Итоги ХIII фестиваля анимационного кино

Итоги ХIII фестиваля анимационного кино: В Суздале завершился ХIII Открытый Российский фестиваль анимационного кино
В Суздале завершился ХIII Открытый Российский фестиваль анимационного кино

Сама фестивальная программа уже с трудом вмещается в отведенные ей четыре дня. Из новостей – обилие полнометражных фильмов. Можно бы говорить о буме отечественной «долгоиграющей» мультипликации, да качество картин оставляет желать лучшего.
   Все мечтают создать своего «Шрека», а выходит либо инфантильная беспомощная «Элька», либо вторичные по всем параметрам «Ролли и Эльф. Невероятные приключения». Несколько лучше смотрелась «Бабка Ежка и другие» Валерия Угарова (приз за лучшую полнометражную картину), но и он не держит хронометраж, ритм, разваливается на отдельные номера. О проблемах полнометражной анимации, о ее пути к зрителю жарко спорили на специальном семинаре продюсеры, режиссеры, дистрибьюторы. Зато в который уж раз короткометражная анимация доказала свою состоятельность. Один из лучших фильмов конкурса – «Он и Она» Марии Муат, интерпретация гоголевских «Старосветских помещиков». Работа редкого в наше время профессионального качества (художник Марина Курчевская), выполненная, увы, уже в раритетной сегодня классической кукольной технологии.
   Одна из наиболее экспериментальных работ пришла в конкурс из Екатеринбурга. Дмитрий Геллер в который раз не только восхитил, но и вверг в некоторое недоумение собратьев по цеху. Не все расшифровали его картину «Мальчик» – живописное поэтическое эссе. Это философское размышление о жизни и смерти жеребенка, потерявшего мать. Изысканность, символичность изображения становятся частью кинематографического текста. Дерево с красноватой кроной – метафора жизни, красная луна, отраженная в реке, костер, вокруг которого собрались подумать о жизни и смерти лошади. Самоограничение в цвете, строгой графике, пластике.
   Самый лучезарный фильм конкурса – работа молодого питерского режиссера Дарины Шмидт «Маленькая Василиса». История буквально сшита из разноцветных лоскутков, словно деревенское одеяло. Даже Баба Яга с красной заплаткой на носу выглядит комично.
   В целом нынешний конкурс отличался некоторой, я бы сказала, умеренностью, ровностью работ. Жюри, состоящее из 33 профессионалов, с трудом назвало лучшую картину – в конкурсе не было ленты, которая на голову превосходила бы другие. По итогам цифрового голосования победил фильм Ивана Максимова «Дождь сверху вниз».
   Влад Барбэ в фильме «Луна/Марс» с помощью трехмерной компьютерной техники рассказал историю одной удивительной семьи. В ней папа – марсианин, мама – лунатик, сын страдает бессонницей. В результате каждый со своей тайной страшно одинок. Среди фильмов цикла «Гора самоцветов» студии «Пилот» свое соревнование, которое выиграли татарская сказка «Заяц-слуга» и осетинская «Гордый Мыш». Елена Чернова решила татарскую сказку в подчеркнуто театральной условности. Действие вершится на вращающемся сценическом круге. Чтобы зажечь солнце или луну, здесь дергают за шнур включателя. Наталья Березовая сочинила и вместе с художником Верой Пиуновой нарисовала известную сказку про то, как маленький Мыш искал себе невесту, необъяснимо смешно. Здесь буквально все персонажи – осетины с закрученными усами. Мало того что сами мыши, но и Солнце, обмахивающееся от жары, Луна, Ветер и даже неповоротливая Туча.
   А «Глупая» Екатерины Соколовой – рисованный рассказ о горькой любви. Тонкая психологическая зарисовка отношений пьяницы мужа-комбайнера, его «глупой» в своей бескорыстной и безоглядной любви жены и еще одной глупой вороны, которая безответно влюблена в … жену комбайнера.
   Но больше всего досталось «Бедному Йорику». Проснулся он себе, как обычно, по будильнику в своем уютном подземелье, открыл крышку гроба, хотел уже бежать на представление… Ан головы, то есть черепа, – нет. И невдомек бедному, что могильщик выкопал уже череп и сейчас его датскому принцу Гамлету демонстрирует… В самом деле: бедный Йорик. Рисованный фильм Сергея Гордеева перенасыщен выдумкой – здесь целый мир скелетов. Тройка мэтров: Голованов, Назаров, Норштейн вручили приз имени Александра Татарского картине за бесконечную выдумку и изобретательность.
   В общем, фестиваль завершился, призы раздали, но кто эти фильмы теперь увидит? Хорошо бы прокатчики и директора кинотеатров подумали над тем, как и короткометражную анимацию показать нашему зрителю. Тогда, может, при слове «мультипликация» он не назоветпервым делом «Шрек»…

Лариса МАЛЮКОВА
Газета «Вечерняя Москва» №41 (24819) от 12.03.2008