Каждому мэтру по статуэтке
В Суздале прошел XIII Открытый российский фестиваль анимационного кино

кадр из фильма Дмитрия Геллера «Мальчик»

Ежегодный смотр русских мультфильмов, как обычно, собрал огромную программу, включавшую все виды анимационного кино: рекламу, сериалы и, конечно, короткометражную авторскую анимацию, ради которой фестиваль и устраивается в первую очередь.

В этом году гости и участники фестиваля преимущественно ругали основной конкурс за отсутствие «прорывов» и «ярких работ». Реплики эти огорчали своей справедливостью, но в то же время вселяли надежду, что на некотором безрыбье немногочисленные достойные фильмы займут почетное место в призовом списке.

К сожалению, вышло иначе – установленная в Суздале судейская система будто нарочно устроена так, чтобы ни при каком раскладе решение жюри не получалось удовлетворительным.

кадр из фильма Светланы Филипповой «Три истории любви»

Дело в том, что два года назад организаторы суздальского фестиваля решили провести эксперимент и заменили традиционное жюри на так называемую «коллегию экспертов». 33 человека из числа участников фестиваля выбирают призеров путем открытого голосования, отмечая в специальных карточках пять лучших фильмов фестиваля и по три работы в категориях «режиссура», «драматургия», «изобразительное решение» и пр. На церемонии закрытия мнения всех «экспертов» выводятся на большой экран, а компьютер подсчитывает среднестатистическое суждение, определяя таким образом три лучших фильма и победителей в каждой из номинаций.

Учрежденная ради большей объективности эта система уже третий раз разочаровывает своим результатом – предсказуемым в самом плохом смысле слова. Как и на двух предыдущих фестивалях, призовые статуэтки «девочки с гусем» разделили между собой самые известные режиссеры конкурса.

Гран-при и приз за лучшую режиссерскую работу получил любимец анимационного сообщества Иван Максимов с фильмом «Дождь сверху вниз» – сиквелом самого знаменитого Ваниного фильма «Ветер вдоль берега». Здесь забавные максимовские персонажи снова сталкиваются с бурным природным явлением – на этот раз со страшным ливнем. Второе место досталось одному из самых призируемых анимационных режиссеров Дмитрию Геллеру, представившему на конкурс фильм «Мальчик». Эта невероятно красивая работа рассказывает о старом коне, который перед смертью переживает фантастическое и мистическое приключение. Наконец, третье место, а также призы за «лучшее изобразительное решение» и «лучший мультипликат» (профессиональный приз, выдаваемый за искусство одушевления персонажей) достались фильму известного кукольного режиссера Марии Муат. Ее новая картина «Он и она» – это нетривиальная экранизация повести Н.В.Гоголя «Старосветские помещики».

Можно с уверенностью сказать, что, если бы эксперты вообще не смотрели конкурсную программу, результат вышел бы очень похожим, поскольку нехитрое дело – раздать первые места мэтрам. А вот неординарному, сложному и нераскрученному режиссеру пробиться через такую систему решительно невозможно. Одни эксперты действительно не любят никакого новаторства, другие боятся голосовать за него, чтобы не прослыть белыми воронами, третьи просто предпочитают отдать свой голос другу-приятелю или коллеге по студии.

А потому на суздальском смотре этого года неотмеченными оказались как минимум две яркие работы, заслуживающие очень серьезного разговора. Первая – «Колыбельная» Андрея Золотухина – фильм, построенный как поток сознания и сложным образом совмещающий в себе игровую съемку с рисунком. В своем немного страшном и очень печальном фильме Золотухин медитирует на тему смерти и той тоски, которая достается оставшимся в живых. Странный и замысловатый визуальный ряд разворачивается под пронзительную музыку Олега Каравайчука, принесшую фильму единственный (второстепенный) приз – «за лучшее звуковое решение».

Второй обойденной картиной стали «Три истории любви» Светланы Филипповой, которые очень нестандартным образом соединяют рисунок и старую хронику. Рассказывая о печальной судьбе одного поэта, Филиппова строит фильм на конфликте между хрупким, условным, будто подернутым дымкой рисунком, через который передается внутренняя жизнь героя, и агрессивными документальными кадрами, изображающими окружающий поэта мир.

К счастью, поговаривают, что в будущем году «коллегию экспертов» отменят. И тогда, возможно, фестивальные отчеты перестанут, словно мантру, талдычить одни и те же имена, а будут еще и сообщать о новых интересных авторах.


Мария Терещенко, Опубликовано в Независимой Газете от 04.03.2008