ПАРК  ПЛАСТИЛИНОВЫХ  ФАНТАЗИЙ 
Сага об Оскарах Ника Парка и студии "Аардман Анимэйшн"

       Как известно имя великого Уолта Диснея обессмертила не только неувядающая зрительская любовь, но и рекордное число кинонаград - Диснеевские мультфильмы получили одних только Оскаров двадцать девять штук!  И хотя пока еще никому из современных аниматоров не удается потягаться славой с автором "Бэмби" и "Белоснежки", наше время тоже рождает мировых звезд анимации. Только за последнее десятилетие британский режиссер-мультипликатор Ник ПАРК подарил миру чудесную коллекцию своих пластилиновых героев и получил за них множество высоких наград, включая три Оскара. Кстати, создатели кукольных фильмов еще не добивались таких успехов за более чем вековую историю мировой анимации.

    Громкая слава Ника Парка как автора и режиссера знаменитых пластилиновых фильмов и особенно популярной трилогии про Мистера Уоллеса и его ученого пса Громита ("Великая прогулка", "Неправильные штаны" и "Чистое бритье"), навсегда связала имя талантливого аниматора со звездной маркой британской мультстудии "ААРДМАН АНИМЭЙШН" под руководством Питера ЛОРДА, которая сегодня единодушно признана  мировым лидером в кукольной анимации. Всемирное признание этой студии произошло раньше, чем творческий взлет Ника Парка, но плодотворное сотрудничество режиссера-дебютанта с "Аардман Анимэйшн", благодаря которому и родились на свет все его Оскаровские фильмы, определило и дальнейшую триумфальную судьбу самой студии. Рождение этого славного союза не просто подарок судьбы, но и один из самых значительных фактов современной истории кино.

             КАК КОТ СТАЛ СОБАКОЙ ПО ИМЕНИ ГРОМИТ...

       Ник ПАРК родился в небольшом городе Престоне графства Ланкашир в 1958 году. Сказать про него, что он с детства мечтал заниматься анимацией, - значит ничего не сказать. Как признается сам Ник Парк, он просто не представлял, что бы делал на свете, родись он в то время, когда еще не было изобретено кино. Свой первый фильм он рисовал на школьных тетрадках  в тринадцатилетнем возрасте на чердаке родительского дома. А уже в 1975 году, когда Нику было всего семнадцать, один из его детских мультфильмов "Ночной кошмар Арчи" был показан по каналу

Би-Би-Си. В 1980 году Парк получил диплом бакалавра, закончив Шеффилдскую школу искусств и в этом же году начал учиться анимации в Национальной школе кино и телевидения в Беконсфилде. Еще в студенченческий период в 83-м году он приступает к работе над своим первым десятиминутным профессиональным фильмом про Уоллеса и Громита "Великая прогулка", начав экспериментировать с пластилином, а завершает его создание только в 1989-м, аж через шесть лет. Но зато уже через год эта его многострадальная дипломная работа получает ожерелье международных фестивальных наград и попадает в номинацию на Оскаровскую премию.

       Я прекрасно помню свое первое зрительское впечатление от этой картины Ника Парка, которую мне посчастливилось посмотреть во время ее фестивальной премьеры в 89-м году на международном смотре анимации в Бристоле. Весь фильм буквально сопровождал шквальный хохот публики, а в финале, когда на титрах впервые зазвучал теперь уже хорошо знакомый всем игривый марш анимационных героев, - разразился грохот аплодисментов. И хотя тогда я не могла в полной мере разделить эмоции англо-говорящей публики, понимавшей все нюансы тонкого английского юмора в диалогах и репликах персонажей, но все равно сразу влюбилась в двух главных героев мультфильма  -  чудаковато-чопорного мистера Уоллеса и его мудрейшего пса Громита.

      Мало того, что кукольная картина необычайно убедительно рассказывала о невероятных приключениях этой уморительной пары  (не обнаружив в своем холодильнике традиционного праздничного сыра, изобретательные приятели отправлялись в поисках оного продукта на ... Луну !), но и сами выразительные образы, мимика и пластика пластилиновых кукол были бесподобны. Карикатурность их портретов, созданных в нарочито условной манере  - шарики вытаращенных глаз, носы картошкой, торчащие полукруглые уши Уоллеса и мягкие бугорки бровей на постоянно мыслящем лбу Громита, - все это трогательно дополняли реалистические детали быта - вязаный свитер и галстук Уоллеса, шуршащая газета в лапах Громита, на стенах обои с нежным рисуночном, чайничек на столе или столярные инструменты, с помощью которых забавные герои на наших глазах строили в своем чулане из подручного материала настоящую космическую ракету... Трудно даже представить, что все эти милые подробности и чудеса Ник Парк выдумал, выполняя студенческое задание киношколы.

