Победило банальное совершенство

Стремительно входящее в моду благодаря развитию высоких технологий и глобальной сети анимационное кино год от году все более ярко демонстрирует тот факт, что в нашей стране, ввиду культурно-исторических причин, у него по-прежнему сильные позиции. Правда на очередном, двенадцатом по счету, Открытом российском фестивале анимационного кино в Суздале было представлено не так много шедевров, но фильмы-победители смело можно назвать замечательными образцами авторской мультипликации.

В первую очередь это относится к новому творению знаменитого "ярославского затворника" Александра Петрова, чья уникальная техника принесла России единственный в истории анимационный "Оскар" за ленту "Старик и море".

У меня не было ни малейших сомнений, что "Моя любовь" Петрова получит главные награды. Так и вышло: фильм получил первое место профессионального рейтинга и Гран-при фестиваля, приз за лучшую режиссуру и приз за лучшее изобразительное решение. Дело в том, что Александр Петров снимает уникальное, потрясающее, ни на что не похожее кино, которое вряд ли можно назвать мультипликацией в расхожем смысле слова. Рисуя пальцами на стекле потрясающие по красоте картины, этот художник превращает экранное действо в особый вид визуального искусства, которое нигде, кроме его мастерской, больше не возникает. Передать словами то, что нужно видеть глазами, очень трудно. Представьте себе историю первой любви гимназиста, отрисованную в виде тысяч полотен, каждое из которых – живописный эталон. Три года Александр Петров и его группа творили это визуальное чудо. Надо сказать, что такого технического совершенства я нигде и никогда не видел. Любой кадр можно вставлять в рамку и вешать на стену. Любой.

Однако многие мастера жанра предъявляли "Моей любви" претензии, так сказать, идейного характера. Действительно, уникальная изобразительная манера оказывает настолько магическое воздействие, что, кажется, выдвигает несколько более высокие требования к выбору драматургического канона. Тут можно рассуждать о некоторых упущениях в режиссерской трактовке истории о первой любви гимназиста к странной девушке в синих очках, но все возражения наиболее точно отразил соратник и режиссер эпизодов на этой картине, известный белорусский аниматор Михаил Тумеля, получавший призы вместо Александра Петрова, который из-за болезни не смог приехать в Суздаль. Тумеля привел афоризм буддистского монаха: "На свете есть более интересные вещи, чем банальное совершенство". Да, с этой точки зрения другие картины-победители представляются многим, и мне в том числе, более любопытными. Но совершенства у Петрова не отнять.

Второе место рейтинга, приз в номинации "Лучший фильм для детей" и приз зрительских симпатий Rambler.Vision – у "Жихарки" режиссера студии "Пилот" Олега Ужинова. Многие уже видели этот фильм на DVD и успели его полюбить. История про смешную маленькую девочку, играющую в "куличики-калачики" с лисой, по словам режиссера, посвящена его подрастающей дочке. Художником на фильме выступила Елена Ужинова, замечательный мастер, мама той самой Жихарки, жена Олега и его соавтор. Если бы не "тяжелая артиллерия" в виде визуального шедевра Петрова, я уверен, что Ужинов уехал бы с первым призом и во "взрослой" категории, настолько его фильм отвечает любым эстетическим, игровым и режиссерским критериям для такой победы.

Третье место в рейтинге и приз за лучшую драматургию завоевал фильм знаменитого аниматора Константина Бронзита "Уборная история – любовная история". Поначалу многим казалось, что этот минималистический скетч одного из лучших учеников Федора Савельевича Хитрука может претендовать на более высокое место, но должен сказать, что конкуренция между главными претендентами была предельно высока. Тут также сыграли свою роль завышенные ожидания. От питерца Бронзита, автора таких хитов как Switchcraft, "Божество", "На краю земли", все время ждут новых откровений, а он вдруг снял трогательный анекдот про любовь уборщицы в общественном сортире. Думаю, что, если бы число номинаций было большим, "Уборная история" взяла бы дополнительные награды; и, безусловно, фильм еще не раз докажет свою силу на других фестивалях.

Лучшим студенческим фильмом был признан смешной и в то же время достаточно неожиданный как в визуальном, так и в нарративном смысле фильм Вероники Федоровой и Дмитрия Шестопалова "Король забывает". Это история о короле, который запел на поле брани, забыв, что надо воевать с неприятелем. Но сделал это настолько удачно, что голоса врагов слились в веселом хоре.

Статуэтку "Суздаля-2007" в номинации "Лучший мультипликат" завоевала "Снегурочка" – кукольный фильм режиссера студии "Анимос" Марии Муат. Лучшим звуковым решением признана работа "Мать и музыка" режиссера Юлии Ароновой, снятая по автобиографичной прозе Марины Цветаевой.

Режиссер Дмитрий Резчиков получил награду за серию рекламных роликов Right Turn, посвященных правилам дорожного движения.

Стоит сказать, что, по мнению большинства членов экспертного совета, включая Юрия Борисовича Норштейна, незаслуженно был обойден фильм, который я смело назвал бы мини-шедевром. Это режиссерский дебют екатеринбурженки Зои Киреевой под названием "Девочка-дура". Сославшись на Норштейна, могу сказать, что перед нами предстал первый в истории авторской анимации фильм, рассказывающий о детской любви, точнее, о "детсадовском" вожделении. Очень смелая, точная, глубокая в психологическом плане и вместе с тем удивительно нежная работа, к тому же замечательно "простая", хотя и не прямолинейная с точки зрения визуального ряда. Как говорил, комментируя фильм на обсуждении и восхищаясь им, все тот же знаменитый автор "Сказки сказок", "в нашей работе самое трудное – это делать простые вещи".

Теперь что касается программы вообще. Суздальский фестиваль – наиболее полный отчет российских аниматоров о проделанной за год работе. В 2006 г. было снято достаточно большое количество фильмов, представивших все виды этого искусства, и можно констатировать, что авторская мысль не стоит на месте. Вместе с тем на фестивале было больше, чем хотелось бы, необязательного и даже просто плохого кино. "Многих авторов хочется взять за шкирку и просто встряхнуть", – говорит Норштейн.

Известные аниматоры подтвердили свое мастерство, но открытий на фестивале не случилось, новые имена пока не заявляют о себе во весь голос, что "Суздаль-2007" продемонстрировал со всей очевидностью. Как бы банально это ни звучало, остается в очередной раз пожалеть, что в стране с богатейшими традициями не находится достаточно сил и средств, чтобы развивать "важнейшее из искусств" в должной мере и создавать свою киноиндустрию.

Игорь КАМИРОВ, YTPO.ru от 07 марта