Корабль с мультфильмами

Стартовав неделю назад в Санкт-Петербурге, в Московском доме кино, завершился международный фестиваль анимационных фильмов "Крок". Он не подарил сенсаций, что отчасти было обусловлено его статусом, однако нельзя сказать, что разочаровал. В нынешнем году это был "дебютно-студенческий фестиваль", так как уникальное украинско-российское культурное мероприятие под названием "Крок", что переводится с украинского как "шаг", попеременно проходящее в одной из братских стран, собственно, и призвано выявлять тенденции в мировой авторской анимации и открывать новые имена шагающих по нелегкому пути мультипликаторов.

Называть этот фестиваль уникальным лишь по причине того, что он из года в год проходит на плывущем по живописным маршрутам теплоходе, было бы неправильно. В мире проходят тысячи фестивалей, иногда в куда более экзотических местах, и многие из кинофорумов имеют гораздо более солидный статус и представительство, не говоря о бюджете.

"Крок" так же трудно с чем-то сравнивать, как трудно сравнить саму мультипликацию с другими видами визуального искусства. А аниматоры - это вообще "штучный товар". Дело в том, что, как пишет Федор Савельевич Хитрук в предисловии к своему двухтомнику, презентация которого прошла в первый же день фестиваля на теплоходе "Виссарион Белинский", "уникальность мультипликаторов не столько в них самих<...>, сколько в характере их работы - она не имеет аналогов в других искусствах, хотя вбирает в себя почти все виды художественного творчества".

Довольно длительное знакомство с кинематографической средой позволяет добавить, что режиссеры и художники, создающие мультфильмы, примерно так же отличаются от "простых" кинематографистов, как, скажем, монахи-отшельники от "простых" прихожан соседской церкви. Эта профессия (анимация) в силу особенностей технологии требует такой концентрации собственных усилий творческой личности, таких жертв, что не оставляет времени подчас даже для личной жизни. Не говоря о том, что по достоинству оценить этот титанический труд мало кому удается, особенно в материальном выражении.

Аниматоры, работающие вне коммерческого кино, как правило, "сумасшедшие художники" в позитивном смысле этого словосочетания, причем стесненные всеми возможными обстоятельствами (в том числе материальными), включая совершенно несерьезное отношение со стороны "большого брата" в лице игрового кинематографа.

Не вдаваясь в очевидную бесперспективность публичных жалоб на этот факт, устроители "Крока" почти 20 лет назад придумали способ как-то компенсировать замечательным художникам их титанические (пусть и с переменным успехом) усилия по поддержанию статуса отечественного искусства на должном уровне. Хотя бы ежегодной возможностью не только показать плоды труда, но и провести время с себе подобными в очень приятной туристической поездке. Это похоже на то, как древние аскеты раз в год выбирались на пасхальные торжества из своих скитов и пещер, чтобы соединяться в духовной радости.

Особенно ярко подобные впечатления переживают те, кто только входит в профессию, оказываясь на короткое время в концентрированной среде себе подобных, и "на свободе". Для этих-то людей, собственно, и стараются устроители во главе с директором фестиваля Ириной Капличной, пытаясь скрасить "отшельникам" от искусства их титанический труд неделей "расслабухи". Но каких усилий в свою очередь стоит это организаторам "Крока", с каким трудом достаются деньги под проведение подобного мероприятия - отдельная песня. Достаточно сказать, что с каждым годом поездки становятся все короче и сносятся на более холодное время года - все зависит от количества денег, которые приходится добывать с невероятным трудом. Тем не менее все, кто хоть раз побывал на "корабле с мультфильмами", считают "Крок" лучшим кинофестивалем в мире, к чему я с радостью готов присоединиться.

Нам, обычным зрителям, трудно понять вообще, как делается мультфильм. Хотя с появлением на авансцене технологического процесса главного изобретения тысячелетия - компьютера - у многих появилось ощущение, что теперь для аниматора все стало намного легче, и фильмы можно делать чуть ли не на автомате. Но лучшие образцы даже студенческого творчества из раза в раз опровергают это мнение, доказательством чему и стал нынешний фестиваль.

Сделанных исключительно в 3D фильмов среди лауреатов практически не оказалось, хотя без цифровой обработки никакого кино сейчас практически не снимается. Правда, один из таких роликов, целиком созданных на компьютере ("Наша чудесная природа" Томера Ешеда о своеобразном спаривании водяных землероек), занял почетное третье место среди зрительских предпочтений.

В нынешнем году призы разыгрывались в трех номинациях - "Лучшее студенческое кино", "Дипломная работа" и "Дебют". Из примерно 600 присланных на селекцию лент из 33 стран мира, осталось 150, среди которых разыграли три приза по $4 тыс., приз зрительских симпатий, приз им. Александра Татарского "Высший пилотаж" и Гран-при ($7 тысяч). Кроме того, в каждой номинации были вручены дипломы, имеющие символическое выражение, хотя, по словам российского президента "Крока" Эдуарда Назарова, была бы возможность - раздали бы поощрительные премии почти всем участникам конкурса за упорный труд. Итак, я расскажу о лауреатах по порядку.

