Прорыв и скандал в стане российских мультипликаторов

Это был фестиваль-прорыв. Это был фестиваль-праздник. Это был фестиваль-скандал. Давненько в отечественном анимационном мире не случалось подобных эмоциональных потрясений, которые мы пережили за четыре фестивальных дня в городе Суздале.

На протяжении последних десяти лет каждый февраль российские мультипликаторы отчитываются друг перед другом о проделанной за год работе. Помню, самым насыщенным, шумным и ярким был первый фестиваль, что состоялся в стареньком пансионате под Тарусой. Затем пришла всеобщая бедность, фильмов снималось мало, иногда смотреть было и вовсе нечего. Хотя совершенно неожиданно появлялись такие шедевры, как «Русалка» и «Старик и море» Александра Петрова, «На краю земли» Константина Бронзита, «Рождество» Михаила Алдашина.

Десятый фестиваль стал событием. И не только потому, что впервые за его историю в конкурс попали сразу два полнометражных фильма: «Алеша Попович и Тугарин Змей» Константина Бронзита и «Щелкунчик» Татьяны Ильиной. Есть еще ряд оснований называть его таковым. Главное из них – уникальный проект «Гора самоцветов», создаваемый студией «Пилот».

К февралю были готовы первые одиннадцать фильмов из заявленных пятидесяти двух. Все они объединены пластилиновой заставкой, которая начинается со слов: «Мы живем в России». К пятому фильму на этой фразе фестивальный зал взрывался где истеричным хохотом, а где и стоном, но на седьмой секунде заставки внимание вновь концентрировалось на экране. Живем-то мы в России, но страна у нас больно большая. И каждый раз зрителям рассказываются новые подробности о каком-либо народе или крае, в котором, возможно, мы никогда не побываем. А у каждого народа есть свои сказки, каждая из которых – «как драгоценный камень-самоцвет»…

Фильмы из этой серии – тоже самоцветы. Блестящие, ослепляющие, непохожие друг на друга.

Пожалуй, самые стильные – северные сказки, передающие с помощью художников-постановщиков удивительный колорит своих малочисленных и загадочных народов. Эскимосская сказка «Про ворона» Алексея Алексеева и нивхская сказка «Как обманули змея» Андрея Кузнецова подкупают и изобразительным, и звуковым рядом. В них все гармонично, даже невероятно пестрая расцветка главных персонажей.

Башкирская сказка «Лиса-сирота» Сергея Гордеева – это целый ряд «приветов» знаменитым фильмам, книгам, эпизодам нашей истории. Известный всем сюжет про то, как Лиса воровала с чердака масло, оброс и расцветился многочисленными подробностями и гэгами. Так, например, Петух всеми жестами и высказываниями напоминает – ни много, ни мало – Владимира Ильича, а Волк и Заяц ходят в обнимку и постоянно твердят, что они «двести лет вместе».

В дагестанской сказке «Шейдулла-лентяй» Рима Шарафутдинова и Сергея Гордеева трюки следуют беспрестанно: только успеваешь отсмеяться над одним, на тебя обрушивается другой. А этот уморительный кавказский акцент, с которым разговаривают все герои! А эти дурацкие наигрыши, которые постоянно исполняет заглавный герой – клинический идиот и лентяй! А эта пошлая оговорка, которая к месту: «Вынь камень из жо… из глотки, и тогда перестанешь тонуть!»

Русские сказки – это настоящая россыпь остроумия. Вышеупомянутый Константин Бронзит представил в рамках проекта «Кота и лису». По стилю и гэгам фильм отдаленно напоминает «Лису и зайца» Юрия Норштейна и совершенно не напоминает предыдущие работы Бронзита (отчасти в этом заслуга молодой талантливой художницы Дарины Шмидт). Лучший питерский режиссер умело держит марку, сохраняя яркую индивидуальность. Некоторые сцены гениальны: Медведь медленно поднимается из-за кустов, вырастая, как скала из земли; Волк кричит из засыпанной ямы, но мы видим только ритмично подскакивающие листья; молчаливый Заяц, словно теннисный мячик, непроизвольно отскакивает ото всех, мешается под ногами и попадает туда, где ему совсем не место. Повторяющийся трюк с пуговицей, которую Кот приспособил вместо монокля, вызывает гомерический хохот. Ну и, конечно, Бронзит не может не ввернуть «крылатую фразочку». На этот раз она то и дело выскакивает из уст Кабана: «Дожили!»

