Георгий Бородин

Новейшие времена ознаменовались уходом в небытие огромного числа свидетелей и участников эпохи расцвета советского кино и одновременно - распадом профессиональных традиций и устоев, резким снижением уровня мастерства, который с таким трудом пытаются сейчас поднять некоторые представители нового поколения кинематографистов. Анимация - не исключение. Сегодня мы переоцениваем значение даже тех имен и профессий, которые не входили в сферу интересов кинокритики, считались "низким ремеслом" и не оставили следа в истории Союза кинематографистов. Ведь фазовщики, прорисовщики, оформители и изготовители кукол и декораций и представители многих других профессий (даже самые талантливые и неординарные специалисты!) - не были членами СК. А сегодня те из них, чей творческий путь начинался в незапамятные тридцатые - на вес золота.

В январе этого года отмечала свой юбилей Нина Романовна Караваева - жена Е.Т.Мигунова, фазовщица, пришедшая в мультцех "Межрабпомфильма" в далеком 1934 году. Другой представительнице этой профессии - Ирине Константиновне Бреннер - 16 марта исполняется 90 лет.

В ее судьбе было много ярких страниц и неожиданных совпадений. Вместе с Валентином Лалаянцем она училась недалеко от Страстного монастыря (и даже в его строениях) - в мастерской художника, в методику которого входили постоянные упражнения в рисовании деталей изображения и их различных ракурсов. Когда это утомительное занятие наскучило, кто-то надоумил их попроситься в мультцех киностудии "Мосфильм", в группу Н.П.Ходатаева. Первая же сцена, сфазованная с удивительным для новичков профессионализмом, показала, что обучение не прошло даром, и определила судьбу Ирины Константиновны. Так, со знаменитого и даже легендарного "Органчика", начался ее путь в кино.

На ее жизненном пути было и знакомство с С.М.Эйзенштейном, и арест и уничтожение первого мужа, судьбу которого ей, к счастью, удалось избежать, и объяснения, что такое фазовка, молодому Феде Хитруку, пришедшему в 1937-м году на "Союзмультфильм"… В 1945 году ее ожидал сюрприз - студия разместилась в здании на Каляевской, в той самой церкви Николы Чудотворца в Новой Слободе, где Ирину Константиновну когда-то крестили. Здесь ей и довелось проработать большую часть жизни, до середины 1980-х годов.

Но студийцам она запомнилась, конечно, как бессменный методист, заведующая легендарным методкабинетом "Союзмультфильма", гордостью студии. То, что сохранилось от него после трагического затопления 1991 года, теперь составляет основу анимационных фондов Музея Кино. Так что Ирина Константиновна - еще и старейший музейный работник нашей анимации.

То, что казалось незначительным и второстепенным, с годами обретает ценность уникального документа. Но живой очевидец много дороже материальных свидетельств о безвозвратных временах - каким бы незаметным он ни казался в прошлом. Наше счастье, что рядом с нами живет И.К.Бреннер, учитель учителей наших. Не забудем пожелать ей здоровья в ее день рождения.