Формат не тот
Лучшие российские анимационные фильмы пока не доходят до зрителя

В Москве показали избранное из программы XI Открытого российского фестиваля анимационного кино, не так давно прошедшего в Суздале. Хорошая российская анимация почему-то определена в диковинки — в широкий прокат не выходит, на телеэкраны прорывается крайне редко, на дисках и кассетах издается мало. Однако интерес к этому явлению растет.

Из полусотни с лишним работ, участвовавших в фестивальном конкурсе (а это почти все картины, снятые в прошлом году на разных российских студиях), на вечере в московском Доме кино показали только девять фильмов, занявших призовые места и верхние строчки профессионального рейтинга. Конечно, желающим знать все, что происходит в российской анимации, надо было ехать в Суздаль. Говорят, во время фестиваля там невозможно было устроиться не только в гостиницах и частном секторе, но даже в близлежащих селениях. И на московском показе была несусветная давка. Те, кому не хватило мест, стояли вдоль стен и сидели на полу. Даже весьма скудное эхо суздальского фестиваля, докатившееся до Москвы в виде всего одного показа, проявило бескрайний диапазон стилей и возможностей этого искусства. В программе не было ни одного похожего фильма. И каждому из них нашлось бы место и в коллекции киноманов, и в сетке телепрограмм.

Лента Александра Бубнова “Шерлок Холмс и доктор Ватсон” — потенциальная соперница самых “прайм-таймовых” передач. Пародия на знаменитый детектив задириста и занимательна. Холмс обнаруживает пулю в чашке кофе и самонадеянно выдвигает версию убийства. Великого сыщика переубеждают все персонажи фильма — полисмены, свидетели, родственники жертв, оживающие покойники и даже сама пуля, прочертившая до злополучной чашки сложнейшую траекторию полета. Действие насыщенно и динамично. Фильм, вполне заслуженно удостоившийся приза за лучшую драматургию, еще и остроумно нарисован и весело поставлен.

Главный призер фестиваля, авторская картина Игоря Ковалева “Молоко”, — полная противоположность демократичному детективу. В мрачной, изощренной работе видна рефлексия аниматора по отношению к большому кино. Небольшой фильм перенасыщен многозначными образами, смутными символами. Рождение и смерть, взросление и старение, физиология и природа, мерзости и восторги бытия… Всего этого хватило бы на бесконечные метры кинопленки, пожелай она запечатлеть живых актеров. Но рисованные образы лаконичнее, жестче и безжалостнее. “Молоко” — кино не для всех. Но в какой-нибудь продвинутой арт-галерее вполне могло бы обрести постоянную прописку. Так же, как и фильм-галлюцинация, навеянный образами Бунюэля, “Признание в любви” Дмитрия Геллера. Или “Город” Петра Бронфина, похожий на вспышки то восторженного, то утомленного сознания. Кому еще, как не галерейщикам, показывать эту картину, отмеченную за лучшее изобразительное решение. Предполагаемый арт-сеанс дополнил бы и “Буатель” Алексея Демина — фильм по новелле Мопассана, выполненный в манере легкой книжной графики.

А “Капитанской дочке” при правильном продюсерском подходе вообще суждено стать кукольным блокбастером. Это просто хорошее кино, снятое в классических традициях (режиссер Екатерина Михайлова, художник Нина Виноградова). Сценарий по повести Пушкина написан так занимательно, а куклы настолько точны и выразительны, что фильм с хрестоматийным сюжетом держит в напряжении от начала до конца.

Фильмам для более маленьких зрителей успех уготован априори. Из работ, показанных в Доме кино, пока больше всего везет “Ворону-обманщику” Андрея Кузнецова. Эта сказка входит в цикл “Гора самоцветов” — успешный, раскрученный проект студии “Пилот”. Хотя зарисовки молодых аниматоров — “Колыбельные мира” Лизы Скворцовой и история про пуговицы “Осторожно, двери открываются” Анастасии Журавлевой — заслуживают не меньшего внимания публики.

Александр Герасимов, директор Открытого российского фестиваля анимационного кино:

Большинство фильмов нашего фестиваля телевидению не интересны, так как не вписываются в сложившиеся форматы. Бизнес-процесс требует либо сериалов, либо полнометражных картин. Такие удобно вставить в сетку, подладить под рекламу. Работы российских аниматоров разные не только по хронометражу, но и по стилю. Их изредка закупает канал “Культура”, где нет привязки к рекламе. Не раскрученные на ТВ фильмы выпускать на дисках и кассетах тоже не выгодно. Хотя сейчас уже появляется интерес к неизданным анимационным лентам. Думаю, этот процесс пойдет, хотя и медленно. Мы готовы к сотрудничеству с компаниями, заинтересованными в издании мультсборников суздальского фестиваля. Но пока к нам никто не обращался.


Елена Губайдуллина, Ведомости