   

    - Во время учебы мне нужно было придумать какую-то историю с двумя персонажами, - рассказывает Ник ПАРК. -  И вот в своих старых школьных тетрадях, где я рисовал свои первые мультфильмы, я вдруг обнаружил несколько рисованных скетчей, там как раз действовали два героя - один был котом по имени Громит, который потом стал псом, а второй Почтальоном, которого я позже назвал Уоллес. Мне тогда показалось, что эту пару будет легко сделать в пластилине и придумать для них интересные истории. Но работа над первым фильмом про них оказалась очень непростой и затянулась на шесть лет...

         Учитывая, что все в этой двадцатиминутной ленте делалось руками режиссера-дебютанта - и куклы, и макет декораций, и анимация, то надо признать, что Ник Парк проявил чудеса трудолюбия и изобретательности. Но вряд ли начинающий аниматор смог бы так удачно завершить свой дебютный фильм, если бы уже в 1985 году,  в самом разгаре работы над ним, не присоединился к Бристольской студии "Аардман Анимэйшн", которая и дала Нику Парку путевку в большую экранную жизнь.

  В СЕМЬЕ ПРОФЕССИОНАЛОВ, ВЛЮБЛЕННЫХ В АНИМАЦИЮ

      Основатель и лидер студии "Аардман Анимэйшн" Питер ЛОРД родился в 1953 году в Бристоле. С детства он мечтал стать художником и также, как Ник Парк, со школьной скамьи увлекался анимацией. Как раз в старшем классе вместе со своим школьным приятелем Дэвидом СПРОКСТОНОМ, который впоследствии стал его постоянным партнером в профессиональной жизни, Питер начал заниматься рисованной анимацией. Поскольку у Дэвида была любительская кинокамера, которая, по признанию Лорда во многом и определила их судьбу, а у Питера отец был связан с телевидением, друзья решили снимать фильм для ТВ. Их первый рисованный мультфильм про некоего господина Аардмана получился смешным, на него обратил внимание Канал Би-Би-Си, и в честь такого неожиданного успеха мультипликаторы-любители тогда же в 1970 году присвоили себе имя своего первого удачного персонажа. Потом были годы учебы в университете, занятия литературой и географией, и все же увлечение анимацией из хобби постепенно переросло в карьеру - так в 1976 году в Бристоле была основана новая студия "Аардман Анимэйшн".

   

   - Тогда на студии было только два студента : я и Дэвид Спрокстон, - вспоминает Питер ЛОРД, - теперь этим студентам сильно за сорок и с ними постоянно работает штат в двадцать профессионалов, а вообще в команду "Аардман анимэйшн" входит до шестидесяти человек, которые в разное время включаются в дела студии. Конечно, за двадцать с лишним лет наша студия превратилась в большую фирму, и мне как боссу теперь приходится заниматься не только творческими делами, но, как и прежде, все у нас держится на энтузиазме и на дружеских отношениях. "Аардман" - не просто дружная команда, это настоящая семья профессионалов, которые любят анимацию больше всего и заботятся о престиже своей студии...

      Начав свою профессиональную деятельность с рисованных фильмов, аардмановцы однако уже через год осознали, что для них это слишком тяжелое и трудоемкое занятие, и стали экспериментировать с различными материалами объемной анимации. Создание кукол и их среды обитания прямо за небольшим рабочим столом показалось молодым аниматорам более увлекательным и технически простым делом. Как признается сам Питер Лорд, возможно потому они выжили и смогли добиться успехов, что сразу стали делать именно пластилиновую, а не традиционную рисованную анимацию, в рамках которой  не смогли бы всерьез конкурировать с

профессионально подготовленными художниками и мультипликаторами. И как теперь показывает триумфальная судьба студии, ее создателям удалось не только найти свою оригинальную, ставшую уже фирменной манеру кукольной пластики, но и создать новую традицию британской анимации, покорившую весь мир.