У Михаила Алдашина в фильме «Про Ивана-дурака» играют даже фоны. Картина снята в 3D-анимации, но внешне напоминает перекладку, «вживленную» в сложную трехмерную декорацию, за основу которой взяты лубок и вертепный театр. В нужный момент, допустим, дом с шумом улетает вверх, а на его место опускается лес, и герою никуда не нужно ходить. Выглядит это довольно органично. Не говоря уже об очаровании главных героев и замечательном тексте, начитанном Александром Филиппенко.

В первой партии выпустил свой фильм и художественный руководитель проекта и студии «Пилот» Александр Татарский. В паре с Валентином Телегиным они экранизировали татарскую сказку «Толкование сновидений». Когда успели? Ведь оба параллельно вели абсолютно все фильмы, доделывая, а порой и переделывая то, что напортачили молодые. Шефствовал и Михаил Алдашин. А классик Эдуард Назаров стал для многих и вовсе отцом родным. Эта четверка выполняет функции Худсовета, возрожденного «Пилотом» на благо общего кинодела.

Фильмы «Горы самоцветов» выполнили свою главную функцию – возродили традиции советской мультипликации, вернули «среднюю планку» на прежний, высокий (как бы парадоксально это не звучало) уровень. Как заявил Валентин Телегин, «это колбаса без туалетной бумаги». Таким и должно быть кино. Выше подниматься надо, опускаться ниже – категорически запрещено. И этот средний уровень так больно ударил по остальным, что многие конкурсные фильмы померкли и затерялись в программе. Даже, в общем-то, не самые плохие фильмы.

Открытие Суздальского фестиваля – дебютантка Юлия Аронова. Она представила сразу два своих фильма: «Эскимо» и «Жук, корабль, абрикос». Первый – кукольный – девушка сняла одна, у себя дома, на станке, собранном своими руками. Понимая, что можно было бы посоветоваться с профессионалами и достать все необходимое, ей захотелось попробовать все самой, с нуля. Изобрести велосипед. И Юле это удалось. Более того, кино получилось трогательно очаровательным. Один чаплинский эпизод чего стоит: грустный пингвин заходит в свою клетку сквозь прутья, но вдруг спохватывается – дверцу надо было открыть! – возвращается, достает из-под коврика ключ, отворяет дверцу и входит в клетку уже «как надо»… Второй фильм – привет Юрию Норштейну. В нем нет сюжета, а есть лишь ощущения, воспоминания, настроения. И волшебная игра с технологией перекладки, как это раньше удавалось только великим режиссерам. «Торкнутая Норштейном», шутили об Ароновой в кулуарах. Пусть не все удалось, пусть картинка не склеилась в целостный видеоряд, но в барышне есть определенный потенциал, который в скором времени предъявит анимационному миру нового мастера. В этом мало кто сомневается. Ждем-с.

Студия «Аргус», разродившаяся наконец-то «Щелкунчиком», представила в этом году забавную киношутку «Буревестник». Режиссер – представитель среднего поколения аниматоров Алексей Туркус. Он работает в кино давно, но всегда остается в тени своих более удачливых коллег, не обласкан ни вниманием, ни призами. «Буревестник» - тоже произведение не аховое, но оно, как то самое классическое ружье, вдруг выстрелило. Да так, что оказалось в центре главного фестивального скандала.

Для начала несколько слов о фильме. Это школьный анекдот, в котором отличница читает знаменитое нескладное стихотворение Горького «Песнь о Буревестнике», а остальные ученики занимаются каждый своим делом. Разбушевавшаяся горьковская стихия врывается в класс, вовлекая в себя и школьников, и учительницу, которую блистательно озвучила Мария Аронова. Грамотное зрительское кино, как и следовало ожидать, пришлось по душе, в первую очередь, зрителям. В этом году на фестивале впервые смогли голосовать все желающие: для этого на сайте Rambler Vision были выложены отрывки из всех конкурсных мультфильмов. «Буревестнику» отдали голоса большинство пользователей. Но это еще не все. Фильм победил и в рейтинге участников фестиваля. Его результатов в Суздале ожидают не меньше, чем решений жюри. Оценка коллег-профессионалов для авторов поважнее субъективного мнения пятерых мэтров. Так вот «Буревестник» перекрыл и «Гору самоцветов», и «Алешу Поповича», и всех остальных. Его вписывали в рейтинговую карточку (куда можно было внести всего пять фильмов) даже те, кто отстаивали интересы своей студии, отдавая четыре оставшихся графы ее работам.