Приз в категории "Лучшая студенческая работа" достался уже известному по Суздальскому фестивалю фильму Вадима Оборвалова "Рукокрылый". Это его курсовая работа на режиссерском факультете ВГИКа, выполненная в технике перекладки на музыку Шуберта. Очень стильная по графике, черно-белая мистерия рождения из червяка довольно странного существа, напоминающего одновременно бабочку и дракона. На мой взгляд, эта победа вполне заслуженная, и этот фильм я включал в опросники зрительских предпочтений, когда смотрел студенческую часть программы, без тени сомнений. К сожалению, режиссер с нами не плавал, хотя так был тронут признанием, что раз пятнадцать сказал во время церемонии награждения слово "спасибо". Для студента денежная компенсация, сами понимаете, вещь существенная.

За дипломный фильм приз достался белорусу Роману Клочкову, живущему в Бельгии и работающему на студии Высшей школы K.A.S.K. в Генте, кстати получившей спецприз жюри фестиваля по совокупности достижений. Ролик называется "Администраторы", выполнен в технике рисованной анимации и представляет уморительной микст из российско-бельгийских бюрократических реалий на фоне горящего леса, населенного гротескными полулюдьми-полузайцами. Это был один из претендентов на зрительские симпатии, и действительно смешное, и очень стильное кино, чья победа не вызывает никаких вопросов. Жаль только, что все чаще молодежи приходится покидать родные края, чтобы иметь возможность создавать такие ленты, принося славу западным студиям. Но, увы, это тема отдельного разговора и лишь видимая часть айсберга, о который то и дело грозит разбиться наша авторская анимация.

Наконец, за дебют приз достался главному, едва ли не единственному претенденту (на мой взгляд - однозначному, и многие коллеги с этим согласны) на Гран-при, что, впрочем, не снижает достоинства победителя в своей номинации - уже известному фильму екатеринбуржского режиссера Зои Киреевой "Девочка-дура".

Дело в том, что Зоя - уже сложившийся профессиональный оператор, автор множества известных рекламных роликов. И то, что она выбрала год жизни, чтобы, отрешившись от всего, буквально уйдя в студийный затвор, сделать этот маленький шедевр, как свою первую ленту - уже подвиг. С такого уровня начинать карьеру режиссера в анимации просто опасно, взятая планка слишком высока. Этот фильм уже наполучал призы на международных конкурсах, и даже если режиссер не скоро создаст нечто подобное, она уже - в истории русской мультипликации. Это тот случай, когда доказывается сентенция "все гениальное просто": рисованный семиминутный фильм об эротическом мареве ребенка из детского садика, говорящий что-то очень важное каждому из нас, трогает чуть не до слез столько раз, сколько его смотришь. Этому фильму стоит посвятить отдельный материал, что еще не раз будет сделано, в том числе и моими коллегами.

В память о безвременно ушедшем основателе студии "Пилот" Александре Татарском второй год как учреждена премия "Высший пилотаж" за самый смешной фильм фестиваля. В этом году он достался французскому фильму "Сказка мышки" симпатичного Бенжамена Ренне. Выполненный в технике перекладки с весьма утонченной графикой ролик веселит историей привязанной за хвостик мыши, которая одурачивает пленившего ее льва. Это дипломный фильм Бенжамена, который был отмечен всеми еще во время просмотра как образец очень зрелой работы у выпускника. Кстати, таких примеров было несколько, когда первый фильм, сделанный буквально одним человеком самостоятельно, оказывается по уровню сопоставим с работами мастеров известных студий. На этот счет мэтры, в частности - Юрий Норштейн, на своих мастер-классах даже шутят: "Не беспокойтесь, второй фильм будет обязательно хуже предыдущего".

Наконец, главный приз и премия в $7 тыс. достались (по мне, так неожиданно) одноименной экранизации поэмы Бодлера "Странник" француза Йоана Польфора. Сам по себе этот дебют вызывает интерес сочетанием 2D- и 3D-графики, мощной работой с высокими технологиями, особенно заметной в трагическом и страшноватом финале фильма. Но выбор жюри был все-таки довольно неожиданным, учитывая, что в конкурсе была лента, победившая в прошлогоднем Аннеси и сразу номинированная на "Оскар", вообще не получившая ничего - очень вычурная по сценарию, но весьма искусная и, как минимум, неординарная - "Мадам Тутли-Путли" канадцев Лави и Щербовски.

Впрочем, призы так или иначе лишь выражают предпочтения членов жюри, хотя в этом году оно было весьма представительным, достаточно сказать, что председателем был знаменитый француз Мишель Осело, а одним из членов жюри - лидер плеяды японских режиссеров нового поколения Коджи Ямамура. Кстати, в рамках "Крока" прошли ретроспективы этих замечательных авторов, наравне с другими ознакомительными программами и мероприятиями, делающими "Крок" всегда ярким и неповторимым событием в мире анимации.

Игорь КАМИРОВ, Утро.ру, 01 октября 2008 г