гренка, Клавдия Шульженко

В Суздале завершился 9-й Открытый российский фестиваль анимационного кино. Эта сухая строчка с информационной ленты не может передать ни атмосферы, царившей четыре дня в древнем российском городе, ни красочности происходящего на экране. Давно известно: где мультипликаторы – там всегда карнавал.

Можно долго рассказывать о том, как великий Юрий Норштейн ежеYтренне совершал лыжные пробежки в 30-градусный мороз, а Александр Татарский бегал по отелю за своим неугомонным псом Хоббитом, как срывал аплодисменты стихами о любви "правдоруб" Игорь Иртеньев и брал уроки танцев у симпатичных студенток Михаил Алдашин. Но это все, так сказать, внутрикорпоративные приколы, поэтому давайте о главном – о кино.

В этом году мне повезло (или не повезло) попасть в состав отборочной комиссии фестиваля, и уже за месяц до его начала я ознакомился почти со всеми конкурсными фильмами и рекламными роликами. Настроение от увиденного было отвратительное. Стало ясно, что анимация впала в жесточайший кризис, несмотря на то, что и госфинансирование увеличилось, и спонсоры появились, и отток кадров за рубеж стал меньше. Может, настоящим художникам необходимо постоянно преодолевать трудности? Или свершилось то, о чем давно твердят мастера: отсутствие школы и отказ от авторитетов разъедает и разлагает профессию?

Но по воле случая все самое лучшее не попало на селекцию, а предстало пред моими очами уже непосредственно в кинозале турцентра "Суздаль". Конечно, пересказать то, что нужно созерцать и впитывать всеми человеческими чувствами, невозможно. Но хотя бы попробовать стоит.

Итак, лучшие фильмы Российского фестиваля анимации – 2004.

"Грибок" ("Союзмультфильм", реж. Сергей Косицын, диплом жюри). Лесное зверье – персонажи классического "Теремка" – делят гигантский гриб. И не просто делят, а цинично, изысканно дурят друг друга. Потом мучаются от угрызений совести. И лягушка, которая симулировала вздутие живота, начинает петь страдания: "А я жизнью рисковала, когда пузо надувала!"

"Сало" (реж. Дима Эльяшев и Мух Лейпунский, диплом жюри). Стильный черно-белый комикс, в котором три покалеченные свиньи, напоминающие партизан, пробираются в село. Подавая друг другу знаки, окружают хату. Самая агрессивная свинья с автоматом наперевес выламывает дверь и грозно восклицает: "Хохлы есть?!"

"Время принять ванну в Клеркенвелле" (реж. Алексей Будовский, диплом жюри). Еще более стильная работа. Динамичный видеоклип на музыку британского композитора Стивена Коутса, где каждая нота имеет свое изобразительное решение. В принципе, эталон – как нужно снимать анимационные клипы. В основе сюжета – эпизод из истории королевского легиона кукушек, взявшего штурмом Лондон в течение трех минут.

"Бежал мышонок по траве" (реж. Наталья Хаткевич, диплом жюри). Странноватый мультфильм о том, как колбасило в деревне у бабушки некоего продвинутого мышонка, пока он не подружился с бабочкой. Гениальный эпизод – мышонок отказывается от молока и ноет: "Пенка!" Отказываясь от чего-то скворчащего на сковородке, пищит: "Гренка!" Тогда бабушка приносит граммофон и вздыхает: "Клавдия Шульженко".

"Смешарики" (студия компьютерной анимации "Петербург", диплом жюри). Грандиозный мультсериал, по задумке – 200 серий. Пока готовы чуть более десяти. Уже развернулась масштабная пиар-кампания с выпуском кассет, игрушек и календарей. Герои – шарообразные зверьки со своими характерами и заморочками – постоянно попадают в разные смешные истории. Чем-то это все напоминает "Винни Пуха и всех-всех-всех". Есть и свои "дурки". Баран, например, заявляет: "Эх, пойду к Сове, напьюсь… чаю!" А Сова, наливая очередную кружку, интересуется о настроении: "Ну как, поднимается?"

"Про раков" ("А-Фильм", реж. Валентин Ольшванг, приз жюри). Сюжет основан на старорусской легенде, пересказанной собирателем фольклора Дмитрием Зелениным. Деревенскую девушку полюбил крылатый Змей и похитил со свадьбы. На ухаживания доброго и обходительного чудовища девушка ответила взаимностью и родила двух малышей. Но старушка-мать не смогла смириться с этим союзом и убила Змея. Тогда девушка превратила сына в рака, дочь – в трясогузку, а сама обернулась кукушкой.

"К югу от севера" ("Пилот", реж. Андрей Соколов, приз жюри и первое место в профессиональном рейтинге). Остроумный, динамичный, красочный фильм в стиле старой советской мультипликации. Чукча и эскимос сталкиваются посреди Берингова моря, но кит, за которым они охотятся, уносит соперников в Тихий океан. Рыбаки оказываются в одной лодке и вместе начинают искать путь домой. Фильм насыщен гэгами и повторяющимися трюками, что очень смешно. Особенно комично смотрятся сцены, где эскимос прибегает к помощи новейших технических достижений типа ноутбука и мобильника, а чукча обходится только удочкой и веслом.

Гран-при фестиваля впервые был присужден сразу двум фильмам. Примечательно, что оба они с трудом поддаются описанию. Это типичные анимационные продукты, лишний раз демонстрирующие суть и неповторимость этого искусства.

"Маленькая ночная симфония" ("А-Фильм", реж. Дмитрий Геллер, Главный приз жюри). Фантазия на тему создания музыкального произведения, насыщенная мистическими таинствами ночи, необычными персонажами и завораживающей музыкой. Сюжет отсутствует. Существа напоминают героев шемякинского "Щелкунчика". Фильм затягивает с первых кадров, а на последнем титре выдыхаешь: "Ну, ни фига себе!"

"Ветер вдоль берега" ("Губерния", реж. Иван Максимов, Главный приз жюри и второе место в рейтинге). Иван Максимов давно придумал свой мир, в котором живет и творит и которому не изменяет уже много лет. На этот раз его чудные персонажи населяют прибрежную деревушку. Они смирились с постоянным ураганным ветром и пытаются заниматься своими обыденными делами, несмотря ни на что, под музыку Даниила Крамера. Фильм состоит из череды трюков, но они не мешают воспринимать все происходящее лирически, с долей грустинки и умиления.

Уже давно стало ясно, что былой мультипликации нет. Когда-то "Союзмультфильм" мог спокойно тягаться с компанией Диснея, это тоже была могущественная киноимперия. Слава Богу, еще живы многие, составившие мировую славу российскому рисованному и кукольному кино, и они могли бы передавать свой бесценный опыт новым поколениям. Но государство не заинтересовано в этом. Единой профессиональной школы нет, а преподают в частных студиях, в большинстве своем, те, кому этого делать не следовало бы. Поэтому фестивали остаются чуть ли не единственным местом, где аниматоры могут чему-то научиться, набраться опыта, посетить мастер-классы, задать вопросы и получить рецензии на свои работы. Если и фестивалей не будет, как подметил Юрий Норштейн – "вся наша мультипликация раздробится на молекулы".

Сергей КАПКОВ, Утро.ру 18 февраля 2004 г.