Страшные сны и смешные сказки
 
Эхо Суздальского фестиваля в Московском Доме кино
Каждый год в Суздале происходит самое большое событие в российской анимации - фестиваль новейших работ отечественных аниматоров. В минувшем, уже одиннадцатом по счету фестивале участвовало пятьдесят четыре фильма. Победили пять картин. По традиции их демонстрируют в Доме кино.

Единственный показ "Эха Суздальского фестиваля" вызвал безумный зрительский ажиотаж. В зале яблоку негде было упасть. Фаворитами публики стали смешные фильмы. Одна из самых забавных картин - "Осторожно, двери открываются" Анастасии Журавлевой - рассказала про метро (приз "Лучший дебют"). Пассажиры катятся по эскалатору, толпятся на платформах, выходят из вагонов и торопятся попасть в открывающиеся двери. Все роли "играют" разноцветные пуговицы. Пол выстлан выкройками из "Бурды", поезда оказываются застежками-молниями, сквозь толпу проскакивают булавки на тоненьких ножках, а граждане-пуговицы заводят друг с другом легкие интрижки.

Интересное анимационное мышление проявила и другая молодая участница программы - Елизавета Скворцова. Ее этюды из цикла "Колыбельные мира" не удостоились призов, но вошли в топ-десятку профессионального рейтинга. В Доме кино показали два сюжета - русскую и африканскую колыбельные. Лирическую, нежную фантазию про добрые сны и бойкую игру про негритят и зверят.

"Колыбельные мира" адресованы маленьким детям. Но темы сна в разных вариациях возникали и во взрослых фильмах программы. Психоделическое "Признание в любви" Дмитрия Геллера (приз "Лучшее звуковое решение") переплело образы фильмов Луиса Бунюэля, полотен Сальвадора Дали, детские воспоминания и сны. Бессюжетная фантазия оказалась зашифрованным посланием для знатоков. "Молоко" Игоря Ковалева (удостоившееся Гран-при фестиваля, приза за лучший мультипликат и первого места в профессиональном рейтинге) тоже похоже на странный и сложный сон мудрого старца. Поток сознания закручивает жизнь с конца до начала и обратно. Обрывки бытия перепутываются в многоликом пространстве. Портреты героев складываются из морщинистых гримас, грубых действий, резких жестов, отталкивающего поведения и недоуменных взглядов.

Сны жителей мегаполисов ожили в фильме "Город" Петра Бронфина, награжденного за лучшее изобразительное решение. Урбанистическое пространство кружится вокруг остановок и станций, лифтов офисов и окон новостроек. Люди - расплывающиеся пятна среди строгой геометрии пирамид и кубов.

Тема сна проникла даже в экранизацию классики. Получасовое изложение пушкинской "Капитанской дочки" складывается из воспоминаний Петруши Гринева, смешавших реальность и страшные видения. Рефрен фильма - зловещая фигура Пугачева, оборачивающаяся волком, воющим на вьюгу, и преследующая героя жутким кошмаром. История, развивающаяся между галлюцинациями-превращениями, похожа на детектив. В то же время занимательная "Капитанская дочка" сделана режиссером Екатериной Михайловой с большим почтением к первоисточнику.

Публика с интересом внимала "анимационным снам", но бодрые фильмы встречала с большим оживлением. Много зрительской радости вызвала пародия Александра Бубнова "Шерлок Холмс и доктор Ватсон". Расследования легендарного детектива опрокидываются парадоксальными подсказками участников преступления и даже оживающих покойников, а наглая пуля то и дело залетает в чашку Шерлока, прерывая степенный завтрак.

"Шерлок Холмс и Доктор Ватсон" удостоился приза фестиваля за лучшую драматургию и попал на вторую строчку профессионального рейтинга. "Ворон-обманщик" Андрея Кузнецова отстал от этой картины всего на четыре ступеньки в рейтинге. Ительменская сказка про ленивого ворона, ворующего улов у прилежных рыбаков, ярко и стильно нарисована и живо рассказана. С наградами фильму не повезло, зато дальнейшая судьба обещает быть успешной. Остается надеяться, что фильмы суздальской программы дойдут и до широкого зрителя.

Елена Губайдуллина, материал опубликован в "Газете" №55 от 31.03.2006г.