Очумелые дни
На российском анимационном фестивале обсуждали не призы, а способы выживания

Гран-при фестиваля в Суздале взяла «Солдатская песня».
Гран-при фестиваля в Суздале взяла «Солдатская песня».
 
Ежегодный Суздальский фестиваль анимационного кино получился в этом году тревожным – на фоне тяжелейшего кризиса отечественной мультипликации он смотрелся то ли прощальным вальсом, то ли пиром во время чумы. Пока еще было по поводу чего и на что праздновать: за докризисный год было сделано немало отличных мультфильмов, а потому показы действительно получились роскошными – более 120 конкурсантов, если считать сериальную и прикладную анимацию (рекламу, образовательные ролики, музыкальные клипы). Но стоило выйти из просмотрового зала в фойе – и слышны становились разговоры о крайне бедственном положении студии «Пилот», о том, что другая старейшая студия – «Классика», развивающая у нас компьютерную анимацию, – сменила 800 квадратных метров на однокомнатную квартиру, и о том, что блистательный независимый режиссер Иван Максимов подписался делать серию в чужом проекте.

Кульминации эти разговоры достигли на итоговом «круглом столе», где обсуждались достоинства и недостатки прошедшего смотра. Мечтая о том, как можно улучшить, расширить и обогатить Суздальский фестиваль следующего года, участники форума постоянно делали оговорки: «если фестиваль состоится», «если будет что показывать», и все в этом роде.

Похоже, это полуапокалиптическое настроение отразилось и на призовом списке. Жюри, состоявшее из анимационных художников Виолетты Колесниковой, Леонида Носырева, Марины Курчевской, а также режиссеров – Юрия Норштейна и Константина Бронзита – расщедрилось в этом году не на шутку. Давно в Суздале не наблюдалось такого количества разнообразных призеров и дипломантов. Кажется, члены жюри особенно тщательно старались никого не обидеть, а потому не только очень ровно распределило 11 официальных призов между участниками, но еще и прибавили несколько дипломов, так что в результате было отмечено 15 фильмов.

Как это ни забавно, но лучше всех на открытом российском фестивале выступил венгерский фильм, сделанный нашим соотечественником Алексеем Алексеевым на будапештской студии Studio Baestarts. Полутораминутная работа с незапоминаемым названием KJFG#5 получила пять наград, в том числе приз имени Александра Татарского и первое место в зрительском рейтинге.

Комментируя странное название своего шедевра, Алексеев рассказывает, что изначально фильм не имел заголовка, однако пришлось его придумать по настойчивому требованию международных фестивалей, которые не могли ставить в конкурс безымянный фильм. Не мудрствуя лукаво автор набрал на клавиатуре первое попавшееся сочетание клавиш и продолжил шутку следующим синопсисом, аннотирующим его кино в каталогах: «Название фильма само по себе раскрывает сюжет, поэтому аннотация излишня». Шутки шутками, но пересказывать фильм, положивший начало одноименному сериалу, мало кто решится: это минималистический, уморительно смешной эпизод про музыкальный ансамбль, состоящий из медведя, зайца и волка, которые фанатично репетируют исполнение одной весьма незамысловатой мелодии.

Рядом с этим очень европейским – и по происхождению, и по стилю – фильмом второй фаворит фестиваля кажется, напротив, ультрарусским. Фильм «Очумелов» поставлен по рассказу Антона Павловича Чехова «Хамелеон». Его режиссер Алексей Демин – известный мастер лирической анимации, а поэтому чеховская сатира приобрела в его исполнении меланхолический оттенок. Как обычно, свое кино Демин нарисовал в акварели, однако использовал при этом довольно необычную технику: действие разворачивается как бы на мятых клочках бумаги, которые периодически от дуновения ветра, словно осенние листья, разлетаются по экрану. Эту оригинальную находку вкупе с тонкой передачей чеховской прозы оценили все участники фестиваля – Демин получил «Слона» от гильдии кинокритиков, приз за режиссуру от жюри и третье место в зрительском рейтинге.

Еще один фаворит Суздаля так же, как и «Очумелов», сделан на студии «Анимос», которая специализируется на экранизациях русской классики. Фильм Софьи Кравцовой «Пудя», снятый по мотивам рассказа Бориса Житкова, – это мягкое ретро, изображающее дореволюционную жизнь. Главный герой фильма, маленький очкастый мальчик, случайно во время игр с сестрой отрывает «хвостик» от шубы важного родительского гостя. Испугавшись последствий, ребенок собирается сбежать в Америку, но, к счастью, по дороге заходит в уютную булочную, хозяин которой мудро разрешает возникшую ситуацию. «Пудя» получил второе место в зрительском рейтинге и приз от жюри как «лучший детский фильм».

Наконец, гран-призер фестиваля в общем зрительском рейтинге оказался на четвертом месте. Оно и понятно, «Солдатская песня» Елены Черновой в большей степени не сантиментами или юмором цепляет, а скорее поражает своим совершенством и изысканным мастерством. Руководство студии «Пилот» и сама Чернова, говорят, что картина была закончена буквально чудом. Из-за сложностей на студии фильм долгое время был на грани закрытия, однако, к счастью, картину удалось спасти. «Солдатская песня» хоть и сделана в рамках сериала «Гора самоцветов», однако сильно отличается от большинства других фильмов из этого проекта. В основе не народная сказка, а история, написанная Сашей Черным. Речь о том, как в солдатском полку завелся вор, и о том, как ангелы-хранители солдат стараются разрешить сложную ситуацию – чтобы и деньги владельцу вернуть, и позора для военных избежать.

Несмотря на то что все серьезные призы разделили между собой люди заслуженные, гости фестиваля не могли не заметить (а жюри не отметить призами) огромного количества интересных молодежных работ. Среди них – «Закон жизни» Ришата Гильметдинова (приз за лучшую студенческую работу), «Дерево детства» Натальи Мирзоян (диплом за лучший дебют), «Другая» Анны Шепиловой (диплом за графическое изображение), «В масштабе» Марины Мошковой (диплом от гильдии кинокритиков), а также не получившие призов, однако осыпанные комплиментами «Дочки-матери» Александры Лукиной, «Муравейка» Татьяны Мусалямовой и другие. Если бы не материальные сложности, такое богатство в молодой анимации сулило бы России сладкое анимационное будущее. А так – кризис покажет.
МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО, Новые Известия, 17 марта 2009 г.