Валентин Телегин: «Анимацию делают руками»

Фестиваль мультфильмов Bimini только что закончился. В числе прочих гостей приезжал художник и режиссер московской студии «Пилот» Валентин Телегин. Он дал мастер-класс для местной аниматорской молодежи и пообщался с вашим корреспондентом.

Ранее Валентин участвовал в конкурсе фестиваля «Арсенал», приезжал в Ригу к друзьям со студии кукольной анимации АВ, да и просто так. «Пилот», на котором он работает, это первая независимая студия в России, созданная во время перестройки в 1989 г. Нынче там работают над объемным и долгосрочным проектом «52 сказки народов России» (пока их сделано 11). Телегин - один из руководителей этого проекта.

Последние годы он успешно работает на пару с основателем «Пилота» Александром Татарским (кто не помнит его «Пластилиновую ворону»!) в качестве художника и сорежиссера.

- Как ни смешно, но мы в этом проекте снимали татарскую сказку «Толкование сновидений». А до этого был фильм «Красные ворота Расемон» - ностальгические воспоминания о детстве. О моем, московском, и киевском - его...

Есть ли некая общая тенденция в мировой мультипликации? Телегин полагает, что нет.

- Здесь, как и в «большом кино», существуют два параллельных потока: один - фестивальный, то, что авторы делают для себя, а второй - коммерческий. Каждый существует по своим законам.

Киномолодежь вообще любит постебаться над миром, подпустить жестокости, у них много иронии, в отличие от старых мастеров. Но это не тенденции, а поколенческое восприятие мира. Думаю, такие же тенденции и в документальном, и в игровом кино.

С молодежью я люблю общаться, сотрудничество дает интересные плоды. Наши фазы то совпадают, то нет. А в мультипликации просто есть некие школы со своими традициями. Английская, французская... или взять латышские куклы.

- Рижский фестиваль назван «Бимини» в честь фильма Арнольда Буровса, снятого по одноименному стихотворению Г. Гейне. Студия АВ годами продолжает эту традицию.

- Латыши меня порадовали, когда я у них был, то словно попал в 80-е годы на «Союзмультфильме». Есть музей с куклами. Все снимается нормальной старой камерой, операторы ставят свет. Этакий ретромир, где люди хранят традиции, в отличие от развалившегося «Союзмультфильма». Кстати, ваш Марис Бринкманис принимал участие в нашем «сказочном» проекте - снял один фильм.

- В Интернете я попал на сайт, где российские аниматоры на чем свет стоит поносят бедную Масяню. Стоит ли она такой негативной страсти?

- Да ну что вы! Ее автор Олег Куваев и сам себя не считает аниматором. На одной встрече он и говорит: что вы, ребята, на меня накинулись? Ну сделал свой продукт и сделал... Масяня занимает свою нишу. И не надо ее сравнивать с «Ежиком в тумане» - это как сравнивать банан и картошку.

- А как, кстати, поживает сам отец славного «Ежика», режиссер Юрий Норштейн? Он ведь уже второй десяток лет не может закончить свою «Шинель» по Н. Гоголю...

- Думаю, для него это больной вопрос: к «Шинели» он относится трепетно. И, похоже, поставил себе планку такого высокого художественного уровня, которую едва ли можно преодолеть. Потом, у него были проблемы: умер оператор, уходили художники, словом, много всего...

Но он не схимник, посвятивший жизнь «Шинели». Дела его идут достаточно активно: он ездит на фестивали, проводит мастер-классы с молодежью, сотрудничает с японцами, даже стал кавалером их ордена Восходящего солнца. В Пушкинском музее должна открыться выставка, посвященная его «Сказке сказок». Он художник, открытый миру.

- Как вы сами пришли в рисованное кино?

- Работал художником, дизайнером, макетчиком. Хотел научиться и потому пришел во ВГИК. Но в то время там учили на художника кино вообще, а не анимации. В итоге я попал на курсы художников-мультипликаторов, которые набирал Татарский при студии «Мульттелефильм». И там же стал работать художником на фильме «Следствие ведут колобки». Так и покатилось.

