С ЛЮБОВЬЮ К АНИМАЦИИ - О ГЕРОЯХ АНСИ И О НРАВАХ ФИПРЕССИ...

В этом году старейшему и самому крупному смотру мировой анимации во французском городе Анси (Аnnecy) исполнилось уже 43 года - возраст авторитетной и энергичной зрелости.

Родившийся когда-то из специальной анимационной секции большого Каннского кинофестиваля, этот локальный профессиональный смотр мультипликаторов за десятилетия превратился в грандиозный форум анимационного искусства, который теперь уже ежегодно собирает под своими флагами несколько конкурсных программ, богатую коллекцию ретроспектив, многочисленные профессиональные симпозиумы и выставки, гигантский международный рынок мультпродукции и многотысячную интернациональную аудиторию творцов и поклонников анимации. В нынешнем, наиболее перегруженном глобальными катаклизмами году организаторам фестиваля удалось показать на своем экране только в основных конкурсных и панорамных программах 295 новых анимационных фильмов из 38 стран мира, которые были отобраны международной селекционной комиссией из 1405 работ, присланных из 50 с лишним государств! Уже сами эти цифры убедительно опровергают мрачные прогнозы несведущих скептиков об увядании анимационного творчества и фестивальной активности аниматоров.

Мне удалось впервые побывать на фестивале в Анси еще в 1991 году и с тех пор наблюдать всю новейшую историю смотра в качестве газетного кинокритика или телевизионного репортера, в качестве участника специальных фестивальных программ или отборщика фильмов для нашего международного "КРОКа". Сорокалетие фестиваля в 2000 году мне посчастливилось праздновать в роли члена международного жюри конкурса студенческих фильмов, и, наконец, в этом году впервые довелось оценивать его программу с позиции жюри ФИПРЕССИ - международной федерации кинопрессы и критики. Не могу сказать, что разные ипостаси участия в фестивальной жизни Анси сильно влияли на мои впечатления об экранных достижениях и профессиональном характере смотра. Скорее наоборот, долгое сотрудничество с квалифицированной фестивальной командой Анси все более укрепляли глубокое уважение к организаторам этого грандиозного праздника аниматоров и любовь к сказочно красивому городу на берегах альпийского озера, ставшего признанной столицей мировой анимации.

Аниматоры разных стран, давно живущие обособленной профессиональной жизнью, действительно считают самым важным фестивальным адресом не Канны, не Венецию и не Берлин, а небольшой курортный город Анси в приальпийской части Франции, население которого в начале каждого лета за одну неделю увеличивается сразу на 5 или 6 тысяч человек только за счет участников и гостей международного форума мульткино. Потому в этот раз меня так неприятно удивило довольно прохладное отношение ФИПРЕССИ к знаменитому смотру. Привыкнув к традиционному равнодушию нашей отечественной прессы к достижениям аниматоров, признаться, я все же надеялась встретить в Анси более уважительный взгляд на анимацию со стороны лидеров ФИПРЕССИ. Но похоже, адрес и регламент крупнейшего мультфестиваля мира (кстати, единственного профессионального смотра анимации в огромном багаже фестивальных контактов ФИПРЕССИ) затерялся где-то среди второстепенных "дел" федерации критики. О своем участии в жюри, я, например, узнала за несколько дней до отъезда в Анси, куда по традиции своевременно была приглашена гостем фестиваля, а не представителем международной организации кинопрессы. Кроме того, всем членам нынешнего мало информированного жюри ФИПРЕССИ только под конец фестивальной недели удалось идентифицировать друг друга и порадоваться собственной квалификации критиков, позволившей нам за одну встречу подытожить впечатления об увиденной программе и определить лауреатов нынешнего смотра. К счастью, наши решения совпали с главными призовыми результатами фестиваля и даже с мнением многотысячной публики.

В этом году особенно повезло аниматорам Австралии. Три яркие ретроспективы, показавшие в развитии высокое мастерство австралийской школы мульткино, оказались в фокусе специальных программ нынешнего смотра. "Харви Крампет" реж. Эдам Бенжамин Элиот А 23-минутный кукольный опус "Харви Крампет" известного режиссера Эдама Бенжамина Элиота получил Специальный приз международного жюри, награду ФИПРЕССИ и престижный приз зрительских симпатий, который справедливо оценивается лауреатами Анси наравне с Гран-при фестиваля. Забавный пластилиновый Харви поведал трогательную мелодраматическую историю своей жизни, вполне достойную отражения и в актерском эпическом кино, но выразительно сыгранную средствами гротесковой объемной анимации. Кукольная автобиография бывшего польского эмигранта Харви, продолжившая серию авторских "семейных" фильмов режиссера Элиота, имеет шанс составить конкуренцию и многим отечественным фильмам в программе будущего Х Международного фестиваля "КРОК-2003".

