Необычный регламент
14-ый Открытый российский фестиваль анимационного кино. 12-16 марта.

Начну с того, что всегда бесконечно радует на этом фестивале: уникальная атмосфера живого творчества. Даже на официальных церемониях открытия и закрытия! Здесь, в Суздале, в Турцентре, аниматоры каждый год вовлекают вас в обстоятельства ими же придуманные и нарисованные! Вот объявил об открытии Вадим Жук,  с присущим ему остроумием, и поползли по сцене с фигурками призов в руках, в кошачьих масках, «мартовские коты». Они же – художники, режиссеры, сценаристы. А в зале уже все зрители «замяукали», подхватывая озорную затею.

 Оформление фестиваля с «кошмартовским» акцентом обеспечило присутствие анимационных котов в фойе, в экранной заставке и на сцене. Все это выполнили художники-постановщики Марина Курчевская, Нина Виноградова, Валентин Телегин (кстати, автор фестивального плаката). Они каждый год что-то новенькое придумывают, привлекая своих коллег из веселого сообщества. Потом вместе организовывают свою «художественную самодеятельность». И тогда в концерте «Неанимационные таланты аниматоров» лидируют Михаил Тумеля, Игорь Волчек, Сергей Капков, Александр Плющев. Трудно не признать музыкального таланта режиссера и художника Ивана Максимова, хореграфического – директора программ Натальи Лукиных в паре с Юрием Норштейном. В таких импровизационные представления в разные годы нас увлекали участники «анимационного бума»: Эдуард Назаров, Лариса Малюкова, Алла Босарт, Игорь Иртеньев, Наталья Мокрицкая, Валерий Фирсов. Вообще есть предложение: обратить взоры телевизионных каналов на уникальную содержательность и уморительность капустников анимационного сообщества.

Директор фестиваля Александр Герасимов в своем приветствии, помещенном в каталоге, оговорил причины кризисного «отсвета»: «С целью приглашения за счет Фестиваля всех участников конкурсной программы, отказаться от оплаты Дирекцией завтраков и обедов в Турцентре «Суздаль» для всех участников и гостей Фестиваля, за исключением членов Жюри».Полагаю, правильное решение! Если учесть, что в конкурс вошли 112 фильмов самого разного формата (практически за два дня!), то члены жюри безусловно заработали героическим трудом трехразовое питание! Участников не обидели – ужин был для всех! Между прочим,  условия многих международных кинофестивалей еще жестче - пора привыкать!

Отсматривать программу в таком объеме, да еще в коротком метре прикладной анимации, мультсериалов, самих фильмов – дело непростое. В конкурс включили всю продукцию, выпущенной в прошлом году. Это и понятно, аниматоры решили воспользоваться  возможностью представить все, так как возникли  тревожные обстоятельства для кинопроизводства. А что будет на будущий год? Да и будет ли? Именно поэтому отборщики и организаторы фестиваля остановились на таком решении. Но общий поток не был, что называется, до конца «показательным»: десятки фильмов «смылись» в зрительском сознании. Тем серьезнее были решения жюри, а победы авторов-призеров вполне убедительны. Возглавлял судей оскаровский номинант Константин Бронзит, вместе с ним работали художники Виолетта Колесникова и Марина Курчевская, режиссер Леонид Носырев, мэтр Юрий Норштейн.

Сериал Алексея Алексеева “KJFG #5”, получившего не только призы «За лучшее звуковое решение» и «За лучший сериал», а еще и приз имени Александра Татарского «За чистоту стиля», был первым и в рейтинге профессионального голосования. Кроме того, Алексеева отметили дипломами представители администрации районов Владимирской области, где фильм прошел с невероятным зрительским успехом.

Яркое, остроумное решение каждой серии, где герои - забавные лесные звери-музыканты, дает комический эффект равный современному абсурдистскому анекдоту. Сюжетное построение  режиссера было признано и профессионалами, и зрителями самым смешным. Когда многочисленные призы, дипломы и подарки Алексея Алексеева его коллега по анимационному цеху, режиссер и художник Михаил Алдашин выложил на полу в фойе Турцентра, к ним сбежались фотокорреспонденты, телевизионщики и зрители, запавшиеся фотокамерами. Всю эту наградную композицию возглавлял большой петух, которого подарила администрация Петушинского района.

Режиссер и сценарист Михаил Тумеля получил диплом «За остроумное решение белорусского фольклора в анимации» (цикл «Белорусские поговорки»), а Василию Волкову «За юмор» в мультсериале для семейного просмотра «Не все дома». И впрямь было над чем посмеяться. А задуматься пришлось над тем, что отдельные фильмы либо имели несколько финалов, либо оказались несуразно длинными. Сценарии проваливались или доводили своей несостоятельностью до горькой неудачи. И не только в студенческих работах. На обсуждении говорили о проблеме драматургии сценария, недостатки которой очевидны в анимации. А вот Алексей Лебедев («Право на одиночество» - сериал «Смешарики», приз «За лучший сценарий») еще раз подтвердил то, что в проекте «Смешарики», с каждым новым фильмом с каждым новым фильмом растет художественный уровень историй. Хочется пожелать некоторым молодым режиссерам пройти мастер-класс сценарного творчества у опытных авторов.