Мне повезло, что попал к Татарскому. Я был последним, кто замкнул блок единомышленников, из которых родился «Пилот». Из них сейчас остались пара человек. Остальные все уехали и работают в Голливуде.

Но вот неприятность: недели две назад закрылась студия (очень до того успешная), где они работали. Ну, применение-то они себе найдут, но - симптом! Тут же не премину отдать дань уважения нашему государству: наш проект «52 сказки» живет благодаря ему. В России, тьфу-тьфу ( постучал по дереву. ), существует государственное финансирование. Пусть не очень жирное, но можно жить и делать кино.

- Несколько лет назад аниматоры и кинокритики волновались за судьбу русской мультипликации. Говорили, что она «обесточена», что остались «руины советской анимации».

- Обесточена в самом деле - в плане среднего звена исполнителей. Не было работы - люди уезжали, меняли род занятий. Сейчас ситуация обратная, государство стало давать деньги. Есть режиссеры, художники, а техническим воплощением заниматься некому - пропала масса звеньев кинопроцесса: нету или остались единицы профессиональных аниматоров, фазовщиков, заливщиков и т. п. Старые кадры умерли или уехали, новых не научили.

- А как на мировом рынке относятся к русской мультипликации? Она там заметна?

- К сожалению, заметность стала угасать. Может, в связи с тем, что просто меньше ее делается. Вот в 80-е годы она была очень заметна - буквально взрыв, бум. Работали очень сильные выпускники Высших режиссерских курсов. Делали хорошее кино. Тем более все это происходило на фоне перестройки, подогревавшей интерес к России.

Сегодня, на мой взгляд, интерес мирового кино прикован к корейцам. Они очень сильно прут, даже давят всех. Это очень серьезное авторское кино, отбирающее у других позицию за позицией. Почему? У корейцев свое видение мира - удивляешься, что у них голова работает не так, как у тебя. Точно так же удивлялись и российскому кино.

- Говорят, сегодня запросто можно слепить мультфильм на компьютере. Это правда?

- Правда. ( Рассмеялся.) Но что значит «на компьютере»? Вот я сам 15 лет работаю на компьютере. Это все равно что кому-то захотелось написать дома роман - ну, возьми печатную машинку и печатай себе.

- Предположим, молодому художнику хочется попробовать себя в этом. Какой сделать первый шаг?

- Если он хочет заниматься этим профессионально, то, конечно, пробиваться на студию. А если так... В Интернете существует масса любителей: они посылают друг другу мультфильмы, конкурсы устраивают. У них своя отдельная жизнь. Но нельзя же профессиональное кино снимать дома.

Компьютер - это тот же «карандаш», он сам за меня не будет делать кино. И пусть это цифровой носитель, но делать все равно приходится руками.

- Пусть не устают ваши руки.

Итоги Bimini

Международное жюри под председательством критика-режиссера из Москвы Натальи Лукиных присудило шесть призов и семь дипломов.

Гран-при получил фильм немецкого режиссера Жюля Алькабеца «Сгорая от любви».

«Лучший фильм продолжительностью до 5 минут» - Эрик ван Шаайк, «Ветер» (Голландия).

Жюри не дало приза в категории «Лучший фильм от 10 до 30 минут», зато дало две премии в категории от 5 до 10 минут - Владимир Лещов, «Бессонница» (Латвия), и Арно Демюнк, «Знаки жизни» (Франция/ Бельгия).

«Лучший дебют» - Айю Салминен, «Караоке» (Финляндия).

«Лучший экспериментальный фильм» - Габриэль Пельке «Исследование падения - 2» (Германия).

Детское жюри лучшим детским фильмом сочло «Глоби и украденные тени» режиссера Роби Энглера из Люксембурга.


Информационно-развлекательный портал Даугавпилса, 05.04.2005