Смешариком по телепузику

По всей видимости, скоро нашим соотечественникам предстоит пережить новый анимационный бум – ожидается нашествие на телеэкраны неких Смешариков. Телепузики, покемоны и остальные лица неизвестного происхождения будут безжалостно биты, ибо Смешарики – это наш, "расейский" ответ врагу.

В самом деле, сколько можно отравлять сознание малышей черт знает какой драматургией, а точнее сказать – полным отсутствием таковой?! То ли дело классика, "Винни Пух", например. Этого персонажа я вспомнил после того, как мне в руки попала видеокассета с первыми сериями "Смешариков". Производители этого суперкрутого проекта решились показать коллегам, мэтрам анимации и некоторым кинокритикам то, что они успели сделать за первые полгода работы.

Итак, кто же такие Смешарики?

Это маленькие, смешные существа. В принципе, обыкновенные звери, только в виде шариков. Круглые. Есть здесь и кролик, и ежик, и баран, и сова, и свинья, и пингвин. Всего – десять персонажей. Живут они в сказочном лесу, каждый в своем домике. Ходят друг к другу в гости и постоянно попадают в забавные ситуации. Их взаимоотношения строятся не столько на примитивных диалогах, сколько на попытках познать окружающий мир, осуществить свои мечты и немного пофилософствовать. Никто не рвется спасать мир, да и вообще покидать пределы этого удивительного леса.

Ничего не напоминает?

Правильно, "Винни Пуха и всех-всех-всех". Но, может быть, это и неплохо? Изобрести что-то новое сейчас не так просто, а телемыло, тем более для детей, этого и не подразумевает. В три-четыре года малыши еще не читают Милна и Астрид Линдгрен, а то, что предлагают им наши телеканалы, включая современные фильмы студии дядюшки Диснея, – не только вредно для психики, но и опасно для государства. Да-да, лично я давно смотрю на это глобально, в перспективе оценивая здоровье нации...

В качестве эксперимента, первых "Смешариков" я показал дочери и ее друзьям. Затем – своим знакомым журналистам. Все остались довольны, каждый нашел для себя что-то забавное. Детям понравились сами персонажи и те нелепые ситуации, в которые они попадают. Взрослые нашли определенную прелесть в диалогах, понятную только им, взрослым. Понятно, что создатели сериала прикалывались, чтобы было не скучно работать.

Ну, например, технический гений Пингвин разговаривает с немецким акцентом, и от этого возникает эффект, будто смотришь старые добрые комедии о войне. Свинка мечтает о прекрасном принце, и ее придыхания отдают легким эротизмом. Баран сочиняет стихи о бегемотах, ссылаясь на толстую, "тяжелую" Музу.

Любопытно, что еще год назад "Смешарики" были всего лишь идеей для новых игр и игрушек. Уже потом проект перерос в производство сериала. Специально под него в Питере была создана студия компьютерной анимации "Петербург" – единственная в России, где весь процесс производства ведется в цифровом формате с использованием самых современных компьютерных технологий (Flash, Toon Boom Studio и Maya). За год "Петербург" состряпал около двадцати серий – такого у нас еще не бывало.

Один из продюсеров сериала Александр Герасимов прояснил ситуацию: "Ребята создавали таких персонажей, чтобы с ними легко было работать. И теперь они обкатаны так, что, грубо говоря, стали конструктором для аниматоров. Это упрощает производство каждой серии. Набирает обороты настоящий конвейер. Если раньше одна серия делалась три месяца, то сейчас мы одновременно штампуем по три-четыре. Были привлечены все питерские аниматоры, художники, режиссеры – те, кто умеет работать с флэшем. Поначалу возникла опасность – не превратится ли фильм в халтуру или "Масяню", но ребята добились качества. Они "подгребли" под себя всех свободных профессионалов и за несколько недель обучили их флэшу. Следующий этап – помимо производства они начинают набирать курсы и учить анимации всех желающих. Проект развивается".

В Интернете уже функционирует сайт "Смешариков" с развивающими играми для малышей, будут выпускаться видеокассеты и игрушки, календари и открытки. И, как итог, какой-либо из основных российских каналов представит двести серий детских смешилок по 6,5 минут каждая. То есть, сериал растянется на год.

Если дела пойдут такими же темпами и дальше, российская анимация имеет шанс подняться на ноги. Ведь, как известно, киноимперия Диснея существует, в первую очередь, за счет того, что сопровождает кино: парков аттракционов, футболок, тетрадок, игрушек и т.д. Ну и, конечно же, за счет проката. У нас ничего этого нет (хотя когда-то было!). В том же Петербурге в прошлом году пустили пробный шар – продюсер Сергей Сельянов раскрутил полнометражный мультфильм "Карлик Нос", который собрал в прокате неплохую кассу. Значит, напрасно опасались, что анимация – неконкурентноспособна. Надо только с умом подходить к этой проблеме.

Сергей КАПКОВ, Утро.ру 01 апреля 2004 г.