Ирина Капличная  
Ирина Капличная
Как мультфильмы сражаются с кризисом

Международный фестиваль анимационных фильмов «КРОК» намедни назвал своих победителей (в их числе лента режиссера Рихо Унта «Лили», которая и получила Гран-при плюс 5 тыс. долл.). Но обозначились и проблемы, с которыми приходится сталкиваться серьезным кинофорумам в период финансового кризиса. По словам Ирины КАПЛИЧНОЙ, авторитетного капитана «КРОКа», в Украине есть прекрасные аниматоры, но у государства нет желания их поддерживать.

— В этом году «КРОКу» 20 лет. И надо же такому случиться: кризис… Фестиваль прошел в сжатые сроки, меньше остановок по пути следования фестивального судна…

— Нам до последнего момента не было понятно, состоится фестиваль или нет. Анимацию спонсоры не слишком жалуют. Здесь нет громких имен. Вернее, имена-то есть, но они не так раскручены, как в шоу-бизнесе.

Конечно, за двадцать лет у «КРОКа» появилось много друзей и меценатов. Но, увы, и их коснулась общемировая проблема. У некоторых даже бизнес распался. Что говорить о частном бизнесе? Украина в этом году нас профинансировала всего наполовину от прошлогодней суммы.

Фестиваль в большей степени существует благодаря поддержке министерств культуры Украины и России. Есть у нас еще один соучредитель — Киевское управление культуры — он был с нами с момента рождения фестиваля. Но, видимо сейчас и им не до нас. С нами не рассчитались еще за прошлый год. И должны то были всего тридцать тысяч гривен. Известно, что практически всем фестивалям, которые проводились в прошлом году, они так и не вернули денег. Этот общий долг составляет сто восемьдесят тысяч гривен. Мы написали письмо мэру. Его подписали директора всех украинских фестивалей. Пришел ответ: «В городе денег нет. Будет возможность — уважим».

— Еще не так давно на «КРОКе» было много философских рассуждений аниматоров о смерти. Какая-то эсхатология. В этом году программа более светлая. Это особенности отбора?

— Светлее, чернее? По этим признакам фильмы не отбираем. Есть понятие — художественный уровень. Однажды заметили, что у нас оказалось много беспросветных фильмов. Может, ограничить их количество в конкурсе? Решили: раз в мире появилась такая тенденция, отчего же мы должны ее корректировать?

— «Крок» входит в престижную пятерку лучших анимационных фестивалей мира. При этом зрители часто сидят на полу: с последних рядов не видны титры. Трудно не согласиться с тем, что зал просмотра на теплоходе уступает, например, тому же фестивалю в Хиросиме.

— Да, там зрители сидят в комфортабельных кинотеатрах с огромным экраном. Там тоже проходят пресс-конференции, мастер-классы, информационные программы. Но там большинство мероприятий проводится параллельно. У нас же нет такой возможности. У нас все компактно, «толчемся» вместе.

Но на остальных фестивалях люди разобщены. Кто сел на корабль, тот и смог стать зрителем. И потом атмосфера! Хотя год на год не приходится, но я заметила, что к концу фестиваля раскручиваем на творческие номера даже самых сдержанных и застенчивых.

В остальном, и селекционная комиссия у нас жесткая, и международное жюри бывалое, но вы заметили, как люди плачут при расставании? Ни на одном фестивале я такого не видела.

Мы тоже могли бы найти современный кинотеатр «на суше». С большим экраном. С удобными креслами. Но это лишило бы «КРОК» неординарности.

— Похоже, позволяя участникам приезжать семьями, вы растите новые кадры. Тот же Федор Хитрук (младший), наверное, несмышленышем бегал по теплоходу, как сейчас многие дети аниматоров?

— Федю дедушка не брал с собой на фестиваль. Он появился у нас только подростком. Сейчас Федор член нашей команды. Потрясающий человек. Мы заметили, что он очень ответственно ко всему относится. Поручили кропотливую работу: он отслеживает рейтинги зрительских симпатий. Среди других уже заметен лидер, сын Лизы Скворцовой, Марк. Он начал ездить с нами совсем крошечным. Сейчас — мозг и руки детской анимации на «КРОКе».

— Кризис сильно повлиял на количественный фактор? Возможно, некоторые страны представляли меньше фильмов, чем раньше?