Проект студии «Пилот» «Гора самоцветов» по-прежнему радует разнообразием. Сценаристы, режиссеры и художники, композиторы, актеры, озвучивающие роли, наконец, звукорежиссеры создают оригинальные миры, качественные по технике и стилю. Да, не спорю, это индустриальный, как сейчас говорят, продукт, и не все в нем ровно.  Но каждая сказка имеет свою интонацию, авторы фильмов возвращают нас к лучшим персонажам «мультиков», проявляя жанровую гибкость, а за кадром звучат неповторимые  голоса. Замечательная актриса из Петербурга Кира Крейлис-Петрова (в игровых фильмах она мастер эпизодов и характерных ролей) вместе с Лизой Фалилеевой отлично работают в фильме «Егорий Храбрый» (режиссер Сергей Меринов). В этой пластилиновой версии о Георгии Победоносце, по мотивам русских народных сказок, есть вкус к фольклорной фактуре в изображении.

Алексей Демин (приз «Лучшая режиссура», приз Гильдии киноведов и кинокритиков), взявшись за чеховского «Хамелеона», решил назвать фильм по фамилии главного  героя - «Очумелов».  Режиссерский ход интересен тем, что в картине использована запись рассказа на радио, сделанная в 1948 году, - его блестяще читает Игорь Ильинский. Фильм снят в двухмерной компьютерной графике и рисованной техникой и  поддержан  виртуозным актерским исполнением, а также приемом -  трепещущим, как бы  разорванным на части, листком бумаги. Фигуры на каждом листке - участники провинциального людского схода перед классическим болваном-надзирателем Очумеловым. Именно этот «трепет» выражает постоянный российский страх обывателя перед всевластием чиновников. Очень современно,  по-чеховски грустно и выразительно.

Среди студенческих и дебютных работ приза Гильдии киноведов и кинокритиков удостоена работа студентки Санкт-Петербургского Университета кино и телевидения Марины Мошковой «В масштабе». Семь минут оригинального построения «чертежного» сюжета о птичке-маме и ее птенце. Этот «чертеж» прост – он о неистовой материнской любви, которая способна, как мы знаем, на все! Ничего лишнего в этом энергичном, многообещающем фильме. А в финале появляются титры: чертила - М.Мошкова, проверил - С.Овчаров. Тот самый Сергей Овчаров. Так что можно и мастера поздравить!

Пронзительными лирическими историями объединены новеллы «Ожидая» Веры Мякишевой, «Дочки-матери» Александры Лукиной и «Другая» Анны Шепиловой. Все они из ВГИКа. Работы заметны, участвуют в программах студенческих фестивалей разных киношкол. И вот уже Премию «Св.Анны» получила Вера Мякишева.

 Театральный режиссер по первому образованию и выпускница ВГИКа Мария Литвинова представила «Кантату «Спасение». Вместе с художником Николаем Ливановым режиссер создала в технике перекладки ироничное представление « театр в театре». Вокальный пафос кантаты в духе советского образца, намеренная стилевая эклектичность в изображении, наконец, общий заплыв зрителей спектакля в абериутском хаосе – все это впечатляет. Буйство фантазии Литвиновой было, кстати, отмечено на фестивале короткометражного фильма, прошедшего зимой в кинотеатре «Художественный».

 Приз «За лучший студенческий фильм» жюри присудило «Закону жизни» Ришата Гильметдинова, ученика Константина Бронзита и Дмитрия Высоцкого (СПбГУКиТ). «Закон жизни» получил награду «За лучший анимационный фильм» на фестивале «ПитерКиТ» в феврале этого года. Я уже отмечала в заметках о питерском форуме эту удачную экранизацию рассказа Джека Лондона, этнический стиль изображения и художественный «слух» авторов. Здесь есть вкус к материалу писателя с его мужественными героями и киплинговским очарованием. Обидно, что в драматургическом построении встречаются ошибки, но их можно доработать. Это же отмечали и педагоги начинающего режиссера. Конечно, учителя заботятся о, так называемом, «синдроме первого фильма» и как бы не перехвалить ученика. И это правильно. Судя по первому образованию Гильметдинова (он окончил летное училище в Копенгагене), преодоление трудностей ему по плечу не только в небе, но и, будем надеяться,  в нынешней профессии.

 Гран-при фестиваля получила «Солдатская песня» режиссера Елены Черновой (проект «Гора самоцветов»). Эта история - в духе своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкая к произведениям Михаила Зощенко. Экранизирован фильм  по сказке Саши Черного «Антошина беда». Цикл «Солдатские сказки», написанный автором уже в эмиграции, остается, к большому сожалению, неосвоенной территорией для кинематографа. Поэтому замысел режиссера Елены Черновой и художников Полины Новиковой и Валентина Телегина, аниматоров (называю всех поименно принципиально) Леона Эстрина, Ирины Вертиковой, Натальи Габибовой, Елены Голянковой, Марией Дроздовой, Светланой Зиминой, Еленой Лазаревой, композитора Рудольфа Манукова, автора текста песни Вадима Жука, - вызвал общее одобрение. Персонажи и ангелы-хранители солдат шестой роты в «Солдатской песне» тихо, но художественно внятно напоминают нам о совести и доброте человеческой. Недаром Владимир Набоков сказал о Саше Черном: «Осталось несколько книг и тихая прелестная тень».

По новым правилам анимационного фестиваля, после того, как не стало его вдохновителя и многолетнего вдохновителя Александра Татарского, на эту должность назначается обладатель главного приза форума. Всего на год, до следующего фестиваля. В этот раз президентом стала Елена Чернова. Таков необычный регламент.

 

Татьяна Муштакова, Суздаль-Москва, Газета «Экран и сцена», №7 (912), апрель 2009 года