Босоногая анимация
Завершился кинофестиваль "КРОК"

XV Международный фестиваль анимационных фильмов "КРОК" на этот раз проходил, а вернее, плыл по территории России, по ее северу. Проводится он усилиями двух стран - России и Украины, потому и место дислокации меняется каждый год. Гости и участники фестиваля садятся на теплоход и плывут то по рекам Украины, то по рекам России, заходя в озера и водохранилища. 200 человек из разных стран отправились в путь на теплоходе "Виссарион Белинский" по маршруту: Санкт-Петербург - остров Валаам - Мандроги - Кижи - Горицы - Ярославль - Москва.

Учредителями фестиваля являются: Минкультуры России и Украины, Союзы кинематографистов двух стран, Конфедерация союзов кинематографистов и Главное управление культуры и искусств Киевской городской государственной администрации. Президентов - два: режиссеры и художники Давид Черкасский от Украины и Эдуард Назаров от России. Судя по всему, жизнь фестиваля год от года становится все труднее и проблематичнее. Спонсоров находить сложно, потому как спонсоры любят несколько иные мероприятия: со множеством медийных лиц. А аниматоров в лицо знают в основном только они сами. Отношения между Россией и Украиной тоже осложняются, хотя на уровне творческого и делового общения аниматоров ничего подобного и в помине нет, так что у "КРОКа", можно сказать, функция оздоровительная, способствующая потеплению отношений между нашими странами.

Кадр из фильмв "Человек с ветром в голове"
Кадр из фильмв "Человек с ветром в голове"

Конкурсная программа была весьма обширной. Отбирали лучшее из 700 фильмов, представленных 40 странами. На этот раз отсматривали, а потом и формировали программу исключительно из фильмов молодых не только потому, что они являют собой светлое будущее, но и в силу того, что мировой кинематограф в целом и анимация в частности сильно помолодели. Новое поколение существенно потеснило старших товарищей на международных фестивалях, к тому же начинающие мультипликаторы куда более продвинуты в освоении новейших технологий. А мастера часто даже не знают, как компьютер выключать. В связи с этим наблюдается некоторое непонимание между представителями разных поколений.

Самым ярким впечатлением "КРОКа" лично для меня в очередной раз стал Юрий Норштейн. Дело не в том, что в холодные осенние дни он ходил босиком по палубе и напоминал всем своим обликом Льва Толстого, это уже давно не новость - его босоножество. Кстати, ряды его последователей увеличиваются на глазах. Босиком ходил по кораблю Иван Максимов, а потом и еще несколько человек из более юного поколения, включая экзотического Хихуса (это псевдоним-перевертыш фамилии режиссера Павла Сухих, представлявшего на "КРОКе" пятиминутный фильм "Человек с ветром в голове"). Норштейн поразил своим "разбором полетов". Дело в том, что после показа фильмов определенной категории, а они тут учебные, дипломные, дебютные, устраивалось их публичное обсуждение, если угодно, порка. С молодежью беседовали наши мэтры Иван Максимов, Михаил Алдашин, но очень лояльно, чтобы никого не обидеть. Но вот с наиболее опытными из молодых, с полноправными дебютантами, разговаривал Норштейн. Пришел он босиком, дебютанты-подсудимые сели вокруг, и началось. Серьезный, беспощадный, полезный и очень субъективный разговор. Таким и должен быть разговор мастера с учениками, иначе как учиться жизни и мастерству? Кто-то счел совершенно неоправданными требования Норштейна, бросился защищать молодых, увидев в комментариях мэтра совсем другие фильмы, а вовсе не те, которые смотрел собственными глазами. Норштейн же призывал умерить компьютерный пыл, который до добра не доведет. Компьютер создает видимость необъятных возможностей творца, которые чаще всего только видимость, а образность уходит. Говорил о неудаче, от которой никто не защищен, надо только уметь ею воспользоваться. И тогда она превратится во благо. Говорил о том, что у человека, работающего в анимации, не должно быть брезгливости к какому угодно миру. Ему важны креветка и муравей, любая плесень. Говорил, что нельзя перекрасивить красивое и важно наполнить мир на экране деталями, одухотворить его мелочами. И чем еще жить художнику, как не историями, которые произошли с нами или нашими близкими. Каждый фильм должен быть душевной необходимостью его автора, чтобы снимаемая история становилась твоей собственной судьбой, иначе зачем вообще заниматься искусством?

Коллега Норштейна Игорь Волчек в отчаянии сказал, что посмотрев поток фильмов молодых, подумал о том, тем ли занимался всю жизнь, в своем ли уме. И когда говорят, что старшее поколение просто не обладает клиповым сознанием и не считывает смыслов, то в ответ хочется сказать: вот и снимайте клипы, а законов искусства никто не отменял. Когда молодые украинские режиссеры пожаловались на то, что тыкались, как слепые, в профессию, потому как спросить не у кого, их маститый коллега спросил, почему к нему не пришли за советом. А те ответили прямо, что работали в 3D технологии. А мэтр даже компьютером не владеет, в чем сам сознался. Вот и поговорили.