В призовом списке 2003 года оказалось также немало интересных фильмов из Франции и Великобритании, вновь подтвердивших традиционно высокую репутацию своих национальных школ анимации. В частности, лучшим дебютом была признана рисованная британская лента "Как справиться со Смертью" Игнасио Феррераса, предложившая увидеть проблему старости в жанре иронического триллера со счастливым финалом - энергичная бабуля просто забила насмерть костлявую гостью и смиренно склонила голову над поверженной соперницей. "Как справиться со Смертью" реж. Игнасио Феррерас



Но главные призы основного конкурса фестиваля достались представителям Японии и Гонконга, где в последние годы не только набирает силу анимационная индустрия, но и совершенствуется авторское мульткино. Лучшим полнометражным фильмом жюри назвало философскую сказку "Моя жизнь в роли Макдала" гонконгского дебютанта Ту Йена, который дал возможность обаятельным рисованным свинкам выразить все чувства и проблемы своих современников. А Гран-при фестиваля получила десятиминутная японская притча "Атама-Яма" ("Голова-Гора") режиссера Коджи Ямамура. Сознаюсь, мои личные пристрастия тоже были отданы этой рисованной фантасмагорической ленте про трудную жизнь мифологического героя с головой, на которой растут вишневые сады и возникают пруды с дождевой водой. По-моему, этот фильм предъявил высокий образец анимационной лексики, имеющей уникальную возможность воплощать в выразительных визуальных образах самые невероятные и сложные аллегории. Но, следуя коллективному решению, наше жюри ФИПРЕССИ назвало лауреатами уже упоминавшийся австралийский фильм "Харви Крампет" и авангардную канадскую ленту "Ойо" Симона Гуле, буквально заворожившую всех свободной пластикой танцующих красок. Смелый авторский эксперимент, достойный наследия великого канадского мастера Нормана Мак-Ларена, несомненно, заслуживал особого признания критики.
"Атама-Яма" ("Голова-Гора") реж. Коджи Ямамура
"Моя жизнь в роли Макдала" реж. Ту Йен
"Ойо" реж. Симон Гуле



К моему большому сожалению, явно не хватило фестивальных наград еще нескольким замечательным фильмам, среди которых нельзя не отметить и наши российские - "Красные Ворота Расемон" Александра Татарского и Валентина Телегина, "Хаш" Андрея Соколова - в главном конкурсе, а также "Про девочку..." Лены Черновой - в конкурсе студенческих работ. Все отечественные ленты вызвали живой интерес профессионалов, критики и публики, и, думаю, имеют еще не один шанс получить признание в мире. Однако фестиваль 2003-го года дал возможность увидеть имена российских аниматоров в итоговом призовом списке Анси лишь в составе международного жюри. Михаил Алдашин оценивал главный конкурс - коротких и полнометражных мультфильмов, а Наталья Орлова - конкурс телевизионных и заказных работ.

По собственному опыту знаю, что работа в любом жюри складывается по законам коллективизма, и чем более демократичным и доброжелательным оказывается этот временно сложившийся коллектив, тем неожиданнее может быть его финальный вердикт. Поэтому каждый новый фестиваль все более убеждает, что к призам желательно относиться как к праздничному лотерейному выигрышу, который сегодня подарит радость одним, а завтра другим счастливцам. А вот история, его величество Время постепенно все расставят по местам и определят цену всех успехов и неудач.

Скажем, на сей раз по странной причине вообще за рамками конкурсных программ оказался лучший фильм этого года "Рандеву в Бельвиле" режиссера Сильвэна Шомэ, получившего всемирное признание после успеха его авторской ленты "Пожилая дама с голубями" (ГРАН-ПРИ Анси-1997). Новая звездная работа аниматора из Парижа, созданная совместными усилиями студий Франции, Канады и Бельгии, была показана в Анси один раз при полном аншлаге в специальной программе как фестивальная премьера и стала незабываемым событием смотра. Почти полуторачасовое рисованное приключение трех темпераментных солисток мюзик-холла, трудолюбивого велогонщика и его любящей бабушки сломало традиционное представление о жанровых и стилевых характеристиках полнометражного мультфильма. В отличие от большинства современных анимационных блокбастеров, в которых диалоговая драматургия явно доминирует над изобразительным решением, фильм "Рандеву в Бельвиле" без единого слова захватывает зрителя увлекательным детективным сюжетом и выразительной карикатурной формой. Блистательный художественный результат создается благодаря синтезу музыки, яркой графической манеры и виртуозной анимационной пластики. Не исключено, что на следующих смотрах мульткино, коих в мире не меньше иных фестивалей, именно этот франко-канадско-бельгийский фильм будет определять планку фестивального качества новой авторской анимации и тенденции развития всей мировой мультиндустрии. А пока интернациональная публика Анси наградила премьерную ленту невиданным шквалом аплодисментов, которые уже можно считать первой фестивальной наградой...

Наталья Лукиных, Газета ╚СК-новости╩. Июль-2003 г.