Победит ли Алеша Попович Шрека?

В МОСКВЕ около 80 кинозалов, одновременно демонстрируется примерно 100 кинолент. Знаете, сколько из них анимационных? Больше десятка не наберется, да и то отечественных всего четыре: «Чуча-3», «Незнайка и Баррабасс», «Щелкунчик», «Алеша Попович и Тугарин Змей». И только в паре кинотеатров.

СКОЛЬКО ни говорят и ни пишут, наши мультики так и не доходят до кинозалов (как, впрочем, и до телевидения). Я провела эксперимент во время Х Российского фестиваля анимационного кино (он только что прошел в Суздале) и попросила собравшихся в зале детей назвать героев любимых мультиков. Том и Джерри, Бэтмен, Пинки и Брейн, Шрек, Скуби-Ду, Багз Банни… И лишь пару раз робко «прозвучал» наш родимый Винни-Пух.

Грустная картина: у нас в отечестве многие сотни анимационных студий, только к конкурсной программе фестиваля было представлено 120 фильмов. За последние несколько лет российская анимация явно сделала огромный скачок. Чего стоит один только проект студии «Пилот»! «Гора самоцветов» — это 52 мультфильма по сказкам народов России, и 11, уже готовых, были показаны в Суздале. Фестивальный просмотровый зал был переполнен, детвора — в восторге, подавляющее большинство картин — классного уровня. Стало быть, наша анимация возвращает былую славу, когда она высоко ценилась в мире? Подождем с оптимистическими выводами.


Новых Чебурашку, Бонифация и кота Матроскина так никто и не придумал.

ДА, КОЛИЧЕСТВО и качество нашей анимации впечатляет. Есть уже мастера не только старшего, но и среднего поколения — 30–40-летние. Приятно поражает количество молодежи, смело идущей в анимацию (сейчас профессиям, связанным с этим видом кино, обучают не только во ВГИКе, но и на курсах при мультстудиях). Многим одаренным дебютантам чуть больше 20. Произошло наконец главное — государство взяло под опеку мультипликацию. Большинство фильмов сегодня снимается при поддержке госбюджета. Для сравнения: в 2000 г. государство помогло с финансированием 10 картин, в 2001 г. — 17, в 2003-м — 22, в 2004-м — 68.

Однако из года в год и на Суздальском фестивале, и на международном «Кроке» повторяется одно и то же: ситуация с инертностью телевидения, где торжествует импортная анимация, и очень узким прокатом мультфильмов в кинотеатрах по существу не меняется. Кроме того, продюсеры активно влияют на творческий процесс художников, стремясь «подогнать» их продукцию под рыночный, а значит, по их мнению, американский стандарт.

Таким образом, размывается постепенно отечественная, уникальная, признанная во всем мире школа авторской анимации. Символически выражаясь, рукотворное, одушевленное кино норштейновского образца вытесняется компьютерной графикой, говорящими и бегающими уродливыми полузверьками и получеловечками. Новых Чебурашку, Бонифация и кота Матроскина так никто и не придумал.

Видеорынок тоже фактически мертв — если и есть копии, то почти 90% — пиратских. Александр Татарский признался: чтобы его помнили и знали не только как автора «Пластилиновой вороны», он лично отнес кассету с новым своим фильмом в народ, то есть пиратам на «Горбушку»!


Компьютер может «съесть душу» анимации.

НЕ ВПЕРВЫЕ обсуждается и вопрос подготовки кадров, особенно среднего звена. Ведь мультипликация — это самое «многолюдное» и технологичное искусство: в процессе создания фильма задействовано множество профессий. Знаете ли вы, к примеру, кто такой прорисовщик или фазовщик? Между тем без них кино не сделать. «Союзмультфильм», некогда мощнейшая в мире киностудия с огромным штатом, множеством профессиональных производственно-творческих цехов, еле дышит (кстати, о славном прошлом этой студии ностальгически и с горестным сожалением об утраченном вспоминает нынче все анимационное сообщество). В итоге сделать мультик может сегодня любой дилетант (что и происходит нередко) с помощью компьютера, который, по многим отзывам аниматоров, и друг художника, но и враг. Так, для классика нашей и мировой анимации Юрия Норштейна компьютер — враг абсолютный. Мастер, добросовестно отсматривающий программы «Крока» и Суздальского фестиваля, говорит, что компьютер способен «съесть душу», стать виновником творческой и умственной вялости, неспособности переживать то, что делаешь: «Мне кажется, что сидящий за компьютером обречен на ложное представление о себе как о творце — в компьютер заложены программы, значит, автор растворяется в них как творческая личность, становясь придатком программы, компьютера».

И еще одна проблема — на первый взгляд парадоксальная. Александр Татарский задался вопросом: какой продукцией отвечают порой аниматоры на нежданно свалившуюся господдержку? По его мнению, необходимо регулярно устраивать разбор ситуации — кому и на что пошли государственные деньги. Он подчеркнул — именно государственные, налогоплательщиков. Необходимо еще на предварительном этапе решать, кто заслуживает господдержки, а кто должен ее еще завоевать. А для этого необходима четкая политика в отношении отечественной анимации не только у прокатчиков и телевидения, но и у государства.

Так что справедливо сказал Норштейн: «Несмотря ни на что, эйфория преждевременна. Нет ощущения стабильности, нету». Поэтому одна моя знакомая, например, борется с этой несправедливостью своими методами: каждую неделю скрупулезно отмечает в телепрограмме классику, наши старые мультики, и записывает их с телевизора на видео, составляя коллекцию для своих детей…

Марина МУРЗИНА, АиФ Москва, выпуск 08 (606), 23 февраля 2005 г.