Теперь непосредственно о скандале. В первую очередь, это невручение Гран-при. Даже если бы не было в этом году проекта «Гора самоцветов», в конкурсе участвовали вполне приличные работы. Другое дело, что на Гран-при они не тянули. Все четыре фестивальных дня критики, журналисты и режиссеры обсуждали один вопрос – кто из «Горы» станет главным лауреатом? Бронзит, Алдашин, Кузнецов, Алексеев? Или Наташа Березовая, чей фильм «Про барана и козла» приняли особенно горячо? Или наградят весь проект в целом? Не угадал никто. И в этом случае самое обидное, что невручение Гран-при сразу принизило значение всего юбилейного фестиваля. Кричали: «Прорыв!» Кричали: «Возрождение!» А, выходит, программа-то была, мягко говоря, слабенькая. Почему жюри приняло такое решение – загадка.

Руководитель «Пилота» и президент фестиваля Александр Татарский справедливо метал молнии. Его студия всегда была в опале у чиновников от кино, и он надеялся, что успех «Горы самоцветов» несколько изменит такое отношение. Теперь же Татарский говорит об интригах, которые каким-то образом повлияли и на уважаемых «жюристов».

Странная история произошла и с рейтингом. Второй год результаты всеобщего голосования подсчитываем мы с моим коллегой Александром Плющевым, поэтому я могу оценить всю ситуацию, как говориться, изнутри. Приступая к подсчету, мы не сомневались, что первые пять мест возьмет все та же «Гора самоцветов». Ошиблись и здесь. Голосовать могли все триста пятьдесят человек, аккредитованных на фестивале, но в ящик было опущено всего лишь сто девять карточек. Большая часть из них представляли интересы тех или иных студий. Это видно невооруженным глазом: в одной карточке все пять мест отданы фильмам одного продюсера. Видимо, была изначальная установка, и студийцы честно ее выполняли. Иногда люди не сдерживались и одно место все-таки отводили любимой картине – тому же «Буревестнику», «Алеше Поповичу» или еще кому. Любопытно, что поклонники «Горы самоцветов» оказались не очень активными, и названия фильмов проектов встречались реже прогнозируемого. Кроме того, на фестивале появилось много молодежи, которые еще не совсем понимают смысла голосования, а может и вовсе не знают о нем. Зато те, кому важно отстоять интересы своих студий, стараются вовсю. Почему такой целью не задался Александр Татарский? Наверное, он все еще романтик и верит в честную борьбу. Так или иначе, если бы не корпоративная возня, сто голосов можно было бы считать отражением общего мнения, но… Объективность рейтинговой оценки исчезла, первоначальная благородная идея была похерена.

Я бы не стал так подробно об этом писать, если бы не последовавший за подсчетом шум и сомнения в компетентности счетной комиссии. Поэтому официально заявляю: либо необходимо систему рейтинга менять в корне, либо отменять совсем.

Итак, результаты зрительского рейтинга:
1. «Буревестник» – 197
2. «Кот и лиса» – 171
3. «Про мышонка» – 139
4. «Про барана и козла» – 119
5. «Про ворона» – 107
6. «Про Ивана-дурака» – 99
7. «Каштанка» – 96
8. «Жук, корабль, абрикос» – 83
9. «Шейдула-лентяй» – 46
10. «Как обманули змея» – 45

Ну, и немного о наградах жюри. Три приза фестиваля достались Большой киностудии «Пилот». Бронзовая девочка с гусем на малахитовой подставке вручена фильму «Кот и лиса» Константина Бронзита за лучшую режиссуру. Такого же приза удостоены Михаил Алдашин и Олег Ужинов за картину «Про Ивана-дурака». Алексей Алексеев получил приз за создание гармоничного звукового и зрительного пространства в фильме «Про ворона». Худсовет студии награжден дипломом «Коллективному разуму Большой киностудии «Пилот», энергично создающему «Гору самоцветов». И еще один приз – от главного сайта отечественной анимации «Аниматор» (www.animator.ru) – тоже достался проекту «Гора самоцветов».

Режиссер Мария Муат и художник Марина Курчевская получили приз жюри за лучший фильм для детей, которым стала история «Про мышонка» (студия «Анимос»). И за талантливый дебют приз достался Юлии Ароновой, создавшей фильмы «Эскимо» и «Жук, корабль, абрикос».

Далее следуют дипломы, призы спонсоров и организаций, награды всевозможных городских администраций, особые упоминания жюри и т.д.
Но здесь я упомяну всего лишь одну награду, пожалуй, самую ценную и почетную. Впервые на фестивале вручен приз «За вклад в профессию». Его удостоен патриарх российской анимации, всемирно признанный режиссер и педагог Федор Савельевич Хитрук. Статуэтку получил его внук, Федор Хитрук-младший, и вчера передал ее своему именитому дедушке.


Сергей КАПКОВ