Антикризисная анимация
В минувший понедельник в Суздале завершился XVI Открытый фестиваль анимационных фильмов. В конкурсной программе было представлено около сотни лент из России и стран ближнего зарубежья, которые оценивало жюри во главе с Константином Бронзитом.

Суздальфест по-прежнему ищет форму, при которой мнение профессионалов будет хотя бы в малой степени отражать зрительский спрос, поэтому правила игры постоянно меняются. Прошлогоднее рейтинговое голосование импровизированной "мультакадемии" сменилось официальным решением мэтров анимации, что, несомненно, повлияло на окончательные результаты. При всем уважении к составу жюри, некоторые решения не совсем однозначны.

В первую очередь, это касается отказа жюри от присуждения приза за лучший дебют. По мнению большинства опрошенных мною участников и зрителей фестиваля, фильм Натальи Мирзоян "Дерево детства" вполне мог претендовать на Гран-при, и уж чего-чего, а награды за лучший дебют заслуживал с большим отрывом от конкурентов. Но была одна закавыка – это кино эстетически и идейно отталкивается от произведений Норштейна, что было воспринято жюри негативно и послужило причиной отказа в присуждении приза в данной номинации.

Действительно, и специфическая техника перекладки, и сам рисунок этой сказочной истории о том, как игрушечного мишку похищает странное крылатое существо, символизируя расставание мальчика с детством, отсылает к "Сказке сказок", но это заметно лишь профессиональному взору. Мнение, будто лишь инновации заслуживают высокой оценки, наталкивается на возражения, что следование эталонным образцам для новичков выглядит порой куда продуктивнее, чем бесплотные поиски.

Основная борьба в финале развернулась между безусловным фаворитом зрительского рейтинга двухминутным скетчем "KJFG #5" живущего в Венгрии бывшего москвича Алексея Алексеева и сказкой из пилотовского цикла "Гора самоцветов" под названием "Солдатская песня" режиссера Елены Черновой. В результате Приз им. Александра Татарского "За чистоту стиля" и "основную" статуэтку за лучшее звуковое решение получил Алексей Алексеев, а Гран-при фестиваля ушел к ученице и верной соратнице Александра Татарского и Эдуарда Назарова.

Кстати, с нынешнего года организаторы решили объявлять президентом фестиваля его главного фаворита, как это делается на конкурсах красоты, то есть на весь следующий год должность президента суздальского смотра будет занимать Елена Чернова. Удастся ли сохранить эту традицию более чем на год – вопрос открытый.

Всем было очевидно, что скетчи со странным названием "KJFG" Алексеева можно назвать анимацией в концентрированном виде. Уложить за две минуты с помощью простых (хочется сказать, как все гениальное) приемов зрителя под кресло так, чтоб он потом ходил и спрашивал: "А где все это можно еще раз посмотреть?" – ремесло уникальное. Именно на таких фильмах можно приводить примеры того, что анимация – отдельный вид визуального искусства, придуманной человечеством для представления чего-то такого, что невозможно выразить никакими другими художественными средствами. Единственное, что огорчает в данной связи, – алексеевские микрошедевры не вписываются ни в один из известных экранных форматов, и широкая публика рискует их никогда не увидеть.

Итак, победителем Суздаля стал четвертый фильм Лены Черновой в "Горе самоцветов", сделанный по рассказу Саши Черного. Я, наравне с коллегами, считаю это кино лучшим в творческой карьере режиссера. Конкуренцию ему составили несколько других пилотовских фильмов – "Егорий Храбрый" Сергея Меринова, "Про Василия Блаженного" Натальи Березовой или "Про собаку Розку" Андрея Соколова (все фильмы вошли в десятку зрительского рейтинга). "Солдатская песня" сделана безупречно, и мне почему-то кажется, что этот приз как нельзя лучше отражает признание заслуг режиссера (как, впрочем, и всего творческого коллектива и, особенно, замечательных художников Валентина Телегина и молодой Полины Новиковой) мэтрами отечественной анимации. Елена Чернова – одна из подвижниц "Пилота", успешно пытается не уронить уровень одной из лучших авторских студий страны после безвременного ухода ее основателя Александра Татарского. Особенно ценными эти усилия представляются ввиду полного прекращения финансирования студии под предлогом разразившегося экономического кризиса. Но это отдельная история.

Что касается остальных номинаций, то лучшим режиссером признан Алексей Демин за фильм по мотивам рассказа Чехова названием "Очумелов". Это весьма искусная, если не сказать вычурная, анимационная постановка, озвученная голосом Игоря Ильинского, который играл в своем фильме "Эти разные, разные, разные лица" всех чеховских персонажей разом. Демин придумал интересный ход – герои из "Хамелеона" нарисованы на отдельных обрывках бумаги, как бы носимой ветром по улице. Этот нестандартный прием вполне заслуженно получил приз, хотя публике, в силу возраста незнакомой с телециклом великого актера Ильинского порой приходится объяснять, в чем тут "фишка". Впрочем, среди членов жюри таких не могло быть, а третье место в зрительском голосовании доказывает, что суздальский зритель и с классикой на короткой ноге.

В номинации "Лучший детский фильм" победила Софья Кравцова со студии "Анимос" с новым фильмом "Пудя". Экранизация рассказа Бориса Жидкова, изящно нарисованная Екатериной Тригуб (постоянным соавтором режиссера), подкупает интонацией, следующей писательскому замыслу и вместе с тем переосмысленной в авангардной манере. Вообще, этот молодой авторский тандем – один из самых многообещающих в рисованном кино, и явно лучший на студии, специализирующейся в основном на кукольной анимации. Впрочем, на "Анимосе" сейчас снимает цвет московской анимации, в том числе и вышеупомянутый Алексей Демин, и многие другие талантливые мастера.

В целом Суздальфест прошел так, будто кризиса в российской анимационной индустрии нет. Между тем, по многим признакам, этот фестиваль рискует стать едва ли не последним. Положение в российской анимации не просто удручающее, а критическое. Студия "Пилот" превратилась в пустующее помещение, где площади сдаются в аренду. В Екатеринбурге на знаменитой студии заморожены почти все проекты, и аниматоры массово эмигрируют из профессии, из города, а то и из страны. В Питере анимационная жизнь теплится благодаря коммерческому успеху "Смешариков" и присутствию таких имен, как Бронзит, хотя положение у всех одинаково шаткое. С наплевательским отношением к этому великому искусству со стороны государства и осторожному (в условиях кризиса) со стороны инвесторов Россия может окончательно и безвозвратно утратить ведущие позиции в авторской анимации. Если это произойдет, никакие объяснения и оправдания с точки зрения экономики не компенсируют потерь, поскольку, чтобы выучить профессионалов, требуются годы, а потерять все можно в один день. И этот процесс уже идет полным ходом. В последние годы наметилась тенденция к развитию русской анимации, и невыносимо наблюдать, как под любым предлогом инвесторы сворачивают проекты, совершенно не заботясь о будущем отечественной культуры. Остается верить, что сверхусилия влюбленных в свое дело художников сломают эту тенденцию и появится хоть какая-то альтернатива катастрофическому финансовому положению людей, и так не избалованных достатком. Когда же мы, наконец, поймем, что нельзя губить конкурентоспособные сферы интеллектуальной деятельности? Впрочем, это вопрос риторический.

Игорь КАМИРОВ, Утро.ру,18 марта 2009 г.