Оргия на борту "Георгия"

Международный фестиваль анимации "Крок" завершается
Международный фестиваль анимации "Крок" завершается
Сегодня вечером в Нижнем Новгороде будут объявлены лауреаты, розданы призы, а конкурсанты - создатели мультиков сойдут с борта корабля "Георгий Жуков" и разъедутся по своим странам.

На «Кроке» говорят о том, что двадцать лет назад аниматоры росли при студиях, но потом произошла смена технологий. Сейчас фильмы можно делать дома. Между тем навсегда ушел золотой век российской анимации. Хитрук, Назаров, Норштейн, Хржановский, Бардин создали свои шедевры давно. Школа российской анимации не подпитывается и не финансируется. Но на международном фестивале «Крок» происходит обмен идеями и свежим материалом.

Вот уже в тринадцатый раз «Крок» работает в том числе и как лаборатория, как школа. Разборы полетов, где такие искушенные мастера и критики, как Кирилл Разлогов, Александр Татарский, Эдуард Назаров, Михаил Алдашин, предельно тактично, но довольно-таки нелицеприятно разъясняют конкурсантам, что они, собственно говоря, наснимали, - это отдельный жанр, и слушать мэтров бывает интереснее, чем смотреть конкурсную программу.

Александр Татарский возмущается: «Я спрашиваю у автора: "Кто ваши герои?" Мне говорят: «Не знаю». Куда идут? «Не знаю». Что делать будут? "Не знаю". Мне даже завидно! Я так не умею. Я своим персонажам биографии пишу».

Юрий Норштейн вслед за Татарским «дает по шеям» юным дарованиям: «Такое впечатление, что вы играете в компьютерные игры или на игровых автоматах. У каждого, кто начинает делать фильм, должен быть вопрос к себе: «Какова степень моего любопытства к этому искусству?» Вот Назарову задали вопрос о его фильме «Жил-был пес», а он рассказал историю, которая тянется из его детства. Пастернак говорил: «Поэзия в траве, достаточно нагнуться». Так появился назаровский фильм «Путешествие муравья». Если во время создания фильма отсутствуют личные переживания, вряд ли что-то получится. Сегодня все поголовно следуют системе 2D, 3D - трехмерная компьютерная графика. Камера становится мастодонтом, а компьютер - кратчайшим путем к результату. А не является ли эта технология результатом убожества мысли? Мы уже давно забыли, что искусство состоит из условных знаков. И еще: хотите учиться - смотрите спектакли великих театральных режиссеров. У них без трюков и уловок часть сцены увеличивается или уходит в перспективу. Очень полезно также знакомиться с документалистикой, где режиссер мизансцену предугадывает».

Хронику «Крока» трудно ограничить разборами полетов, потому что талантливые мэтры и одаренные конкурсанты не только работают, но и резвятся в свободное время: валяются в солнечную погоду на верхней палубе, бегают на стоянках по экскурсиям и отрываются на карнавалах и так называемых "Re-анимациях".

Вечерние программы умело организует известный телеведущий Вадим Жук. Когда разгоряченный весельем зал дружно грянул «Буденного» - любимую песню российских мультипликаторов, Жук удовлетворенно подытожил: «Пробная оргия на борту «Георгия».

Татьяна Невская, газета "Газета", №146 от 17.08.2006г.