╚Пилот╩: пластилиновая энциклопедия

Анимационная студия ╚Пилот╩ затеяла грандиозный проект √ цикл мультфильмов по сказкам народов России ╚Гора самоцветов╩. ╚Гора╩ раст╦т и ширится. В ней √ сказки разных областей и автономных республик, малых народностей России и народов, ╚прописанных╩ за пределами официальных границ многонациональной страны. Автор идеи √ знаменитый режисс╦р-аниматор, руководитель ╚Пилота╩ Александр Татарский не ограничивается географическими принципами. Поэтому в цикле есть белорусская и украинская сказки, будут армянская и немецкая┘ Над фильмами работают известные режисс╦ры и молодые таланты. В художественном совете √ зв╦зды нашей анимации Эдуард Назаров, Михаил Алдашин, Валентин Телегин, Георгий Заколодяжный. Консультанты проекта √ Ф╦дор Хитрук и Юрий Норштейн.
Сказки ╚Горы самоцветов╩ идут по воскресеньям по Первому каналу. Это своеобразный прорыв. Массовый зритель давно не видел современных отечественных мультфильмов. Их показывали в основном на фестивалях и спецпросмотрах. Задумано 52 фильма (по количеству недель в году). Но, скорее всего, за первым ╚томом╩ последуют и второй, и третий. Благо оригинальных, благодатных для анимации сказок √ не перечесть.
╚Пилот╩ выпускает фильмы XXI века. Что не мешает студии продолжать лучшие традиции нашей анимации. Современные аниматоры рассказывают старинные сказки весело и живо. Раскрашивают повествования озорными подробностями, развивают фольклорные интриги с детективным азартом. И при этом ни один фильм не похож на другой. А двухминутные заставки к сказкам, занимательно рассказывающие о той или иной национальности, сделаны в единой манере, в одной технике и из одного материала. Из пластилина. О том, как созда╦тся анимационная ╚энциклопедия╩ народов России, рассказывает режисс╦р Сергей МЕРИНОВ.

√ Ваша группа делает заставки ко всем сказкам и таким образом изучает все народности России?
√ Да, приключение действительно получается довольно большое √ виртуальное путешествие по всей нашей стране. Когда начинаем работу над заставкой, уже есть сценарий, утвержд╦нный худсоветом. Обращаясь к нему, часто понимаем, что просто не знаем, как должны выглядеть предметы национального быта. Кидаемся за этнографическим материалом. Нас уже все букинисты в ╚Олимпийском╩ знают, в Ленинскую библиотеку ходим и в Интернет. Собираем по каждому народу полный материал. Стараемся общаться с носителями национальных культур. Знающие о нашем проекте люди часто помогают √ присылают и картинки, и фотографии, и музыку. И каждый раз происходят какие-то маленькие открытия. Например, уже в процессе создания нашли очень интересные традиционные карельские игрушки. Вставили в уже готовый сценарий, в итоге сказку ╚Про барана и козла╩ предваряют плет╦ные барашек и козлик. Береста, как и многие природные материалы, прекрасно сочетается с пластилином. Заставка перекликается с содержанием сказки. И с основной нашей образовательной задачей √ познакомить зрителя с особенностями каждой национальности, передать е╦ колорит.
√ Меня очень увлекли заставки про народы Севера. С удивлением узнала, что нивхи разводили медведей как домашних животных, а эскимосы обогревают целую ярангу с помощью всего одной свечи. А какие открытия поразили вас?
√ Самой потрясающей оказалась работа над заставкой к воронежской сказке. У меня у самого корни оттуда, и я думал, что вс╦ знаю про Воронеж. А выяснилось √ не вс╦. Оказывается, там самые глубокие и жирные черноз╦мы √ слой в три метра! Глубже, чем на Украине. И именно под Воронежом появились знаменитые орловские рысаки. Они так называются потому, что их вывел граф Орлов. А город Ор╦л, с которым многие связывают эту породу, тут совершенно ни при ч╦м. И такие мини-открытия происходят практически на каждой заставке. Даже про Москву узна╦м много нового.
√ А что нового открыли в пластилине?
√ Его возможности неисчерпаемы. Попробовали, например, использовать пластилин как краску. Готовим полуобъ╦мные фона, а иногда для съ╦мок делаем пластилиновые картины. Так, в питерской заставке сделали из пластилина все знаменитые эрмитажные полотна √ ╚Данаю╩, ╚Юдифь╩┘ Получилось довольно забавно и интересно. А наш художник-постановщик Галя Голубева так увлеклась, что дома для себя теперь рисует картины пластилином, использует его вместо масляных красок.
√ Какова технология производства пластилиновых фильмов?
√ Каждый персонаж снимается отдельно. Иногда √ только часть персонажа. Отдельно снимается фон, потом в компьютере сводится вс╦ вместе. Так удобнее работать, потому что легче поправить отдельную часть, чем переснимать всю сцену, как это делалось раньше. Прежде снимали на пл╦нку, на двенадцати ст╦клах-ярусах. И если обнаруживалась ошибка √ все шло в брак. Отдельная история √ чистка стекла от жирных пятен пластилина. Сейчас проще: снимаем на цифровую камеру, на компьютере можно и вычистить, и поправить. Но вс╦ равно, работа кропотливая √ аниматор каждую фазочку двигает, смотрит, что получается. Делаем две полутораминутные заставки в три месяца √ это очень напряж╦нный график.
√ Пластилин использовался в анимации и раньше?
√ Его часто применяли в кукольных фильмах √ для ртов, для мелких деталей. Чисто пластилиновые фильмы появились в 20-е годы в Америке. А пластилиновые динозавры в кино возникали и раньше. Пластилин очень пригоден к анимации. Чаще снимали объ╦мные пластилиновые фильмы. Студия ╚Пилот╩ √ первопроходец плоской пластилиновой перекладки. А она ближе к рисованной анимации.

√ А будут ли на ╚Горе самоцветов╩ пластилиновые сказки?
√ Степан Коваль снял гуцульскую сказку ╚Злыдни╩. Сейчас Эдуард Беляев делает удмуртскую ╚Солдат и смерть╩, а я в феврале начну мордовскую ╚Куйгорож╩. Будет три пластилиновые сказки. Прич╦м все в разных техниках √ объ╦мная, так называемая ╚перекладка╩ и пластилиновая живопись.
√ О ч╦м будет ваша сказка?
√ Про волшебное существо, по сути √ нечистую силу, но довольно обаятельную. Е╦ завели ленивые люди, чтобы не работать. Богатство-то они получили, а счастья √ нет. По смыслу сказка чем-то похожа на ╚Золотую рыбку╩, но сюжет крайне своеобразный и персонаж весьма забавный.
√ Пластилин для съ╦мок используете какой-то особенный?
√ В основном √ испанский, для самых маленьких детей. Он хорошо лепится и держит форму, не пачкается, к рукам не прилипает, много цветов. Смешивая пластилин, можно получить любой оттенок.
√ ╚Происхождение╩ пластилина как-то найд╦т отражение в цикле? Будет ли у вас испанская сказка? Испанцы же в России тоже живут.
√ Вполне возможно. Во всяком случае, мысль интересная.

Беседу вела Елена ГУБАЙДУЛЛИНА, опубликовано в Литературной газете 21.12.2005