В очередь за Фунтиком
Известные мультипликаторы объединились против пиратов
Против пиратов, ворующих творческую собственность, в частности, любимых всеми мультипликационных персонажей, объединились известные художники-мультипликаторы. В Союзе кинематографистов на конференции по защите собственных авторских прав они приняли важное решение – создать комиссию, которая бы помогала авторам и их наследникам бороться с нарушителями.

Гордость советской мультипликации

В тесном вытянутом помещении Союза кинематографистов, в так называемом мини конференц-зале, собралось около 20 пожилых скромно одетых мужчин и женщин. Они тихонько рассаживались на стульях вдоль стен и замирали с одинаковым выражением на лицах: готовности внимать всему происходящему. По их виду никто бы не догадался, что эти люди стояли у истоков советской мультипликации и создали гениальные мультики. Седой и все еще осанистый Вячеслав Назарук нарисовал Кота Леопольда, из-под пера Натальи Орловойродилась Алиса Селезнева и вообще вся "Тайна третьей планеты", так как она была художником-постановщиком этого фильма. Пришел даже 82-летний Светозар Русаков – человек, который придумал и оживил Волка и Зайца из мультсериала «Ну, погоди!». Все они – немногие оставшиеся представители славной ушедшей эпохи «Союзмультфильма» - хотели узнать, как бороться с наживающимися на их таланте дельцами.

Высокодоходный Фунтик

Пригласили коллег Анатолий Солин и Инна Пшеничная – знаменитая супружеская пара, без которой не было бы популярных мультфильмов «Приключения Мюнхгаузена», «Великолепный Гоша»… Но поводом для встречи был другой их персонаж – любимый всеми поросенок Фунтик. Вот уже около года «родители» Фунтика Солин и Пшеничная судятся с несколькими крупными предприятиями, которые выпускают товары для детей с изображением рисованного героя без разрешения художников. Как уже рассказывала "Газета", некая компания ТАРО "Энтертеймент" торгует чужим персонажем без всякого на то право. По ее лицензиям несколько крупных организаций производят детские товары с аппликациями сказочного поросенка. Фунтик красуется на школьных ранцах, канцелярских товарах и даже на китайских пледах!

"Мы ничего об этом не знали, пока не установили дома Интернет, - делился с коллегами опытом защиты своих прав Анатолий Солин. – Набрали в поисковой системе имя Фунтик и обомлели – на нашем поросенке, оказалось, сделали большой бизнес. А допустил все это Валерий Шульжик, который написал пьесу "Четвертый поросенок". По ней мы в 1985 году нарисовали мультфильм".

"Объектом авторского права являются рисунки художников, - наставляла мультипликаторов адвокат Ирина Тулубьева, которая защищает интересы Солина и Пшеничной в судах. – "Союзмультфильм" может продавать мультфильмы целиком телеканалам и студиям, но отдельные их составляющие – музыка, персонажи, тексты – принадлежат авторам. Поэтому за любое их использование авторы должны получать соразмерное сумме доходов вознаграждение. По закону право на творческое произведение сохраняется в течение всей жизни автора и еще 70 лет после его смерти. И авторы, и их наследники, я считаю, обязаны блюсти свои права. Стоит ослабить внимание, и все разворовывается. С каждым годом труднее будет доказать, что именно вы и есть настоящий автор".

Пластическая операция Кота Леопольда

"Позвольте мне спросить, - попросил слово Вячеслав Назарук. – Все вы знаете, что я нарисовал Кота Леопольда. Это было не просто, так как я включился в работу только с третьей серии мультфильма. Персонаж был уже задан, и нужно было…" "Сделать пластическую операцию", - с улыбкой подсказал Солин. "Еще какую операцию, - согласился Назарук. – Важно было сохранить характер персонажа, его драматургию и в то же время изобразить его по-новому. Мне, кажется, это удалось. За всю свою жизнь я создал 37 мультфильмов, занимался живописью и скульптурой, - голос художника задрожал от обиды. – И тут увидел на прилавках книжку про Кота Леопольда с моими иллюстрациями. Подписана: Анатолий Резников, рисунки автора. Все мы знаем, что Резников был режиссером мультфильма. Текст писал покойный Аркадий Хайт, рисовал я. А недавно одно издательство предложило мне сделать иллюстрации к книжкам о Коте Леопольде, только сначала, говорят, докажите, что вы автор". "Как же мне это доказать?" - с искренним удивлением обратился к адвокатессе художник.

"Да, как? Как? Разве сами произведения не доказательства?" - возбужденно выкрикивали мультипликаторы.

"Если ваши права нарушают, нужно написать претензию, а потом обратиться в суд, - твердым голосом начала объяснять Тулубьева, и гам затих. – Суд не обязан устанавливать истину. Поэтому стороны сами должны доказывать свою правоту. Ваша фамилия в титрах, публикации, брошюры, показания коллег, друзей, всех, кто видел, как вы творили, – все это доказательства. Суд примет сторону тех, у кого убедительнее доводы. Вот, например, Шульжик принес в суд наброски поросенка и утверждает, что их якобы нарисовал некий художник из Хабаровска по фамилии Видрак еще в 1974 году…"

"А мы все это время паразитировали на его творчестве, - не удержался и перебил возмущенный Анатолий Солин. – Где же этот Видрак был все эти годы?!"

"Мразь всякая наживается"

Надо сказать, что Анатолий Иванович с трудом сдерживал эмоции с самого начала конференции, так как один из его главных обидчиков и оппонентов в суде Игорь Шульжик (сын автора пьесы про поросенка. – "Газета") тоже пришел. Шульжик-отец, человек в возрасте, передал свои авторские права на сказки о Фунтике сыну. Теперь Игорь руководит одним из предприятий ТАРО «Энтертеймент», а именно киностудией "Фунтик Энтертеймент", с подачи которого выпускаются товары с изображением поросенка. К слову, сейчас на киностудии делается новый мультфильм о приключениях Фунтика.

"Может показаться, что заводы и фабрики стоят в очередь за Фунтиком, но это не так, - не побоялся выступить перед разгневанными мультипликаторами Игорь Шульжик. – Они предпочитают работать с западными брендами, например с Симпсонами. Вот и получается, что от всех этих скандалов и судов страдают дети. Вы хотите, чтобы покупали товары с Человеком-пауком или еще кем-нибудь?"

"При чем здесь это? Платите деньги и делайте товары. Сами, небось, зарабатываете", - зароптали художники.

"Нам нужно объединиться на основании закона, а не эмоций, - призвал к спокойствию разволновавшихся коллег известный мультипликатор Леонид Каюков. – Ведь мразь всякая наживается, а я уже 30 лет не отдыхал".

Наконец Анатолий Солин как хозяин мероприятия подвел черту. Он предложил создать наблюдательную комиссию, которая бы отслеживала нарушения авторских прав и составляла претензии. Юрист Тулубьева согласилась консультировать сообщество художников и по мере необходимости представлять его интересы в судах. Но адвокатесса подчеркнула, что «лучше договориться миром, чем судиться». Услышав ее слова, а может, по другой причине Шульжик-младший подошел к Тулубьевой после конференции, и они долго о чем-то беседовали. «Вдруг нам удастся договориться», - с улыбкой шепнула корреспонденту «Газеты» адвокатесса.

Елена Московкина, Материал опубликован в "Газете" №227 от 30.11.2005г.