Жюри поверило в "Любовь"
В Суздале выбрали лучшие анимационные работы 2006 года

Романтическая идиллия в фильме «Моя любовь» Александра Петрова пришлась экспертам по душе
Мультфильм Александра Петрова "Моя любовь" Художник-мультипликатор Александр Петров Логотип Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздали
В Суздале завершился 12-й Открытый российский фестиваль анимационного кино. Гран-при фестиваля получил мультфильм Александра Петрова "Моя любовь". МАЙЯ Ъ-СТРАВИНСКАЯ этому выбору не удивилась, но болела за другие фильмы.
Объявлению каждой номинации сопутствовало выведение на экран "карточек" с выбором жюри. Результаты подсчитывались на глазах у участников фестиваля. Следить за тем, как фильмы сменяют друг друга в первой строчке, было не так увлекательно, как отслеживать, кто из экспертов за что голосовал. Все дело в том, что еще в прошлом году жюри из представителей разных сфер искусства заменили экспертной коллегией из 33 деятелей российской мультипликации. Многие эксперты – в прямом смысле слова "деятели" анимации, представленной в конкурсной программе. Так что на выставленных карточках можно было видеть, как эксперт, к примеру, проголосовал за свою работу или за коллег по студии.
Впрочем, суздальский фестиваль – это внутрицеховой конкурс, где важнее не соревнование, а сама возможность отсмотреть все, что было сделано в российской анимации за год. В атмосфере такой "студийной" коллегиальности веским поводом вручить гран-при фильму могла бы стать его "студийная" независимость. Как в случае с картиной, произведенной на студии "Даго-фильм" совместно с "Первым каналом", которую большинством экспертных голосов признали лучшей анимационной работой 2006 года. Гран-при получил фильм Александра Петрова "Моя любовь". Единственный российский оскароносный мультипликатор, корифей отечественной анимации Александр Петров работает в редкой технике: рисует масляной краской по стеклу. "Моя любовь" – картина купеческой Москвы, воссозданная по произведениям Ивана Шмелева. С точки зрения техники – импрессионистическая, воздушная и одновременно монументальная картина. В остальном по-стариковски скучная. Высокодуховному фильму достались еще две важные награды – за "Лучшее изобразительное решение" и за "Лучшую режиссуру".
Второе место занял детский мультфильм Олега Ужинова "Жихарка" ("Пилот", цикл "Гора самоцветов"). Простая история про бойкую девочку Жихарку и злую лису знакома с детства, но нарисована так, как будто бы ее не рассказывали еще ни разу. А третье – анимация для взрослых, картина Константина Бронзита "Уборная история – любовная история" ("Мельница"), ироничный фильм про привратницу общественного туалета, мечтающую о любви. Сценарий этого фильма отметили призом "Лучшая драматургия".
Приз за "Лучший мультипликат" (оживление персонажей) получил вычурный кукольный фильм Марии Муат "Снегурочка" ("Анимос"),– благодаря решающему голосу эксперта Марии Муат. Не обошли вниманием и фильм молодого режиссера Юлии Ароновой ("Анимос") "Мать и музыка". Несколько путаную, но очень красивую картину в "норштейновском стиле" по прозе Марины Цветаевой поощрили за "Лучшее звуковое решение". Маленькая девочка-"в тумане" высиживает положенное время за роялем под стук страшного метронома, напоминающего Смерть с косой, и как только представляется возможность, выпархивает на заснеженные бульвары играть в догонялки с бронзовым Пушкиным.
В выборных карточках часто мелькал фильм вгиковской студентки Вероники Федоровой "Король забывает" ("Метроном фильм"). Этот мультфильм стал лучшим в заявленной категории "Студенческие работы". Участница проекта "Колыбельные мира" сделала фильм про короля, который забыл, что идет на войну, и предложил своим солдатам исполнить песню про любовь.
Но если к персональному выбору экспертов можно придираться, то к общему – сложно. Сложение 33 голосов по крайней мере гарантирует качество. Так что неудивительно, что в конце марта фавориты Суздаля "Жихарка" и "Моя любовь" встретятся еще и в анимационной номинации на премию "Ника". Этим фильмам составит конкуренцию проект "Колыбельные мира" студии "Метроном фильм", яркий, талантливый анимационный цикл молодого режиссера Елизаветы Скворцовой, принятый благожелательно всем анимационным сообществом, но, к сожалению, обойденный призами в Суздале.


газета "Коммерсант"