Интервью с Олегом Куваевым, отцом легендарной Масяни


Олег Куваев
Возраст: 40
Профессия: художник, мультипликатор
Факт: играл на флейте в группе «Сплин»

– Олег, насколько я знаю, на новогодних каникулах вы приезжали в Питер. Удалось ли посетить вашу студию – альма матер Масяни  и Хрюнделя?
– К сожалению, студии «Мульт.ру» больше не существует.  Она распущена, и ребята-художники, делавшие «Масяню», разошлись по домам. Но то, что студия продержалась почти шесть лет – это уже очень хорошо для маленького предприятия в данных условиях.

– То есть ваш анимационный бизнес был вполне успешным?
– Когда все начиналось, в России практически не работал закон об авторских правах, а именно он является основой бизнеса творческих коллективов, подобных нашему. Так что было очень трудно выживать. Сейчас положение в этой сфере уже получше и если бы открылись сейчас наверное дела бы шли совсем по другому. Но, хотя студии больше нет я еще продолжаю рисовать новые серии «Масяни» в одиночку просто потому что мне это нравится.

– Масяня – истинно питерский персонаж. Где она живет теперь, когда вы уехали в Израиль?
– Масяня осталась жить в Питере, разумеется, Как и я, в принципе. В современном мире физическое местонахождение играет очень небольшую роль и не сказывается ни на круге общения, ни на эмоциональной сфере. Для меня с переездом не изменилось ничего, кроме того что добавилось много нового, нисколько не исключающего старого. Кроме того мультфильмы про Масяню всегда говорили о вещах близких не только для отечественного зрителя, но и для всех, кто говорит на русском языке, живет ли он в России, Израиле, Казахстане, Украине, Германии или любой другой стране. Главное в Масяне- это жизненный оптимизм, который ценен и нужен везде.  

– Но вы все же тоскуете по родному городу?
– Я - человек космополитичный,  и  современный мир космополитичен, как бы некоторые это не отрицали. Я доезжаю из Питера до квартиры в Тель-Авиве за 5 часов. Примерно за столько же я доезжаю из Питера на электричке до дома приятеля который живет в Выборге. Так что совершенно не чувствую себя в отрыве от родного города. Живется здесь не просто конечно, но очень интересно. В Израиле, как известно, наших соотечественников- пруд пруди. И, в то же время, это страна древшейшей культуры и традиций что  всегда ужасно интересно для людей с мозгами. Я уже не говорю о том что это «Святая Земля» пропитанная насквозь духовными источниками почти всех крупнейших религий, что не может не сказываться на мне как на художнике.
 
– То есть вы, в отличие от множества туристов, действительно почувствовали там что-то особенное?
– Некоторые не испытывают «ничего особенного» и когда родственники умирают, есть и такие люди, извините за аналогию.  Конечно посещение «святых мест» в Израиле вас впечатлит, если вы хоть что-нибудь знаете об истории этих мест, о том что тут проиходило последние пару –тройку тысяч лет. Это место пропитанное человеческими жизнями в такой концентрации, что не подействовать на нормального человека это не может. Может, и не сразу, ибо к такой сложной энергетике надо адаптироваться, ноэти места  обязательно изменят вашу жизнь.

– С тех пор, как вы с Полиной поженились, уже прошло пять месяцев. Как складывается ваша семейная жизнь?
– К семейности привыкаешь быстро -  если людишь человека с которым живешь. Это как раз мой случай.

– Большинство людей думает, что вы – папа Масяни. Но ведь вы еще и картины пишете!
– Я писал их большую часть своей жизни, и остановиться уже не могу. Хотя на поприще живописи я не снискал такой славы, как в интернет-анимации, это одно из дел моей жизни и заниматься им буду всегда. Просто это занятие теперь для меня полностью освобождено от коммерческой составляющей. Рисую когда, что и сколько захочу, просто из удовольствия. Посмотреть работы можно в Интернете тут: http://www.mult.ru/kuvaev

– Пока вас не было, в Питере развернулись баталии - за и против строительства  огромного небоскреба на Охте. Что вы думаете об этом проекте?
– Тут ситуация двоякая. С одной стороны, стилистически такой небоскреб для Питера -  вещь совершенно неприемлемая.
Он совершенно разрушит тот городской профиль и ландашафт к которому все привыкли и которым город славится. Но, с другой стороны, мы все помним историю Эйфелевой башни, против которой в свое время ополчилась вся цивилизованная Франция, и знаем так же, во что эта башняпревратилась сейчас.

– Когда смотришь новости по телевизору, кажется, будто израильтяне постоянно пребывают в тревоге из-за возможного теракта. Насколько спокойно вам там живется?
– Да, Израиль находится под постоянной угрозой - это факт. Но если вы посмотрите международную  статистику,  то по уровню смертности отнесчастных случаев Израиль в 5 ( пять!) раз более безопасное и спокойное место. чем Россия, в два раза безопаснее чем тихая испокойная Чехия, и даже обгоняет по этому параметру Швецию и Германию, уступая только Англии, Голландии и Австралии. И это включая погибших в терактах. Так-то вот. И чисто по ощущениям чувствешь себя тут горадо безопаснее, пробираясь ночью домой. Это - из личного опыта.

– А про Америку что можете сказать? Вы ведь недавно путешествовали по Штатам?
– Мне хотелось посмотреть все сразу. Проехать с одного берега до другого своим ходом и посмотреть именно американскую глубинку, «настоящую» Америку. Честно говоря, впечатления самые хорошие. Даже сам не ожидал. Совершенно сумасшедшие природные ландшафты, удивительные места, странные, но  очень доброжелательные люди, совершенно разные по своему характеру города.Было бы здорово если б было возможно так же проехать от берега Балтийского моря до Тихого океана по всей России, но боюсь, наши дороги этому пока не способствуют. 

– Вам не кажется, что современные мультики - очень жестокие и могут навредить детской психике?
– Многие мультфильмы детям показывать не стоит. Их нужно пускать в вечернее время. Хотя определенная часть взролой аудитории вполне может получать от них удовольствие. Ибо один из плюсов анимации состоит в том, что нарисовать можно то, чего никак не снимешь в кино. Поэтому некоторые мультфильмы для взрослых играют на чистом эпатаже. Эпатаж  - отнюдь не новое изобретение. Он был и всегда будет одним из художественных средств во всех видах искусства.
 
– Увлекаетесь ли вы футболом, и радовались ли вы победе «Зенита» в чемпионате России?
– Нет, к сожалению, футболом не интересуюсь. Не очень понимаю, в чем смысл отбирания мяча одной группой людей у другой. И почему именно футбол, а не, скажем, рэгби? Я, как Старик Хотабыч, с удовольствем выдал бы каждому игроку по мячу- нехай играются.

Ксения Иванова, Metro