Полный Шрек
Россия рискует остаться без собственной мультипликации
Фото: МАКСИМ ШАМОТА
Фото: МАКСИМ ШАМОТА
После нескольких лет благополучия наша анимация оказалась на пороге нового пугающего кризиса. Проекты заморожены, студии закрываются, режиссеры ищут работу не по профессии и подумывают об отъезде за рубеж. Этот кризис может стать фатальным для нашей мультипликации – если сегодня номинации на «Оскар» мы воспринимаем как должное, то уже через пару лет о добрых традициях нашей школы и о победах наших мультфильмов на престижных киносмотрах мы уже будем говорить в прошедшем времени. О том, как избежать этой катастрофы, шел разговор на состоявшемся на днях «круглом столе» «Государственная политика по поддержке анимации».

В последние годы – и даже до самого недавнего времени – наши сограждане уже привыкли к мысли, что в России снимается много мультфильмов и что мультфильмы эти очень ценятся во всем мире. Оскаровский лауреат Александр Петров с его «живой живописью» стал предметом национальной гордости, кинокомпания СТВ и студия «Мельница» со своей «Богатырской трилогией» научились собирать полные кинозалы, а огромный проект студии «Пилот» «Гора самоцветов» собрал коллекцию призов по всем кинофестивалям мира.

Однако уже скоро эти славные времена останутся в прошлом. Кризис для анимации начался раньше, чем для других отраслей, и ударил сильнее, чем по другим. Первые заморозки выделяемых средств совпали с президентскими выборами 2008 года, после которых государственное финансирование мультфильмов было на время приостановлено. Сложности объясняли пертурбациями в Министерстве культуры и обещали покончить с ними со дня на день, но в результате такая ситуация продлилась весь прошлый год.

Все это время студии худо-бедно продолжали работать и, возможно, продержались бы еще долго на плаву, но, увы, мировой финансовый кризис добавил жару.

Скоро россияне смогут наслаждаться только голливудскими персонажами.<br>Фото: АР
Скоро россияне смогут наслаждаться только голливудскими персонажами.
Фото: АР
Самый сильный удар пришелся по большим студиям авторского кино. Сегодня почти все они либо приостановили работу, либо вообще ее прекратили. Так, на грани закрытия находится «Большая Студия Пилот». В то время как широкая общественность отмечала 20-летие первой независимой и главной на сегодняшний день русской студии, «пилотовские» режиссеры уже не получали зарплату и постепенно собирали вещи, готовясь освободить рабочие места. После Нового года большая часть помещения была подготовлена к сдаче в аренду, а коллектив «Пилота» ищет теперь работу на других проектах.

К сожалению, поиски эти почти обречены на безрезультатность. Большинство анимационных производств сегодня заморожены. Ситуация настолько трагична, что, делая прогнозы на год вперед, специалисты уверены: даже если госфинансирование возобновится немедленно, все равно на общероссийский анимационный фестиваль 2010 года будет подано едва ли 10–20 заявок (против 100–150 работ, приходивших в последние несколько лет).

Если же деньги не появятся, для людей анимационных профессий единственным выходом станет смена профессии или повальная эмиграция. Риск массовых отъездов режиссеров и аниматоров существовал и в предыдущие годы, поскольку хорошие специалисты за рубежом более чем востребованы. Достаточно сказать, что если наше государство выдавало студиям деньги из расчета 8,5 тыс. долларов за минуту мультфильма, то западные сериалы («Южный парк», «Симпсоны») делаются за 30–50 тыс. долларов в минуту. Соответствуют этому и зарплаты – за рубежом даже на скромных проектах хорошие специалисты получают 3–5 тыс. долларов в месяц, тогда как на наших студиях режиссеры с мировым именем довольствуются всего одной.

Теперь, когда не стало даже этих скромных денег, а возможности подработать на рекламе сократились до минимума, отъезд за рубеж для многих становится предрешенным шагом. Почувствовав это, оживились и западные продюсеры, которые сейчас имеют возможность переманить русских специалистов «по дешевке» – и режиссеры в последнее время стали охапками получать приглашения из зарубежья с обещаниями платить от 5 тыс. долларов в месяц.

