"Российская анимация сейчас выезжает на старых заслугах"

Официальный представитель фестиваля "Крок-2006" - "Газете"
Официальный представитель фестиваля "Крок-2006" - в интервью "Газете"
О преимуществах нашего плавучего фестиваля перед другими международными форумами анимации, о нынешнем положении российской мультипликации Сергей Капков рассказал корреспонденту "Газеты" Татьяне Невской.

- Сергей, так почему фестиваль плывет?

- По принципиальным соображениям. Все участники на десять дней собираются в небольшом замкнутом пространстве. Окружающая вода и красивые пейзажи создают атмосферу покоя и настраивают на созерцательность.

- Мне нравятся слова Татарского о том, что фестиваль - это НИИ. Нужно затратить много труда, прежде чем получится качественный продукт.

- Да, это лаборатория, где вызревают идеи. "Крок" - фестиваль международный, но в смысле организации - русско-украинский. На Украине очень сильная анимация. Ее поднимали еще в конце 60-х на базе "Киевнаучфильма". Из Москвы приехал великий Хитрук, а в Киеве были Гурвич и Назарчук. В итоге сложилась команда людей остроумных, с большим вкусом. Их работы были несовершенны в техническом плане, но в драматургическом и творческом - просто великолепны. Украинская анимация по инерции до сих пор хорошо работает. Да и Россия выезжает сейчас на старых заслугах. Например, в "Кроке" участвуют ученицы того же Хитрука Настя Журавлева с фильмом "Осторожно, двери открываются", посвященным всем пуговицам, потерянным в метро, и Маша Соснина с картиной "Про меня". Мы все еще держимся на старых педагогах, которые могут преподавать. Но школы как таковой нет, она разрушена. Такая же ситуация и у наших украинских коллег. У них единственный учитель - изумительно талантливый Евгений Сивоконь.

- Кроме России и Украины в фестивале участвуют еще 40 стран. Каково ваше мнение о зарубежных конкурсантах?

- Как бы ни была несовершенна мысль, мне интересен драйв молодежи, ее мировосприятие. Любопытны фильмы дебютантов из благополучных стран. Они углубляются в себя, ищут конфликты, выплескивают на экран свою внутреннюю борьбу. Другой вариант - комиксовое кино, набор гэгов, чаще с черным юмором. Меня очень удивило и огорчило, что, по словам молодых иностранцев, педагоги ими не занимаются, учат только техническим основам.

Есть еще одна проблема... Я считаю, что о зрителе тоже надо думать. Авторские "Жил-был пес" и "Ежик в тумане" - еще и абсолютно зрительские фильмы. А у дебютантов в каждой их работе или труп, или утонувший корабль, или взорвавшийся самолет. И это даже в комедиях! Кошмар, когда в юных сердцах рождаются столь апокалиптические чувства. И жаль зрителя, которому предназначено такое кино.


газета "Газета", №144 от 15.08.2006г.