На "Кроке" не любят кроликов
Зато любят собак и детей

Как сказал однажды классик советской мультипликации Федор Хитрук, аниматор может «оживить» даже фонарный столб. Что и как оживили порядка двухсот режиссеров всего мира за последний год, выяснял корреспондент «МК» на 14 Международном фестивале анимационных фильмов «КРОК», только что завершившимся в Киеве.

Уникальность №1 «КРОКа» в том, что он традиционно проходит на корабле. И этот факт добавляет перцу на фестивале. Самые хладнокровные из участников бросались в уже прохладную крымскую воду, согреваясь потом местным же портвейном. Один из президентов «КРОКа» режиссер Эдуард Назаров выгуливал на берегу верного «такса» Чарлика, великий Юрий Норштейн («Ежик в тумане») предпочитал босые прогулки по палубе. К сожалению, другой сопрезидент фестиваля,  известный шутник и выдумщик, «капитан Врунгель» Давид Черкасский, только что отметивший свое 75-летие, не смог приехать на корабль по причине болезни.

Что сразу бросалось в глаза на «КРОКе» — наличие на борту теплохода собак и детей, и эта гремучая смесь сделала мероприятие, как и положено, шумным и радостным. Самым "популярным" ребенком фестиваля, который две недели мужественно терпел тисканье окруживших его взрослых, стал кудрявый Мишка Татарский. Мише полтора года, и своего знаменитого папу он видел совсем немного. Маленький Михаил Александрович очень похож на отца: общительный, крепкий, бойкий человечек – из тех, что за словом в карман не полезут, хотя говорить он пока еще не научился. Зато уже успел мелькнуть в кино – во время фестиваля вместе с другими детьми участвовал в создании истории по мотивам папиной «Пластилиновой вороны». 

И все же самое главное на фестивале — кино. Мультфильмов было — только представить! – 150 работ размером от нескольких секунд до получаса. Членам жюри приходилось отсматривать ежедневно по 4 часа анимации, и это, скажу вам, адский труд: 30 законченных историй, разных по жанру, технике и стилю, которые к концу программы так и норовят смешаться в головах зрителей в единый разноцветный винегрет. Но в том и заключается еще одна уникальность "КРОКа": это самый большой смотр анимации в мире, и многие западные гости признаются, что приезжают на фестиваль, чтобы посмотреть все лучшее разом.  

Люди непосвященные часто полагают, что анимация – искусство для развлечения неразумных детишек. И они глубоко ошибаются. Потому что авторские работы на фестивале по большей части очень даже для взрослых. Темы эротических фантазий, страха, смерти, черный юмор представлены в программе в полном ассортименте. Причем подмечено, что западное кино более мрачное, чем наше. Почему – вопрос спорный. Вот взять хотя бы нашумевшего английского «Петю и волка» (реж. Сьюзи Темплтон), получившего на «КРОКе» спецприз жюри «за новое решение прокофьевской темы». Дорого и добротно сделанный кукольный фильм на музыку знаменитой симфонии, где весьма натуралистичный волк пожирает с потрохами утку и наводит такого страху на жирного аппетитного кота, что случайные дети в зале почти кричат от ужаса.

Не для слабонервных оказалась и следующая подборка фильмов, шедших друг за другом в одной программе – к слову, все они получили различные призы и дипломы жюри. Опять же английского происхождения, стильный «Кролик» режиссера Рана Рэйка: по сюжету, дети поймали кролика и, разрубив его, обнаружили внутри идола, превращающего трупных червей и прочих гадов в драгоценные камни. «Веселенькая» и красочная сказочка имеет печальный конец, потому что алчных детей в итоге сгубил их же порок. Следующий фильм — «Последыш» немецкого режиссера Андреаса Хюкаде, и опять кролики. Получил диплом с красивой формулировкой «за ощущение поэзии жестокого мира». В этом коротеньком рисованном кино ребенку, воспитаннику кролиководов, предлагается впервые убить с любовью выращенного им зверька. Что колеблющийся малыш и делает с помощью дяди, ловко освежевавшего еще трепещущую тушку. На финальных титрах двух девочек лет 8-10 срочно вывели из кинозала в состоянии легкого шока – продышаться на палубу. И правильно сделали – в первых же кадрах «Сестер Пирс» (Луис Кук, Великобритания) огромный нож отрубил голову здоровой рыбине. Тут уж весь зрительный зал грохнул от хохота – такого убийственного напряжения не выдерживает даже взрослая нервная система. Кстати, именно «Сестры» получили Гран-при «КРОКа» и 5 тысяч долларов впридачу.

Справедливости ради надо отметить, что добрые смешные мультфильмы в конкурсной программе тоже встречались. Константин Бронзит, известный своими легкими изящными работами, выдал «Уборную историю – любовную историю»: оказывается, найти свое счастье можно в весьма необычном месте, как это случилось с трогательной героиней его простенького черно-белого фильма. А приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» с формулировкой «за высший пилотаж» получил Чан Хьюн-Юнь из Южной Кореи. Его «Папочка Волк» вызывает улыбку и сострадание к несчастному зверю, которого угораздило стать приемным папой маленькой девочки, а потом еще десятка непонятно откуда взявшихся зайчиков, черепашек и прочей живности. «Папе» пришлось бросить свои хищные привычки, сделаться вегетарианцем и научиться получать удовольствие от новой жизни. И это, наверное, самая человечная история от  «КРОКа-2007».

Мария Костюкевич, Московский Комсомолец, 08.10.2007 13:17