      Прежде всего аниматоры "Аардмана" научили своих пластилиновых кукол разговаривать и играть как живые актеры. Тогда появился на свет их первый популярный пластилиновый герой Мерф и все его забавные приключения (1975 г.). А первая серия фильмов Питера Лорда и Дэвида Спрокстона для Британского телевидения так и называлась "Анимационные беседы" (1978 г.). Сам способ "очеловечивания" говорящих кукол от фильма к фильму становился все более совершенным и выразительным. За первыми анимационными диалогами последовал новый телецикл "Разговорные пьесы" (1981-1983 г.г.), куда в частности вошел всемирно известный фильм Лорда и Спрокстона "Ранняя птичка", чрезвычайно доподлинно изобразивший работу радиожурналиста, "роль" которого, разумеется, сыграла выразительно говорящая натуралистичная пластилиновая кукла. Затем была еще более знаменитая аардмановская серия для Четвертого канала Британского телевидения "Синхронные губы"(1989 г.), и вот в эту уникальную анимационную коллекцию помимо авторских фильмов Питера Лорда ("Военная история" и "Экипированный"), Ричарда Голезовского ("Идентификация") и Барри Первса ("Следующий"), вошла и новая звездная работа Ника Парка "Комфорт живых существ".

     Все фильмы этого кукольного телецикла были совершенно различны по тематике, интонации и художественной манере. Совсем не походили друг на друга даже два фильма самого Лорда - в картине "Экипированный" драматическую историю своей жизни рассказывал зрителям уже известный кукольный герой из "Ранней птички", а в "Военной истории" о тяготах военной жизни с иронией вспоминал уже совсем новый для мультэкрана карикатурный пластилиновый человечек с длинным носом и торчащими щеткой усами, впоследствии и ставший фирменным аардмановским мультгероем. Все авторские картины из серии "Синхронные губы" (или ╚Артикуляция╩) объединяла одинаково мастерская работа режиссеров и аниматоров с мимирующими и синхронно говорящими кукольными персонажами. И все же самым значительным художественным событием стал фильм Ника Парка "Комфорт живых существ", где эффект кукольной "говорящей головы" отыгрывался еще и великолепной авторской затеей спародировать в объемной анимации образ жизни людей в богоугодных социальных учреждениях. Записав предварительно интервью с реальными обитателями домов престарелых, общественных больниц и приютов для бедных, режиссер остроумно вложил их трогательные и смешные монологи в уста пластилиновых зверей из своего анимационного зоопарка. И в итоге зрители всего мира получили возможность в течение десяти минут лицезреть, как белые медведи, лев, горилла, черепахи, павлины и прочие божьи твари выразительно жалуются корреспондентам на недостаток пространства, еды, комфорта и свободы в их вольерах и клетках.

     "Комфорт живых существ" принес Нику Парку и студии "Аардман Анимэйшн" первого Оскара и еще десять престижных кинонаград в разных странах мира и вознес молодого британского режиссера на вершину звездной мировой славы. Недавний выпускник киношколы к началу 90-х годов сразу стал признанным мастером кукольной анимации, любимцем публики и телепродюсеров. Под новые проекты Ника Парка студия "Аардман анимэйшн" начала получать особую поддержку от влиятельных

телекомпаний Великобритании. Кстати, именно многолетнее сотрудничество с британским телевидением, которое постоянно заказывает студии Питера Лорда много коммерческой продукции (видеоклипы, телезаставки, рекламные ролики) позволяет независимой компании "Аардман анимэйшн" не только безбедно существовать в кинобизнесе, но и собирать вокруг себя высоких профессионалов, стемящихся выразить свою индивидуальность в качественных авторских и коммерческих работах.

   

       - К сожалению, делая даже такие прекрасные фильмы, как Ник Парк, - признается Питер ЛОРД, - студия не могла бы выжить без связи с телевидением и без коммерческой деятельности. Поэтому каждый наш режиссер за год как правило имеет возможность сделать свое авторское кино минут на двадцать и до пяти минут рекламной продукции. Коммерческая работа и в таких пропорциях отнимает большую часть времени и сил, но зато приносит и такую же долю денег студии. Конечно, положение Ника Парка, который получил уже все возможные призы в мире и каждый новый фильм делает все лучше и лучше, на студии "Аардман Анимэйшн" особенное. Его талант невольно требует других правил обращения - было бы, например, нереальным предложить Нику сделать что-нибудь коммерческое для ТВ против его желания. Но, конечно, для меня очень важно присутствие на студии таких ярких личностей, как Ник Парк. Качество его работы и его слава мобилизуют и вдохновляют всех остальных...

