ПОБЕДА В «ОВЕРТАЙМЕ»
КРОК миновал тринадцатый порог

«Овертайм» — черно-белая, очень взрослая по духу и букве история о том, как куклы находят мертвым своего создателя и, не в силах согласиться с окончанием игры, пытаются его оживить, превращая в куклу.

      
       Тринадцатый КРОК закрылся, что само по себе звучит оптимистично, поскольку, стало быть, состоялся. Анимационные фестивали не так популярны у широкой публики, как Каннский или тот же Московский. Поэтому вкратце сообщаю: КРОК — международный фестиваль анимации, плавающий на корабликах туда-сюда то по Украине, то по России под эгидой и на средства двух этих неразлучных государств. В этом году мы отчалили (из Нижнего на теплоходе «Георгий Жуков») в тринадцатый раз.
       
       
К
панике нашего обожаемого директора Ирины Капличной (денег нет, все пропало, пароходства задрали цены до луны, висим на волоске) все давно привыкли, и в этом году на крики пастушка «Волки!» уже реагировали слабо. А между тем тринадцатый, как ему и полагается, висел вот именно что на волоске.
       В целях, видимо, знаменитой «прозрачности» распределения бюджета Украина укрепила бюрократическую цепочку тяжелым звеном комиссии при Счетной палате. Эти зоркие и неподкупные люди в конечном счете и решали, что для страны целесообразно, а что не очень. Культурные нужды рассматривались наряду с военными, строительными, транспортными или, скажем, горнодобывающими. Конечно, в сравнении с видами на небывалый подъем промышленности кино, а тем более какая-то там мультипликация выглядит нуждой довольно малой.
       За неделю до открытия дирекцию КРОКа милейшим образом поставили перед этим фактом. Ну что? Дошло до отзыва приглашений. Позорнее не придумаешь. Однако, как сказано, перерезать волосок может лишь тот, кто подвесил. В нашем случае роль бога из машины сыграл лично Виктор Ющенко и, пощелкав страшными ножницами, решил пока ничего не отрезать. Десять стран-участниц, правда, в суматохе отвалились. Но 37 остались.
       Молодые аниматоры — корейцы, португальцы, французы, израильтяне, китайцы, мексиканцы — узнали, что, кроме реки «Вольга», есть еще Кама. А на ней — город Пермь (пермяки потешались над нашим произношением: «Пэрмь»! Надо говорить «Перьмь»). И еще город с непроизносимым названием «Ель-а-бью-га». Что была такая великая поэтесса Цветаева, прожила в этой Елабуге одиннадцать дней и на двенадцатый повесилась. Иностранцы не поняли почему. Наверное, от несчастной любви. И еще город Воткинск. Там, наоборот, родился великий композитор Чайковский. Этого знали все. Купили магнитики на холодильник с партитурой «Лебединого озера».
       Общий диагноз мировой молодой анимации: голова отдельно, руки отдельно. Высокий, порой удивительный уровень мастерства при факультативности мышления и культуры в целом. В этом смысле КРОК, помимо строго профессионального, обретает, извините за пафос, гуманитарное значение. «Разборы полетов» и мастер-классы Норштейна, Назарова, Татарского стоят, уверяю вас, не одного месяца регулярной учебы в любой анимационной школе. Пойти с Юрием Норштейном (обувшимся для такого дела) в Пермскую (Перьмскую) картинную галерею, где перед дорогим гостем откроют запасники, покажут неслыханную деревянную скульптуру и русский авангард, а мастер откроет вам запасники своего космического знания — да только ради этого стоит совершить безумный перелет из какого-нибудь Рио-де-Жанейро в Москву, далее автобусом до Нижнего Новгорода, далее теплоходом и снова автобусом…
       В международном жюри, где двоим нашим — молодому классику Константину Бронзиту и учителю всех украинских аниматоров Евгению Сивоконю — противостояли канадец, француженка и португалка, по сведениям агентуры, борьба велась именно на линии «форма — содержание». Традиционно «смысловая» русско-украинская школа отступала перед натиском формальных приоритетов Европы (плюс Канада в лице председателя Жака Друена, всю жизнь работающего в технике «игольчатого экрана», то есть формалиста по определению). В результате итоговая программа лауреатов удивила недетской тоской. Безумно затянутый «Джем-сейшн» (Германия — Польша) — о пожилой чете, слушающей джаз, бессмысленный триллер «Улыбка» (Израиль) — о каких-то ведьмах, с непонятной целью усыпляющих своих бойфрендов (диплом с формулировкой «За остроумное использование новых технологий», довольно гадкий вариант 3-D), «Птичьи звонки» (Канада), поначалу неожиданное изображение птичьих голосов смешными каракульками, — без развития и концовки. И еще многое в том же духе.
       Сошлись на бесспорном «Овертайме» — черно-белая, очень взрослая по духу и букве история о том, как куклы находят мертвым своего создателя и, не в силах согласиться с окончанием игры, пытаются его оживить, превращая в куклу (Франция, Ури Атлан, Тибо Берлан, Демье Фэрие). Тоже не шибко весело, но мы ведь любим искусство анимации не только за смех в зале.
       Хотя зрительские симпатии достались Насте Журавлевой за картину «Осторожно, двери открываются»: презабавная жизнь метро, населенного… пуговицами, булавками, катушками ниток и поездами на застежках-молниях.

Алла БОССАРТ, «Новая Газета»