«В «Смешариках» действует запрет на сюсюканье...»

Самый популярный сегодня российский мультсериал «Смешарики», рассчитанный прежде всего на малышей, очень часто делает сюжеты на достаточно важные социальные темы, включая актуальные сегодня выборы, в адаптированном для детей виде. Зачем это делается, мы выяснили у художественного руководителя сериала, культуролога Анатолия ПРОХОРОВА

-- Наше внутреннее убеждение, поддержанное детскими психологами: дети 5--6-летнего возраста (уже не говоря о школьниках) полностью ориентируются в подавляющем большинстве проблем «взрослой жизни». И когда мы с ними «сюсюкаем», мы демонстрируем им свое ярко выраженное неуважение и тем самым полностью отрезаем себе путь к ребенку. Именно потому в «Смешариках» действует запрет на любые сюсюкающие интонации: в историях, в языке, которым разговаривают герои, в актерской игре аниматоров и даже в музыке.

А раз так, то для нас важным стало рассказывание детям реальных историй, которые случаются в нашей с вами жизни практически ежедневно. Это и есть то, что вы называете «острыми социальными темами». В фильме «Телеграф» возникла невероятно актуальная ныне тема виртуального общения, которая чуть «закамуфлирована» под телеграф. «Путь в приличное общество» -- это простая для детей, но отчетливая для взрослых тема «мещанина во дворянстве». «Что нужно всем» -- наша первая попытка поработать с психологией рыночной лихорадки, «Торжество разума» -- история о том, почему же мы все на самом деле так хотим добиться признания, «Это сладкое слово "мед"» -- отчетливая история о трагедии наркотической зависимости (в ее понятном для детей виде), «Горы и конфеты» -- это, как ни страшно сказать, «история продажной любви» (подчеркну -- не о «продажном сексе», а о продажном душевном отношении к другому) -- именно так и обозначил ее смысл наш ведущий сценарист Алексей Лебедев, автор большинства наших историй.

Причем сегодня не только наши фильмы тянутся к реальной жизни страны, но и странные изгибы нашего социального бытия неожиданно ярко актуализируют наши фильмы. Так, «В начале было слово» неожиданно остро склеился с попытками вновь и вновь переписывать историю собственной страны, а «Трюфель» стал смотреться социальной сатирой на процесс выборов как таковой.

-- Какие социально важные темы, как вам кажется, следует брать анимации и что делать, чтобы они не превратились в назидательные сюжеты, которые скорее оттолкнут детей?

-- Вся наша ежедневная, ежеминутная жизнь полна «социально важных тем» (я хочу еще раз подчеркнуть -- социально важных, а не политически важных тем!). И вот тут человек искусства должен стать социологом и культурологом, чтобы увидеть все хитросплетение заморочек и язвочек нашей семейной, рабочей жизни. Увидеть изнанку наших отношений с коллегами и соседями по транспорту, начальниками и подчиненными, с любимыми и не очень... Одна американская сценаристка (к сожалению, уже не помню ее фамилию), получившая «Эмми» за сценарий к одному из эпизодов «Симпсонов», говорила: «Я точно знаю, что каждый день я встречаю мой будущий сюжет. И если я прохожу мимо него -- это моя собственная проблема...»

Назидательность, которая убивает живое общение, есть лишь наше отношение к собеседнику, которому мы рассказываем эту историю, лишь наши интонации, с которыми мы выстраиваем повествование. Но эта дидактичность -- лишь мелкое последствие того ханжества, с которым общество обсуждает (на любом уровне: от улицы до Думы!) проблематику своих граждан детского возраста. Это ханжество -- и в том, что по отношению к детям наши слова не то чтобы «расходятся с делами», а вообще ничего общего с нашим реальным взаимодействием с ребенком не имеют.

-- Как вы думаете, может ли анимация, связанная с социальной проблематикой, оказывать какое-то конкретное влияние на детей (да и на взрослых тоже)?

-- Давайте различать связь анимационного кино с реалиями окружающей нас жизни -- т.е. с социальной проблематикой в широком смысле слова, -- и куда более узкую, но часто не менее насущную задачу «конкретного влияния», т.е. жанр плаката, социальной рекламы, по своему определению призванный звать, будить, привлекать или отталкивать... Что касается этой социально-рекламной задачи, то и она куда лучше, куда глубже работает именно не в «призывной» форме, а в виде опять-таки обыденной истории, в которой так или иначе заплетена эта очередная «трудная» проблематика. Но не стоит и ждать от подобной социальной работы анимационного кино по-армейски быстрого влияния на зрителя.

За последние три года Смешарики появились в 32 полутораминутных историях на темы ОБЖ, МЧС, ГИБДД. Эти ролики -- минутные истории из жизни Смешариков с 30-секундными «плакатными» финалами -- постоянно крутят самые разные телеканалы: от «Культуры» до региональных сетей. Как выяснилось, потребность в них просто огромная. И основной нашей «хитростью» здесь стало то, что каждая из «прикладных» историй Смешариков «вырастает из», или «вливается в», или «кружит около» уже известных детям ситуаций в нашем основном сериале. Недавно к нам обратилось правительство Санкт-Петербурга и правозащитная организация «Гражданский контроль» с просьбой сделать 20 таких же фильмов на темы толерантности. Тема очень трудная ввиду ее особой психологической тонкости. Поэтому сейчас мы вместе с научным руководителем этого небольшого проекта известным психологом Александром Асмоловым ломаем голову над историями, которые станут сценарной основой нашего нового микросериала.

Дина ГОДЕР,
Время Новостей
, N°32 28 февраля 2008