               УОЛЛЕС, ГРОМИТ И КОЛЛЕКЦИЯ ОСКАРОВ

          Итак, вдохновленный своими первыми успехами и поддержкой коллег Ник Парк уже в 93-ем году создает вторую, по меркам анимации уже полнометражную (двадцать шесть минут) часть приключений своих любимых "фирменных" героев Уоллеса и Громита "Неправильные штаны". Этот поистине звездный, безумно смешной, обожаемый детьми и взрослыми, раскрученный по всем правилам качественной европейской коммерции кукольный фильм Парка имел сокрушительный успех во всем мире и принес студии "Аардман Анимэйшн" второго Оскара, еще восемнадцать высоких международных наград и славу неоспоримого лидера мировой кукольной анимации. Невероятно зрелищная и выразительная по форме, увлекательная и остросюжетная по драматургии, блистательная по профессиональному мастерству и качеству анимационной игры, эта кукольная картина действительно попала "в десятку", покорив сердца широкой публики, строгих критиков и даже самых скептически настроенных эстетов. Это была действительно новая глобальная победа современного мульткино, соединившего в одном произведении все достоинства популярного комедийного "хита" и высокое художественное качество подлинной авторской анимации, причем, анимации объемной, кукольной,  которой по странной традиции бывает всегда сложнее, чем рисованной, растопить сердца публики.  

        На сей раз не только сам выдумщик Ник Парк, но и все профессиональные силы аардмановской команды работали над реализацией новой авторской затеи молодого режиссера. И конечно, его сценарная идея того стоила. Ведь постановщик не просто придумал для своих героев захватывающую детективно-комедийную историю про коварного грабителя Пингвина, обманом проникшего в уютный дом Уоллеса и Громита и испортившего чудесный шагающий механизм для прогулок с собакой. Ник Парк с блеском и мастерством, в самых лучших традициях яркого жанрового кино разыграл со своими пластилиновыми персонажами немыслимое количество эффектных комедийных сцен, динамичных погонь, сложнейших каскадерских трюков и клоунских гэгов, которые раньше просто было невозможно представить в кукольной анимации. Фильм поражал не только виртуозностью исполнения, но и безграничной фантазией режиссера-аниматора, напридумавшего для получасовой ленты столько смешных сюжетных ходов и самоигральных деталей. Впервые кукольное действо рискнуло   продолжить классическаую традицию карикатурных диснеевских фильмов и в буквальном смысле воплотить все фантастические трюки и метаморфозы рисованной анимации в осязаемые, объемные, а значит и более убедительные пластические формы почти актерского пластилинового кино. Вылепленные из податливого, словно бы "живого" материала мультперсонажи заставили миллионы зрителей проверить в реальность их жизненных судеб и невероятных приключений, сохранив при том всю меру условности своих кукольных образов и движений. Не удивительно, что благодаря невиданному успеху "Неправильных штанов" популярные герои Ника Парка благополучно сошли с экрана в реальную жизнь в виде разнообразных игрушек и сувениров, составив серьезную конкуренцию в мировой торговле уже состарившимся на витринах мультзверюшкам, а также кукольным двойникам знаменитых киномонстров и красавиц.

       Признаюсь, мне фильм "Неправильные штаны" казался столь совершенным и насыщенным режиссерскими находками произведением, что трудно было представить, какое бы то ни было развитие темы Уоллеса и Громита в творчестве Парка. Но вопреки  скептическим прогнозам критиков и на радость всем поклонникам  мультсериалов Ник Парк через два года снял еще одну увлекательную двадцатишестиминутную серию про приключения знаменитой комической пары - и его фильм "Чистое бритье"

 (1995 г.) также стал оскароносным. Фантазия режиссера-аниматора опять бросила известных мультгероев в гущу самых невероятных трагикомических испытаний и насытила их экранную жизнь каскадом цирковых трюков и комических номеров. Впрочем,  диапазон открытия характеров Уоллеса и Громита и модели их поведения в самых нелепых и опасных ситуациях были уже в полном блеске продемонстрированы в фильме "Неправильные штаны", а потому при всем юморе и динамике новой ленты сама история про борьбу этих колоритных героев с механическим истребителем овец могла показаться слегка вторичной. Но по мнению английских продюсеров, именно в картине "Чистое бритье" Нику Парку удалось показать в комедийном материале тончайшие психологические особенности национального британского характера. Им, конечно, виднее. Однако зрители разных стран, аплодирующие в первую очередь трюковым сценам этого фильма, думаю, вряд ли вникают в его психологические глубины - публику больше заражает энергетика и здоровый юмор яркого кукольного зрелища. А сам Ник Парк очень уважительно относится к звездной популярности своих фильмов у публики, считает себя удачливым и счастливым человеком, потому что смог выразить себя в любимом деле и потому что люди отвечают ему за это признанием. 