— Нам прислали более восьмиста работ. Может быть, в следующем году последствия станут ощутимее, потому что пока авторы заканчивали те работы, на которые было ранее выделено финансирование. Все-таки у аниматоров есть выход: возможность меньшими средствами, лаконично делать что-то свое. Финансовый вопрос в большей степени отражается на игровом кино. Но все же обидно, что у нас в Министерстве культуры лежит масса заявок на анимационные фильмы, но ничего не может сдвинуться, запуститься. Это наводит на грустные размышления: Украине в следующем году нечего будет показывать на фестивале. Не только на «КРОКе» — везде.

Жалко украинскую анимацию, которая имеет прекрасные традиции, замечательных художников и режиссеров, востребованных, но не оцененных по достоинству у нас. Многие из них добились успеха «где-то», хотя с удовольствием работали бы в Украине.

«Что именно членам жюри понравилось в фильме «Лили», режиссера Рихо Унта, Эстония, заслужившем Гран-при фестиваля и пять тысяч долларов?» — вопрос, витавший на «КРОКе».

Жутковатый кукольный фильм-победитель почему-то не приглянулся большинству зрителей. Более того: он ни у кого не вызвал положительных эмоций. Действующих и недействующих лиц в фильме было несколько — труп на первом плане, репродуктор, голос певицы и крысы, подбирающиеся к убитому на поле боя. Они уже давно бы обглодали это бездыханное тело, если бы не голос из репродуктора. Песня «Лили Марлен» не давала покоя. И крысы решаются на «поступок». Полфильма они пытаются уничтожить репродуктор — и гибнут. Жюри свой выбор обосновало тем, что картина и не обязана дарить положительные эмоции: куда важнее сила воздействия.

Согласно этому критерию, выбор жюри и публики совпал всего в нескольких пунктах. Приз Зрительских симпатий и приз в категории «Прикладная и заказная анимация» достался забавному сериалу Log Jam (Венгрия). В своем лаконичном фильме Алексей Алексеев прежде всего нашел заводной ритм с нескладным подвыванием. А так ничего особенного не происходит. Абсурдное трио: барабанщик-заяц, вокалист-волк и ударник-медведь репетируют в лесу на поляне. И неважно, идет ли дождь, напала ли на их след собака охотника, или змея съела треть состава — репетиция продолжается.

В аналогичной простейшей для понимания манере выполнен фильм «Птичкин алфавит» режиссера Дика Гробера из Южной Африки. На белый экран вылетают пернатые и издают неожиданные для своего вида звуки. Порой даже неприличные. Вместе со звуками на экране появляется заглавная буква. Действо происходит в алфавитном порядке. Режиссер считает, что именно в такой игровой форме детям легче запомнить алфавит. Его фильм получил приз в категории «Фильмы для детей». На его просмотре зал хохотал, дети визжали. Как объяснило жюри, проигнорировать подобную реакцию было не возможно.

Среди зрительских симпатий котировался и фильм Нины Бисяриной «Поездка к морю» (Россия). Он и от жюри получил приз в категории «Фильмы продолжительностью от 5 до 10 минут». Сентиментальная история новизны детских впечатлений и первых разочарований. В этой же категории был отмечен дипломом понравившийся большинству фильм-фантазия «Очумелов», созданный по ранним произведениям Чехова режиссером Алексеем Деминым (Россия). Лента сделана в полутонах, пропитана чеховским духом. Каждый персонаж вырезан из бумаги, кажется отдельно выпуклым. Но, становясь в толпу, эти бумажные ореолы-грани стираются. Всем понятная авторская находка и ни у кого не вызвавшая возражений при выдаче диплома формулировка «За оригинальную экранизацию классической литературы».

Не остался не замеченным ни жюри, ни зрителями фильм Ролофа Ванденберга «Варьете» (Нидерланды). Жизненный путь неординарно обыгран на сцене: в номере с вращающимися на пике шеста тарелками. Под музыку Хачатуряна на пик шеста герой забрасывает тарелки, на которые подбрасывает свое ближайшее окружение. Поначалу он успевает «крутить» ими всеми, но мир близких и нужных людей по мере его взросления ширится: друзья, жена, дети, партнеры, бухгалтер, врач… Все они требуют его внимания. Не успел «подкрутить шест», и все рушится. Фильм отмечен призом в категории «Фильмы продолжительностью до 5 минут».

В этом году селекционная комиссия под председательством Михаила Алдашина порадовала. После просева восьмиста с лишним работ на обозрение зрителей представили сотню. И ни про одну из увиденных на фестивале лент нельзя было сказать, что она выпадала из общего художественного уровня…


Любовь ЖУРАВЛЕВА, Зеркало Недели № 41 (769) 24 — 30 октября 2009