Новую волну анимационной эмиграции можно будет сравнить по силе с той, что происходила в 1990-е годы, когда десятки классных специалистов уехали в Америку, Венгрию, Францию, Канаду (среди них, кстати, был и Александр Петров, который вернулся затем на родину только благодаря личному патриотизму и начавшемуся госфинансированию). Увы, результаты нынешней эмиграции окажутся еще более разрушительными. Тогда оставшиеся в стране мастера сумели залатать бреши и воспитать новое поколение аниматоров. Сегодня многие мэтры советского прошлого уже покинули нас, другие – на глазах теряют силы. Если из страны эмигрирует молодое поколение, то с их отъездом прервутся традиции отечественной анимации, и на месте славной русской школы останется выжженное поле.

Прошедший в среду «круглый стол» «Государственная политика по поддержке анимации» был экстренной мерой – отчаянной попыткой сообщества мультипликаторов найти выход из патовой ситуации. После долгих прений режиссеры, продюсеры и кинокритики составили предложение для российского правительства, как спасти нашу анимацию от почти неминуемой гибели. Главная мысль – восстановить достойное государственное финансирование. О том, что еще необходимо предпринять для спасения любимого жанра, «Новым Известиям» рассказали мэтры современной анимации.

КОММЕНТАРИИ
Александр ПЕТРОВ, режиссер, лауреат премии «Оскар»:
– Я пока еще на себе кризиса не чувствую, потому что сам пока не работаю, а проедаю свои последние деньги. Но не сомневаюсь, что мне придется столкнуться со сложностями. Я на свои фильмы большую часть денег получаю от государства, и считаю – это подарок судьбы, что в России еще остается госфинансирование. Для экспериментальной, авторской анимации – это необходимое условие. Если не будет государственной поддержки, многие проекты погибнут. Я все время в таких случаях привожу пример Канады, где государство очень внимательно относится к авторской анимации. Там существует замечательная организация National Film Board of Canada (Национальный кинематографический комитет). Эта студия не только дает деньги на кино, но и следит за дальнейшей судьбой картины: чтобы фильмы были показаны на фестивалях, получили призы и доехали в результате до Лос-Анджелеса. И редко когда фильмы этой студии не номинируются на «Оскар».
Сергей СЕЛЬЯНОВ, продюсер «Богатырской трилогии»:
– Если говорить о мировом финансовом кризисе, то сложно понять, чего он больше принес – хорошего или плохого. Потому что до кризиса полнометражные анимационные фильмы имели «раздутые» бюджеты. Допустим, бюджет трехмерного проекта мог составлять 5 млн. долларов – эта цена была однозначно завышена по отношению к нашему рынку и возникала из-за расценок на рекламу и благодаря оглядкам на США (даже скромные американские полнометражные фильмы имеют бюджеты в районе 50 млн. долларов). В этом смысле кризис способен расставить все по местам. Но при этом, к сожалению, государственная поддержка – необходимая вещь для анимации. У нас маленький рынок, на нем очень сложно окупать фильмы. Отдельные проекты можно отбить, но это от силы два-три фильма в год (считая и игровое, и анимационное кино). Если же вы делаете фильм чуть более серьезный, чуть более лирический, чем комический, то уже шансов попасть в этот крошечный процент зрительски успешных проектов становится гораздо меньше. И господдержка становится единственной надеждой. Если ее не будет, количество полнометражных анимационных проектов очень резко сократится. Возможно, даже сведется к нулю.
Юрий НОРШТЕЙН, режиссер, создатель фильмов «Ежик в тумане», «Сказка сказок»:
– Художнику всегда было трудно, но сегодня трудно вдвойне. Всегда трудно, потому что художник – это человек, которому вообще тяжело с собой справляться. А сегодня тяжело вдвойне, потому что отсутствие денег и постоянное внимание к вопросу «как бы достать деньги» наполовину оскопляют творчество. Но очевидно и то, что очень трудно без сообщества. Если мы растеряем друг друга, то всем нам будет копейка цена, и вряд ли мы каждый в отдельности чего-то стоим и можем что-то сделать. Я, конечно, говорю о своем опыте, о своей работе на «Союзмультфильме». И хотя у нас не были благостные отношения, мы ругались друг с другом, но все равно мы были сообществом, и все наше стремление, эмоциональное и умственное, было направлено на то, чтобы сделать фильм как можно лучше. Меньше всего мы думали о том, какой рынок, какие продажи… Если вы вспомните, допустим, эпоху Возрождения, то художник тогда стремился сделать вещь. Поэтому во главе всего должен быть именно творец.

МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО, Новые Известия, 6 февраля 2009 г.