        ГОЛЛИВУДСКИЙ РАЙ В ПЛАСТИЛИНОВОМ КУРЯТНИКЕ

        Но так или иначе в творческих планах звезды британской анимации Ника Парка и преуспевающей студии "Аардман Анимэйшн" место популярных героев Уоллеса и Громита пока заняли другие анимационные персонажи. Осенью 2000-ого года состоялась долгожданная мировая премьера нового полнометражного фильма Ника Парка и Питера Лорда "Куриный побег", над которым известные аниматоры работали больше трех лет. Заранее с уверенностью можно было предположить, что первая совместная лента двух аардмановских корифеев будет комедийной, но было все же трудно угадать, чей авторский почерк здесь возьмет верх. Ведь когда Ник Парк снимал свои оскароносные фильмы,  лидер аардмановской команды Питер Лорд тоже копил многочисленные знаки мирового признания за свои иронические авторские ленты "Адам" (1991 г.) - про первого и единственного человека на Земле, или "Свинья Уота" (1995 г.) - про средневековых близнецов с разными судьбами. В этих картинах обитали не менее обаятельные, чем Уоллес и Громит, и тоже узнаваемые Лордовские персонажи - со смешными длинными носами и выразительной локаничной мимикой. И вот наконец два создателя "пластилиновых миров" объединили свои творческие усилия в остросюжетной полнометражной феерии со множеством пернатых персонажей, оказавшихся похожими сразу на многих аардмановских героев - собак и свиней, пингвинов и людей. 

       В начале пятидесятых годов великий британский аниматор Джон Халлас в своей знаменитой рисованной ленте "Скотный двор"  создал выразительную модель жизни тоталитарного общества в лучших традициях анимационного реализма с антропоморфными четвероногими и пернатыми героями. Это была высокая политическая сатира с антисоветским подтекстом. А ныне его прославленные соотечественники со студии "Аардман" слепили из пластилина гигантский курятник, сильно напоминающий концлагерь, и сняли в этих шикарных декорациях зрелищный голливудский боевик с динамичным приключенческим сюжетом, парой лирических героев, выразительной массовкой, ироничными диалогами и благостным хэппи-эндом. Получилась эффектная пародия на американскую кинореальность.

     Новоя кукольная комедия предложила зрителям занимательную историю многоэтапного бегства кур с птичьей фермы за колючей проволокой, хозяева которой собирались сделать все куриное население начинкой для пирожков. На сей раз пластилиновое приключение растянулось на восемьдесят минут и сплело в одну сюжетную вязь множество уже испробованных аардмановцами комедийных ходов и трюковых сцен (включая борьбу главных героев с истребляющим кур агрегатом или полет куриного экипажа на самодельном летательном аппарате), которые не только пародируют голливудские образцы, но и копируют известные фильмы Парка и Лорда. Полнометражный "Куриный побег", с успехом вышедший в мировой кинопрокат и стремительно достигший России, конечно же, доказал публике и самим режиссерам, что аардмановская школа, отшлифовав свои лучшие авторские приемы в короткой форме, созрела для завоевания мирового экрана и крупномасштабными полотнами, которые сейчас особенно ценятся на анимационном рынке. Достаточно сказать, что выразительности многоглазой и многоротой пластилиновой куриной массовки могут позавидовать не только коллеги-аниматоры, но и создатели серьезных костюмных эпопей с сотнями статистов. Собрать в кадре такую массу анимационных "актеров" до сей поры удавалось лишь в рисованных или компьютерных фильмах, но не в рукодельном пластилиновом кино - и в этом несомненная победа аардмановцев. Однако именно такое грандиозное, поистине голливудского размаха анимационное зрелище, несмотря на все свое профессиональное совершенство, заставляет с ностальгической грустью вспоминать о первых пластилиновых фантазиях Ника Парка, Питера Лорда и молодой студии "Аардман анимэйшн", в которых было меньше современного голливудского шика, но больше традиционного британского юмора, вкуса и очаровательной домашней рукотворности. Интересно, что герои нового фильма Парка и Лорда, отважная компания свободолюбивых кур, завершают свои экранные приключения бегством с огромной птичьей фермы и создают себе тихий куриный рай на уютной зеленой лужайке - воплощение романтической мечты о патриархальном счастье. Возможно, и сами бристольские аниматоры в такой ироничной сказочной метафоре выразили свои романтические грезы об идеальной свободной жизни на независимой творческой территории, где воплощаются в жизнь самые заветные замыслы и фантазии. Впрочем, триумфальные биографии Ника Парка и Питера Лорда дают все основания надеяться, что любые мечты талантливой аардмановской команды могут сбыться...

Наталья ЛУКИНЫХ, Искусство кино , ╧ 8 - 2001г.