"Крок" передает эстафету

Авторская мультипликация постепенно входит в моду и завоевывает зрительское внимание, о чем свидетельствуют проходящие в российских городах мини-фестивали, знакомящие публику с лучшими программами "больших".

В конце минувшей недели в Петербурге в рамках фестиваля, приуроченного ко Всемирному дню мультфильмов, в фойе детского кинотеатра "Родина" открыли маленький, но симпатичный памятник "Пластилиновой вороне", почтив таким образом светлую память Александра Михайловича Татарского. В северную столицу по этому поводу ездили родные, ученики и друзья мастера, а в кино три дня крутили лучшие отечественные фильмы последних лет.

А в Москве с 1 по 11 ноября пройдет Большой фестиваль мультфильмов – 11 дней сплошной анимации, рассчитанной на все вкусы, все интересы и все возможности. Фестиваль будет происходить на девяти площадках: в кинотеатрах "35 мм", "Ролан", "Художественный", "Титаник-Синема", культурном центре "Актовый зал" и сети детских кинотеатров – "Салют", "Искра", "Вымпел" и "Юность". Первый уик-энд фестиваля совпадает с окончанием школьных каникул, и в эти четыре дня в пяти кинотеатрах Москвы с утра до вечера будут детские мультфильмы, снятые в России за последние семь лет. Тем, кто хочет видеть лучшую и новую мировую анимацию, надо смотреть программу "Победители", в которой собраны призеры самых престижных мировых фестивалей за прошлый год. В программе "Премьеры" – самые свежие российские фильмы, снятые в этом году. "Имена" – программа ретроспектив звезд мировой анимации. Программа "Студии" представит две студии, где снимают кукольное кино: эстонскую "Нуку-фильм" и российскую студию "Анимос". В программе "Фестивали" можно будет увидеть подборки призеров самых престижных мировых смотров: фильмы-лауреаты французского фестиваля в Аннеси с 1973 по 1979 гг. и победителей "Крока" с 1987 по 2007 годы... Полное расписание показов можно изучить на сайте Большого фестиваля мультфильмов.

Эта осенняя анимационная активность началась как раз фестивалем "Крок", о котором мы уже писали, и, пользуясь столь благоприятным поводом, хочется продолжить тему. Упомянутые столичные смотры (честь им и хвала) в той или иной мере копируют "кроковскую" программу, только не давая фильмам оценки, а просто знакомя с ними зрителей. Собственно, любая фестивальная награда, как правило, не более чем свидетельство того, что фильм заметили. Об остальном судить нам, зрителям.

Многие наблюдатели на последнем "Кроке" отмечали, что отечественная программа (куда мы по традиции включаем и анимацию стран СНГ – не в иностранную же, на самом деле, ее заносить!) в последнее время выглядит куда более человечной, она, как правило, адресована широким зрительским слоям (что и понятно: очень мало фильмов снимается "в стол" и на гранты), и о ней стоит рассказать отдельно.

На "Кроке-2007", как и на паре предыдущих, фаворитами зрительских симпатий были лучшие фильмы студии "Пилот" из проекта "Гора самоцветов", такие как "Жихарка" Олега Ужинова (в который раз обласканная жюри), а также показанные в информационном блоке "Медвежьи истории" минского режиссера Марины Карповой, "Чепоги" Леона Эстрина, "Заяц-слуга" Елены Черновой, "Рыбак Оскус-оол" Алексея Демина, "Крошечка-Хаврошечка" Инги Коржневой, "Ворон-обманщик" Андрея Кузнецова и конкурсные "Куйгорож" Сергея Меринова, "Лис и дрозд" Натальи Чернышевой, "Солдат и смерть" Эдуарда Беляева, "Непослушный медвежонок" Натальи Березовой. Все эти фильмы объединяет сочетание профессионализма высокой пробы с юмором, подчас иронией и активным художественным поиском. Отдельно скажу, что "Куйгорож" входил в тройку моего личного рейтинга на "Кроке".

Делать сказки для детей так, чтобы они были интересны и взрослым, – задача, которая успешно решается питерскими аниматорами, продюсируемыми другом и соратником Татарского Анатолием Прохоровым в мегапопулярном сериале "Смешарики". На "Кроке" многие пристально наблюдали за реакцией Юрия Борисовича Норштейна, после показа "смешариковского" "Ежика в туманности", опасаясь (естественно, напрасно) какого-либо негатива со стороны "автора идеи".

Созданием детских фильмов наши аниматоры, конечно, не довольствуются. Отечественная анимация всегда славилась авторским "взрослым" кино. Из года в год это подтверждается в работах таких режиссеров, как Иван Максимов, представивший на "Кроке" продолжение своего замечательного "Ветра вдоль берега" под названием "Дождь сверху вниз". На сей раз девочку (которая, кстати, поселилась на логотипе Большого фестиваля мультфильмов) и ее чисто "максимовских" существ-соседей постигает наводнение под музыку Баха. Критики на корабле, где проходит фестиваль, шутили, что если Иван решит описать весь комплекс стихийных бедствий, то нам предстоит еще несколько занимательных историй – о землетрясении, пожаре и т.п. Но авторский стиль этого режиссера настолько радует, что его фильмы в равной степени завоевывают симпатии и публики, и жюри.

То же самое в полной мере относится к произведениям одного из самых известных российских мультипликаторов Александра Петрова, чей живописный шедевр "Моя любовь" будет еще некоторое время составлять серьезную конкуренцию соперникам на любом международном смотре. В равной степени эти комплименты можно отнести и к фильмам питерца Константина Бронзита, чья "Любовная история, уборная история" нисколько, по всеобщему мнению, не уступала прочим кроковским лауреатам.

Вообще же стоит подчеркнуть, что в соперничестве с иностранцами на представительных форумах наши (российские, украинские, белорусские) фильмы в последние годы, на мой взгляд, выделяются куда более четкой и аргументированной позицией: они почти всегда повествуют о любви. Они чаще смешные и забавные, чем грустные и серьезные. Признаться, лично меня это радует. При всем внешнем неблагополучии по сравнению с Западом, художники в нашей части света не только не утрачивают вкус к жизни в ее возвышенных проявлениях, но и пытаются "сеять доброе и вечное".

Если сравнить тематику большинства иностранных лауреатов "Крока" этого года и отечественных, то в глаза прямо-таки бросится ожесточенная борьба между "их" Танатосом и "нашим" Эросом. Причины этого антагонизма в авторской мультипликации (мы не берем сейчас индустрию в целом, где конкуренцию США или Японии составить трудно) можно обсуждать бесконечно. Но применительно к фестивальной теме, заявленной в начале статьи, мне кажется, что не только детей имеет смысл водить на программы, но и более-менее взрослой аудитории "свои" фильмы будут милее. Хотя и об иностранной программе "Крока" имеет смысл поговорить подробно, что мы и сделаем в следующий раз.

Игорь КАМИРОВ,Утро.ру, 29 октября, 08:41