В этом году Американская киноакадемия номинировала на «Оскар» трех наших соотечественников: Никиту Михалкова, Сергея Бодрова и Александра Петрова.

Ярославский художник-аниматор Александр Петров является уникальным автором, который в буквальном смысле рисует свои анимационные картины руками. Эффект такого метода на словах передать сложно, но «текучесть», трансформация одной картинки в другую завораживает. Метод этот трудоемок и «кровав» по затраченным усилиям.

Ученик знаменитого мультипликатора Федора Хитрука, в 2000 г. Петров получил «Оскара» за фильм «Старик и море» по повести Хемингуэя. В 1990-м и 1998-м снова выдвигался на «Оскар» - за ленты «Корова» и «Русалка». Когда оскароносец проводил мастер-класс для петербургских аниматоров, за основу показа он взял свою последнюю работу - мультфильм «Моя любовь» по мотивам романа Ивана Шмелева. 26 минут экранного времени рождались в течение трех с половиной лет. Фильм, сюжет которого развертывается в купеческом Замоскворечье XIX в., уже получил более полутора десятков премий и наград.

«Мою живопись называли и «живописью на стекле», и «живописной анимацией», и «ожившей живописью», - рассказывает Петров. - Мне больше нравится «ожившая живопись» - больше поэзии. Использую я масляные прозрачные краски, так называемые лессировочные, которые могут пропускать свет. Вся палитра состоит из пяти-шести цветов, ими и работаю». Петров говорит, что членство в Американской киноакадемии его несколько тяготит, потому что он «человек нетусовочный». Одно время американские академики присылали ему кассеты для просмотра, но вот уже года три, как не тревожат.

Художник дебютировал в 1989 г. как сценарист и режиссер фильма по рассказу Андрея Платонова «Корова». Затем был Достоевский, «Сон смешного человека», затем русская мистика - «Русалка». До недавнего времени самым знаменитым фильмом Петрова считался «Старик и море». Но «Моя любовь» по популярности (и это при том, что российскую анимацию очень сложно где-нибудь увидеть) перекрыла и этот рекорд. Пока на пластике постепенно прорисовывался абрис побережья, Александр Петров рассказывал о своей технике.

«Раньше я рисовал на стекле. Стекла были большие и тяжелые. Тогда я еще не прорисовывал заранее заготовленных фаз движения. Каждый кадр снимался в одном-единственном экземпляре. По окончании фрагмента стекло просто отмывалось от краски. После окончания работы над фильмом оставалось одно-два стекла с последним кадром.

Сейчас процесс примерно такой же, только прозрачный пластик немного упростил работу. В процессе прорисовки промежуточные фазы фиксируются лишь на пленке или на фотографии, но зато остается конечная точка каждого эпизода. Эта итоговая картинка - вымученная, выстраданная».

Оживающий портрет

«Секунда-полторы анимации занимает рабочий день. Когда мы снимали «Старик и море», нужно было сделать анимацию с водой, лодкой и персонажем. Это было очень трудоемко. Работали вместе с сыном: он стоял справа, я слева, так и справлялись. Последний фильм я сделал с командой примерно из 15 художников. Сначала выбирали людей, которые подходили по задуманному типажу, снимали их в движении, переносили на компьютер, потом выполняли прорисовку. Прообразы главных героев в реальности даже никогда не встречались. Мы их отдельно снимали. Достаточно трудно держать типаж в процессе работы: поворот головы - и он теряется. Требуется точность в передаче малейших нюансов движений и мимики.

Чтобы воспроизвести в живописной технике появление кошки, нам пришлось снять несколько разных кошек, которые жили во дворе студии. Даже рисуя корову или собаку, я должен их знать лично. Обычно прототипами персонажей становятся мои знакомые. Так было со «Старик и море», где в качестве главного героя Сантьяго был взят мой тесть. И сын у меня был прототипом героев разных возрастов, и знакомые, и родня.

Мы уже полгода, как снимали «Мою любовь», а я все не мог найти героя. Среди моих знакомых не было молодых людей нужного возраста -15-16 лет. И вот совершенно случайно я нашел нужного мне мальчишку, в Москве. Он целовался так, как нужно было мне, потому что целовался в первый раз.

С Серафимой было сложнее. На самом деле я ее так и не нашел. Но за основу было взято лицо актрисы Татьяны Друбич, я его сам домысливал, потому что картин, где она в таком возрасте, практически не найти, а если они и есть, то там у нее другое выражение лица. Если честно, во многом лицо Серафимы мне пришлось изобретать.

Мой первый в жизни мастер-класс состоялся на студии «Уолта Диснея», для тамошних аниматоров. В каком году - уже не помню. И сейчас, когда приглашают, то я не отказываюсь».

Вместо запланированных полутора часов мастер-класс Александра Петрова занял три часа. Все это время ушло на выполнение одной фазы движения бегущей девушки.

Уже полгода, как мы снимали фильм, а я все не мог найти героя. И вот я нашел мальчишку, который целовался так, как нужно было мне, потому, что целовался в первый раз».

Техническое обеспечение Александра Петрова аскетично: это матовый планшет с подсветкой, на который накладывается лист гибкого прозрачного пластика. Над всем этим - стойка с web-камерой, закрепленный намертво цифровой фотоаппарат для фиксации каждого кадра, демонстрационный экран, краски и руки Мастера.

Екатерина Зуева,«Деловой Петербург», № 17 (2583) от 01.02.2008