"Максимовщине" пока нет равных

Пока вся страна с воодушевлением, в непримиримой политической борьбе выбирала себе президента, в старинном русском городе Суздале завершался 13-й Открытый российский фестиваль анимационного кино. Так уж совпало.

И трудно сказать, повлияло ли на выбор экспертного жюри из 33 уважаемых представителей профессии, критиков и журналистов столь значимое для нашей страны событие, но в анимационном мире сенсации не произошло. Даже сколько-нибудь острой конкуренции в нынешнем году не случилось. В разговоре с одним из представителей экспертного совета фестиваля и активнейшим его участником Юрием Борисовичем Норштейном ваш обозреватель поинтересовался, есть ли у того фаворит смотра, и мастер признался, что с трудом смог сделать выбор и что, по его ощущениям, современная российская анимация зашла в культурологический тупик: "Такое впечатление, что молодежь не читает книг, не ходит по музеям и не занимается элементарным самообразованием". Еще Норштейн посетовал, что с развалом "Союзмультфильма" закрылась не только страница советской мультипликации, но и исчезла фабрика, где таланты пестовались. "Молодым режиссером я общался и дружил с Хитруком, Атамановым, с Романом Качановым! А сейчас куда приходят выпускники профильных вузов? Только Саша Татарский своими личными невероятными усилиями смог создать похожую по атмосфере студию "Пилот", но с его трагическим уходом в прошлом году и эта ступенька обвалилась".

Трудно было не согласиться с замечанием великого режиссера, поскольку даже сама атмосфера нынешнего "Суздаля", при всех стараниях и приличной, как всегда, организации (насколько позволяют выделяемые средства, труд и упорство оргкомитета во главе с известным продюсером Александром Герасимовым), показалась против обыкновения куда более сдержанной. Особого веселья не было.

Критики отметили, что, несмотря на большое количество фильмов – около сотни конкурсных и еще столько же информационных, – не только явных фаворитов не было (дошло до того, что другой мастер-эксперт, член жюри Эдуард Назаров вообще не голосовал за лучший фильм и лучшую режиссуру), но и в целом программа вызывала интерес скорее в плане ознакомления с новинками, нежели могла быть выдана за образец качественной работы студий.

С этой же точки зрения на фестивале самыми интересными событиями стали информационные семинары и мастер-классы, среди которых особенно выделю показанный белорусским режиссером Михаилом Тумелей "передвижной пункт аниматора". Несколько не то чтобы сложных приспособлений, включающих компьютер, цифровой фотоаппарат, проектор и "полевой станок" для рисунка – специально обработанное полупрозрачное стекло, положенное сверху на плазменный экран телевизора, для того чтобы подсветка стекла, на котором рисует художник (песком, маслом и т.п.), была ровной, – наше особое ноу-хау! Все эти приборы, умещающиеся в саквояж, объединены специальной программой "Анимашутер", разработанной в Екатеринбурге группой аниматоров и программистов, с помощью которой, в частности, прошлогодний триумфатор фестиваля – фильм Александра Петрова "Моя любовь" - смогли создать втрое быстрее.

Однако вернемся к лауреатам главного российского смотра прошедшего сезона. Приз зрительских симпатий, определяющийся пользовательским голосованием на Rambler Vision, достался сказке из знаменитого пилотовского проекта "Гора самоцветов", о которой мы не раз писали – "Куйгорож" режиссера Сергея Меринова.

Приз - теперь уже им. Александра Татарского, - учрежденный президентом Суздальского фестиваля для того, чтобы в обход результатов голосования жюри выразить субъективное мнение, в данном случае все тех же Назарова, Норштейна и известного сценариста Голованова, получил фильм "Бедный Йорик" Сергея Гордеева. Еще один неформальный приз "Фортуна", который по традиции, с подачи все того же Татарского, определяется случайным образом, с помощью жребия, достался фильму "Меню" Аиды Зябликовой.

Далее награды распределялись по номинациям и выглядят следующим образом:

Прикладная анимация – социальные ролики "Правила дорожного движения", созданные на "Пилоте" Еленой Черновой. Это смешные заставки с пилотовскими персонажами-колобками, уже побеждавшие в соответствующей номинации на "Кроке", время от времени их можно видеть по телевизору.

Лучший студенческий фильм – "Меморигами", автор – вгиковка Полина Грекова.

Лучший дебютный фильм – "Маленькая Василиса", режиссер Дарина Шмидт. Молодая художница из Питера, работавшая постановщиком у самого Константина Бронзита, выступив в роли режиссера, сразу же завоевала два суздальских приза с очень стильной работой, победив со сказкой про девочку и мышь также и в номинации "Лучший фильм для детей". На мой взгляд, совершенно заслуженный успех.

Лучший анимационный сериал – "Колыбельные мира", Лиза Скворцова с эвенкийской колыбельной, сделанной в технике рисунка кофе на стекле. Смелый эксперимент закончился удачей, а сам сериал, над которым не первый год работает режиссер, обещает стать ярким явлением в отечественной анимации.

Лучший полнометражный фильм – "Бабка Ежка и другие", Валерий Угаров.

Лучшее звуковое решение – "Колыбельная" режиссера Андрея Золотухина, работавшего с композитором Олегом Каравайчуком.

Лучший мультипликат – "Он и она", режиссер Мария Муат. Этот же традиционный для студии "Анимос" кукольный фильм взял приз и за Лучшее изобразительное решение, но это уже заслуга художника Марины Курчевской.

Лучшая драматургия – "Роман в письмах" из цикла "Смешарики", приз получил сценарист Алексей Лебедев.

Лучшая режиссура и Гран-при – "Дождь сверху вниз", режиссер Иван Максимов. При всей любви к творчеству, да и к личности автора, стоит сказать, что эти призы показали: до уровня максимовских произведений, даже не самых блестящих, поскольку этот фильм – лишь продолжение его шедевра "Ветер вдоль берега", на современном этапе мало кто дотянулся.

Впрочем, смею надеяться, что когда в русской анимации есть хотя бы несколько авторов уровня Вани Максимова, у нее есть будущее, поскольку у автора есть последователи и ученики. Пока они лишь копируют своего мастера, но им составляют конкуренцию и питерские, и сибирские коллеги, что и засвидетельствовал прошедший суздальский смотр.


Игорь КАМИРОВ, Утро.ру , 03 марта 2008 года