Тихое кино
Закончился юбилейный анимационный фестиваль ╚Крок╩

Плавучий анимационный фестиваль ╚Крок╩ доплыл до своей конечной остановки -- Одессы. За время плавания было отмечено множество юбилеев. В честь двадцатилетия фестиваля показали программу обладателей Гран-при за все пробежавшие годы. К пятидесятилетию киностудии ╚Укранимафильм╩ -- подборку редких мультфильмов видных украинских режиссеров прошлых лет. К сорокалетию ╚Крокодила Гены╩, ╚Ну, погоди╩, ╚Винни-Пуха╩, ╚Веселой карусели╩ устроили вечер с показами и воспоминаниями, посвященными этому букету российской мультипликационной классики. Вместе с тем шли традиционные ретроспективы знаменитых членов фестивального жюри, фильмы которых многие молодые аниматоры не видели. Изумительная пластилиновая живопись американки Джоан Гратц, оскаровского лауреата, рисующей мягким пластилином так же, как это делает наш Александр Петров. Насмешливые и легкие картины француза Жана Рюбака. Жесткие сатирические проблемные фильмы голландки Моник Рено. И впечатляющая подборка мультфильмов, начиная с классических советских вроде ╚Матча-реванша╩ и до последнего времени, где оживляла персонажей легендарный аниматор и педагог Виолетта Колесникова.

Ну и в завершение вручали призы солидного жюри и профессиональной публики фестиваля, выявлявшей своих фаворитов общим голосованием. Приз зрительских симпатий так же, как и приз жюри, в категории ╚Прикладная и заказная анимация╩ достался Алексею Алексееву, бывшему ╚пилотовцу╩, теперь работающему в Венгрии. За уморительный абсурдистский сериал про лесных музыкантов Log jam Алексеев уже второй год собирает награды по всему миру.

В определении других лауреатов жюри не было столь единодушно с публикой. Прежде всего это касалось главных призеров.

Из двадцати наград, в число которых входят призы и дипломы в основных категориях, престижные спецпризы жюри и особая награда имени Александра Татарского ╚За высший пилотаж╩ (ее получила эстонская картина ╚Прирожденные обязательства╩, см. ╚Время новостей╩ от 5 октября), только девять пришли к лидерам зрительского рейтинга. Это еще раз доказывает, что решения любого жюри весьма субъективны и относиться к ним надо не как к пропуску в бессмертие, а как к еще одному поводу для размышлений.

Тем более что интернациональная команда судей нынешнего ╚Крока╩ продемонстрировала вызывающую уважение независимость не только от зрительских пристрастий, но и от авторитетов. Так, без призов остался сентиментальный японский ╚Дом из маленьких кубиков╩, получивший только что ╚Оскара╩ вместе с мешком других призов (а также третье место зрительского рейтинга на ╚Кроке╩). Точно так же не получили наград новая картина ╚Беглец╩ оскаровца Корделла Баркера, грандиозный фильм легендарного эстонца Прийта Пярна ╚Жизнь без Габриэллы Ферри╩ и живописно-медитативная ╚Ретушь╩ еще одного классика, Жоржа Швицгебеля.

Гран-при получила эстонская кукольно-игровая картина ╚Лили╩ (режиссер Рихо Унт), которую, несмотря на ее зримое мастерство и мрачную энергию, публика ╚Крока╩ не приняла. В частных номинациях такой резкой конфронтации между публикой и жюри не было. Самой урожайной на награды оказалась категория ╚Фильмы продолжительностью до пяти минут╩. В ней дипломы получили насмешливый ╚Вестерн-спагетти╩, готовящий еду из несъедобных предметов (режиссер Пэс, США). Обожаемый Интернетом рисованный ╚Бой-кот╩ (или Cat-man-do) англичанина Саймона Туфилда, где нахальный кот не дает хозяину спать, требуя еды. Саркастический ╚Санта: фашистские годы╩ Билла Плимптона, где в духе рисованной военной кинохроники злобный Санта пытается очистить мир от всех прочих праздников и устроить ежедневное Рождество. И самый любимый зрителями в этой категории фильм ╚Цыпочка╩ (Михал Соха, Польша) -- эффектнейшая по дизайну, с отличной анимацией и остроумным метафорическим ходом красно-черная картина про стерву, забирающую у своих поклонников зрение. Приз в этой категории получил фильм-притча ╚Варьете╩ (режиссер Ролоф Ванденберг, Нидерланды).

Самой неудачной, по общему мнению, на фестивале оказалась программа детских фильмов. С одной стороны, в нее попало немало картин, не слишком подходящих для детей; с другой -- несколько явно детских фильмов почему-то шли в других номинациях. Жюри вышло из положения максимально мудро -- вообще не дало в этой категории дипломов. Приз же получила единственная картина, вызвавшая всеобщую симпатию, -- ╚Птичкин алфавит╩ (режиссер Дик Гроблер, ЮАР). В этой ленте малышей знакомят с алфавитом не по стандарту ╚А -- арбуз, Б -- баран╩, а знакомя с разными птичками, у которых на каждую букву есть смешное звукоподражание -- часто весьма низкого свойства (например, в иных случаях икают или пукают). Зато один из спецпризов жюри снабдило формулировкой ╚За лучший детский фильм╩ и выбрала для него картину из другой номинации. Это ╚Пудя╩ Софьи Кравцовой -- обаятельнейшая, нежная и смешная экранизация рассказа Бориса Житкова про мальчика-фантазера, сделавшего из куска меха собачку.

Надо сказать, что российские фильмы на фестивале были заметны и призов получили немало. Любопытно только, что все эти награды взяли не энергичные картины вроде сказок из ╚Горы самоцветов╩, а почти бессюжетные, ╚атмосферные╩ истории с неторопливым ритмом и лирической интонацией. Главный приз в категории ╚Фильмы продолжительностью пять--десять минут╩ получила ╚Поездка к морю╩ Нины Бисяриной из Екатеринбурга (см. ╚Время новостей╩ от 5 октября). Главный приз в номинации ╚Фильмы продолжительностью десять--пятьдесят минут╩ взял тоже екатеринбургский фильм ╚Глупая...╩ Екатерины Соколовой, снятый по рассказу Юрия Коваля, -- медлительная история из сельской жизни, странная, тихая и полная любви. Диплом в той же номинации получил ╚Очумелов╩ Алексея Демина: в этой ленте хрестоматийный рассказ Чехова ╚Хамелеон╩ (изобретательно снятый как бы на обрывках бумажек, которые становятся полиэкраном, и озвученный старой записью Игоря Ильинского) превращается в картину жизни маленького скучного города. В прикладной категории тоже были наши -- крошечный поэтичный фильм Вероники Федоровой ╚Листобой╩ из цикла ╚Круглый год╩ (тоже по рассказу Юрия Коваля) получил диплом с формулировкой ╚За самую красивую осень╩.

Ну и напоследок не удержусь: ура! Фильм бельгийца Дани де Вента ╚Урок плавания╩, за который я болела в прошлом репортаже с ╚Крока╩ (см. ╚Время новостей╩ от 5 октября) и держала кулаки вся фестивальная публика, отдавшая ему второе место в зрительском рейтинге, получил спецприз жюри ╚За лучший дебют╩ плюс три тысячи долларов США. Что очень справедливо.

Дина ГОДЕР, Время Новостей N╟186, 09 октября 2009