В целом работы, представленные на фестивале, были весьма и весьма средними. Хорошего кино в мире вообще снимается немного, и анимация - не исключение. Можно себе представить, что представлял собой общий, еще не селекционированный отборщиками поток. По-настоящему талантливых работ - единицы. Такова реальность. Наиболее благоприятное впечатление оставили представители немецкой анимационной школы. Одна из работ - "Наша чудесная природа" Томера Ешеда о землеройках, которые прямо-таки стали героинями пародийного кун-фу-шоу. Аннотация к этому пятиминутному фильму лаконична: "Таким процесс спаривания водяной землеройки вы еще не видели". Действительно, не видели таких игр самца и самки, ставших вдруг героями блокбастера, юмористическо-пародийного, конечно. Томер - и режиссер, и сценарист, и оператор этого фильма, он же делал анимацию. Учился в Школе искусств Иерусалима, а затем поступил на факультет анимации в Потсдаме. Мартин Шмидт - тоже из Германии, и его двухминутный "Герг растет" о человечке, которому всего год, и вот он идет по жизни, растет на наших глазах, становится в конце концов стариком. А может, это вовсе и не он, а другие пешеходы, проходящие рядом. Перед нами за две минуты проходит вся человеческая жизнь, рост человеческого тела и его увядание, не только физическое. Жюри отметило за лучшую программу не Германию, а Бельгию и ее киношколу КАСК. Гран-при получил бельгийский "Странник" Йоана Польфора.

Не всегда молодым режиссерам удавалось реализовать свой замысел, даже интересный. Пример того - "Лестница" студентов венгерской киношколы. Пожилая женщина с тяжелыми сумками поднимается по лестнице - огромной и величественной, какие бывают только в старых домах. И для нее это полная драматизма история, а для нас могла бы стать историей целой жизни. Но что-то должно было произойти за четыре минуты экранного времени (это серьезный метраж в анимации, где все предельно сконцентрировано и время идет быстрее, нежели в игровом кино), но ничего не случилось, и все усилия оказались напрасны. Хотя сама лестница вспоминается до сих пор. А вот испанская картина "Внимание к клиенту" посвящена бабушкам, и героиней ее стала старушка, которая пришла покупать собачий корм в супермаркет. Среди людей-фантомов, которые наполняют бездушный мир торговых прилавков, она одна - живое и теплое существо, имеющее цвет и свет. С ней приключится некая история в этом самом супермаркете, и станет бабулечку жаль, грозит ей электрический стул. В французской картине "Я люблю тебя, мама" великовозрастный сынок чего только не предпринимает, чтобы вырваться из-под опеки своей заботливой матушки. И в лесу ее бросает, и буквально в землю закатывает, но та, как Феникс, возрождается из небытия и всегда готова сделать все для своего любимого сыночка. Всех бабушек жаль, где бы они ни жили, всем им приходится терпеть и подвергаться обидам и агрессии, от которой они менее всего защищены. А вот россиянку Анастасию Головань заинтересовала жизнь мужчины в большом городе. Живется ему вроде бы неплохо, потому как множество женских ласкающих рук обращено в его сторону. У него обширный гардероб, а вещи хранят память женских тел и сердец. Сочувствия к нему, правда, ноль, хотя, наверное, этому мужчине по имени Эдуард тоже нелегко в какой-то степени. Но пусть себе страдает, мы пройдем стороной безучастно. Своей непростой жизнью живет и "население" холодильника в французском фильме "Холодильник". Особенно это очевидно, как только начинается разморозка. Кукуруза прорастает, тушка курицы того гляди полетит. Ситуация аналогична той, что была на "Титанике". Вода прибывает, спасения нет, каждый выживает, как может. Хорошо, хоть холодильник заживет своей привычной жизнью, как только дадут электричество. В бельгийской ленте "Давай скорее" из-за неполадок сбивается с привычного ритма конвейер, и фрукты, подлежащие всякого рода обработке, перерабатываются абсолютно неправильным образом. Выглядит все это смешно. Эта картина выполнена в технике кукольной анимации, которая довольно часто встречается, как и рисованная анимация, но указание "3D, компьютер" все же начинает преобладать. Но, кстати, те же "Георг растет" и "Наша чудесная природа" сделаны как раз в этой технологии.

Опыт у участников конкурсной программы разный. Леон Эстрин довольно поздно пришел в анимацию из инженеров, после работы в нефтяной компании и снял картину "Чепоги" по корейской сказке, которая вошла в цикл "Гора самоцветов". Или вот Лео Габриадзе, сын знаменитого Резо Габриадзе: когда-то ребенком он играл в фильме Данелия "Кин-дза-дза", учился в Тбилиси в театральном институте, потом в Калифорнийском университете, работал в Америке, а потом переехал в Москву и работает в компании Тимура Бекмамбетова "Базелевс", открыл собственную студию дизайна. На "КРОКе" показали его ролик "Всемирный Карл-Маркс-Штадт", посвященный утопическим идеям коммунизма, которыми бредили отцы и деды, а молодое поколение способно над всем этим беззлобно посмеяться и использовать "красную" символику в декоративных целях. Зоя Киреева в

мультипликации много лет, но работала над чужими картинами, в частности оператором. Случайно выпал шанс снять собственное кино, и получилась прелестная "Девочка дура"(приз жюри) - рисованная анимация о детсадовской любви, из которой ничего хорошего не получилось.

В целом же молодые режиссеры засели в своих мирах и переживаниях, которые остаются закрытыми и непонятными для зрителей. Все невнятно, туманно, истории никакой, и даже неясно, а чего, собственно, хотел режиссер. Побеждала простота. Все надуманное, придуманное, головное проигрывало по сравнению с ней. Для тех молодых ребят, которые в течение недели плыли из Петербурга в Москву, приехав из разных стран, это было отличное путешествие по новой для них стране, с потрясающими просторами, водной стихией Ладоги и Онежского озера, таких разных рек. В свободное от просмотров время они сидели на полу и все время что-то обсуждали в основном на английском языке, которым почти все неплохо владеют. И этот язык большинству мастеров был недоступен.

Светлана ХОХРЯКОВА, Газета "Культура" №38 (7651) 2-8 октября 2008 года 2008г.